Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику 9 класса В.Б. Захаров Н.И. Сонин Е.Т. Захарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._biologiya_9.docx | 76.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
- авторской программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) .
Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процесса обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле. А также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; - владеть языком науки.
Содержание программы учебного курса
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (22 часа)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 час).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.
Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия.
Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение.
Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5час) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.
Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Т е м а 1.8
Развитие жизни на Земле (4часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии.
Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов(11 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров:
белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(3часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий.
Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.
Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа.
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Т е м а 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Т е м а 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(4 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов(20 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков(10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (5 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов(5 час)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)
Т е м а 5.1
Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы. Лабораторные и практические работы:
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2
Биосфера и человек (5час)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга.
Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Заключение (3часа)
Учебно-тематический план:
Введение (1 ч)
Эволюция живого мира на Земле (22ч)
Структурная организация живых организмов (11 ч)
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)
Взаимоотношения организма и среды.5 ч
Повторение по всему курсу (3 ч )
Итого: 68 ч
Формы промежуточного контроля
устный опрос, тестирование, самостоятельные работы.
Форма промежуточной аттестации , тестирование
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ Планирование | |||||||||
№ п/п | Название темы раздела | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание Вид контроля | ||||
9«А» | 9«Б» | 9«А» | 9«Б» | ||||||
Введение | 1 | ||||||||
1. | Биология - наука о жизни | 5.09 | 3.09 | ||||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 22 | ||||||||
Глава 1. Многообразие живого мира. | 2 | ||||||||
2 | Многообразие живого мира. | 1 | 7.09 | 4.09 | |||||
3 | Основные свойства живых организмов. | 1 | 12.09 | 10.09 | |||||
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | ||||||||
4 | Становление систематики | 1 | 14.09 | 11.09 | |||||
5 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | 19.09 | 17.09 | |||||
Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 5 | ||||||||
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | 21.09 | 18.09 | |||||
7 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | 26.09 | 24.09 | |||||
8 | Учение Ч.Дарвина об естественном отборе | 1 | 28.09 | 25.09 | |||||
9 | Борьба за существование и её основные формы | 1 | 3.10 | 1.10 | |||||
10 | Формы естественного отбора | 1 | 5.10 | 2.10 | |||||
Глава 4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 2 | ||||||||
11 | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора | 1 | 17.10 | 8.10 | |||||
12 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации | 1 | 19.10 | 9.10 | |||||
Глава 5.Микроэволюция | 2 | ||||||||
13 | Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа№1 «Морфологический критерий вида» | 1 | 24.10 | 15.10 | |||||
14 | Эволюционная роль мутаций | 1 | 26.10 | 16.10 | |||||
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | ||||||||
15 | Главные направления эволюции | 1 | 31.10 | 22.10 | |||||
16 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | 02.11 | 23.10 | |||||
17 | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции | 1 | 7.11 | 29.10 | |||||
Глава 7 Возникновение жизни на Земле | 2 | ||||||||
18 | Современные представления о развитии жизни на Земле. | 1 | 9.11 | 30.10 | |||||
19 | Начальные этапы развития жизни | 1 | 14.11 | 5.11 | |||||
Глава 8. Развитие жизни на Земле | 4 | ||||||||
20 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру | 1 | 21.11 | 6.11 | |||||
21 | Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры | 1 | 23.11 | 12.11 | |||||
22 | Жизнь в кайнозойскую эру | 1 | 28.11 | 13.11 | |||||
23 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле». (Тестирование) | 1 | 30.11 | 26.11 | |||||
Раздел 2 Структурная организация живых организмов | 11 | ||||||||
Глава 9. Химическая организация клетки | 2 | ||||||||
24 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | 05.12 | 27.11 | |||||
25 | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | 07.12 | 3.12 | |||||
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | ||||||||
26 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | 12.12 | 4.12 | |||||
27 | Энергетический обмен | 1 | 14.12 | 10.12 | |||||
28 | Обмен веществ растительной клетки | 1 | 19.12 | 11.12 | |||||
Глава 11. Строение и функции клеток | 5 | ||||||||
29 | Прокариотическая клетка | 1 | 21.12 | 17.12 | |||||
30 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа№2 «Изучение строения клетки под микроскопом» | 26.12 | 18.12 | ||||||
31 | Эукариотическая клетка.Ядро. | 1 | 28.12 | 24.12 | |||||
32 | Деление клеток | 1 | 09.01 | 25.01 | |||||
33 | Клеточная теория строения организмов | 1 | 11.01 | 14.01 | |||||
34 | К/Р по разделу «Структурная организация живых организмов». | 16.01 | 15.01 | ||||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | ||||||||
Глава 12.Размножение организмов | 2 | ||||||||
35 | Бесполое размножение организмов | 1 | 18.01 | 21.01 | |||||
36 | Половое размножение организмов. Развитие половых клеток | 1 | 23.01 | 22.01 | |||||
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) | 4 | ||||||||
37 | Эмбриональный период развития | 1 | 25.01 | 28.01 | |||||
38 | Постэмбриональный период развития | 1 | 30.01 | 29.01 | |||||
39 | Общие закономерности развития.Биогенетический закон. | 1 | 1.02 | 4.02 | |||||
40 | К/Р по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | 6.02 | 5.02 | |||||
Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов | 20 | ||||||||
Глава 14. Закономерности наследования признаков | 10 | ||||||||
41 | Генетика - наука о наследственности и изменчивости | 1 | 8.02 | 11.02 | |||||
42 | Основные понятия генетики | 1 | 20.02 | 12.02 | |||||
43 | Гибридологический метод изучения наследственности | 1 | 22.02 | 18.02 | |||||
44 | Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя | 1 | 27.02 | 19.02 | |||||
45 | Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя. | 1 | 01.03 | 25.02 | |||||
46 | Сцепленное наследование генов | 1 | 06.03 | 26.02 | |||||
47 | Генетика пола.Наследование признаков,сцепленных с полом | 1 | 13.03 | 4.03 | |||||
48 | Генетика человека | 1 | 15.03 | 5.03 | |||||
49 | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и составление родословной» | 1 | 20.03 | 11.03 | |||||
50 | Взаимодействие генов | 1 | 22.03 | 12.03 | |||||
Глава 15. Закономерности изменчивости | 5 | ||||||||
51 | Наследственная (генотипическая)изменчивость | 1 | 03.04 | 18.03 | |||||
52 | Мутационная изменчивость | 1 | 05.04 | 19.03 | |||||
53 | Фенотипическая изменчивость | 1 | 10.04 | 1.04 | |||||
54 | Лабораторная работа№4 «Изучение изменчивости.Построение вариационной кривой» | 1 | 12.04 | 2.04 | |||||
55 | Генетические основы эволюционной теории | 1 | 17.04 | 8.04 | |||||
Глава 16. Селекция растений,животных и микрооганизмов | 5 | ||||||||
56 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | 19.04 | 9.04 | |||||
57 | Методы селекции растений | 1 | 24.04 | 15.04 | |||||
58 | Методы селекции животных | 1 | 26.04 | 16.04 | |||||
59 | Селекция микрооганизмов | 1 | 03.05 | 22.04 | |||||
60 | К/Р на тему «Наследственность и изменчивость организмов». | 1 | 08.04 | 23.04 | |||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 7 | ||||||||
Глава 17. Биосфера, её структуры . | 3 | ||||||||
61 | Структура биосферы. | 1 | 10.05 | 29.04 | |||||
62 | Биогеоценозы .Агроценозы | 1 | 15.05 | 30.04 | |||||
63 | Экологические факторы среды | 1 | 17.05 | 6.05 | |||||
Глава 18 Биосфера и человек | 5 | ||||||||
64 | Природные ресурсы и их использование | 1 | 17.05 | 7.05 | |||||
65 | . Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | 22.05 | 13.05 | |||||
66 | Анализ контрольн. тестирования | 1 | 22.05 | 14.05 | |||||
67 | Повторение по теме «Биосфера» | 1 | 24.05 | 20.05 | |||||
68 | Обобщающий урок по всему курсу | 1 | 24.05 | 21.05 | |||||
ИТОГО | 68 |
Учебно-методическое обеспечение :
Учебная программа Авторская программа основного общего образования по биологии.- 9 класс/(авт.-сост).В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин.- М. : Дрофа , 2009.
Учебник : Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б.Агафонова ИБ. «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
Методические пособия для учителя:
- Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 128 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...