Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Лапшина В.И. Рокотова Д.И. Биология 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_kl._fgos.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им.А.С.Пушкина
Принята на заседании МО учителей «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Естественно-математического цикла, замдиректора по УВР Приказ №128
Протокол №1 от 30 августа 2018г. __________________ от 31 августа 2018г.
Рук.ШМО_____________ Климовцева В.А.
Лисовская НП «31 августа 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
6 класс
Левкина Алла Петровна
первая категория
Трубчевск
2018.г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Трубчевская СОШ№2 им АС Пушкина и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им АСПушкина
Планируемые результаты изучения учебного предмета биология 6 класса:
личностные результаты:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построении дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье -сберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории ,культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных ,этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему ,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборов учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; •умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
предметные результаты
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; •формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению био разнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; •формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Биология 6 класс» используется :
Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/2016г
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России,и авторской программы курса биология, учебно- методической системы Лапшина В.И ., Рокотова Д.И.
На изучение биологии в 6 классе отводится 1,5 час в неделю в объёме 52 часа в год.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» после изучения курса проводится промежуточная аттестация в форме тестирования.
Содержание предмета.
Тема 1 Общая характеристика живых организмов( 9 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке .Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток .Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация: Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы Признаки живых организмов. Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Тема 2 Многообразие живых организмов( 9 часов)
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. Бактерии : строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека. Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация :Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы :Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам , типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Особенности строения цветковых и споровых растений. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов (23 часа)Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное. Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб.
Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) . Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян. Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Демонстрация: Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы Питание комнатных растений .Изучение роли воздуха в прорастании семян .Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Образование и рост корней.
Тема 4 Организмы и окружающая среда 10 часов.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг , степь , болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрации: Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу. Итоговый тест в рамках годовой промежуточной аттестации 1час.
Тематическое планирование.
№ п/п | Темы разделов курса, уроков | Кол-во часов | Дата проведения 6 «А» | Примечание | |
план | факт | ||||
1. | Введение | 1 | 03.09 | ||
2.. | Основные свойства живых организмов. Л/р№1. «Признаки живых организмов» | 1 | 07.09 | ||
3. | Химический состав живого организма | 1 | 10.09 | ||
4. | Вещества клеток. Л/р №2. «Химический состав растительных организмов» | 1 | 14.09 | ||
5. | Увеличительные приборы. | 1 | 17.09 | ||
6. | Клетка — элементарная единица живого. Л/р№3. «Строение растительной клетки» | 1 | 21.09 | ||
7. | Понятие «ткань». Л/р №4. «Изучение тканей.»
| 1 | 24.09 | ||
8. | Понятие «орган», система органов. | 1 | 28.09 | ||
9. | Обобщающий урок по теме «Общая характеристика живых организмов» | 1 | 01.10 | ||
10. | Проведение теста по теме» Общая характеристика живых организмов» | 1 | 05.10 | ||
11. | Систематика живых организмов. Л/р №5. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам | 1 | 08.10 | ||
12. | Бактерии. Л/р №6. «Строение бактерий на примере сенной палочки» | 1 | 15.10 | ||
13. | Растения. Л/р №7. «Особенности строения цветковых и споровых растений» | 1 | 19.10 | ||
14. | Органы растений. | 1 | 22.10 | ||
15. | Животные. Л/р №8. «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | 26.10 | ||
16 . | Грибы. Особенности строения грибов. | 1 | 29.10 | ||
18 . | Биология — наука о живых организмах | 1 | 02.11 | ||
17. | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 05.11 | ||
19. | Проверочный тест по теме»Многообразие живых организмов» | 1 | 12.11 | ||
20. | Сущность питания. Типы питания. | 1 | 23.11 | ||
21. | Особенности питания растений. Л/р №9. «Питание комнатных растений» | 1 | 26.11 | ||
22. | Особенности питания животных | 1 | 30.11 | ||
23. | Пищеварение и его значение, пищеварительные ферменты. | 1 | 03.12 | ||
24. | Обобщение знаний по теме «Питание и пищеварение» | 1 | 07.12 | ||
25. | Дыхание живых организмов. Л/р № 10. «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 | 10.12 | ||
26. | Дыхание животных. | 1 | 14.12 | ||
27. | Обобщение знаний по теме « Дыхание» | 1 | 17.12 | ||
28. | Транспорт веществ в организме, его значение. Л/р №11. « Передвижение веществ в растении» | 1 | 21.12 | ||
29. | Перенос веществ в организмах животных. Строение кровеносной системы у позвоночных животных | 1 | 24.12 | ||
30. | Обобщение знаний по теме «Передвижение веществ в организме» | 1 | 28.12 | ||
31. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. | 1 | 11.01 | ||
32. | Значение процессов выделения у позвоночных животных. | 1 | 14.01 | ||
33. | Обмен веществ и преобразование энергии. Л/р №12. «Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 | 18.01 | ||
34. | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы у растений. | 1 | 21.01 | ||
35 | Строение опорных систем у животных. | 1 | 28.01 | ||
36. | Движение как важнейшая особенность живых организмов. Л/р № «13. Передвижение дождевого червя» | 1 | 04.02 | ||
37.. | Обобщение знаний по темам «Опорные системы. Движение.» | 1 | 11.02 | ||
38. | Биологическое значение размножения. Размножение бесполое. Л/р № 14. «Вегетативное размножение растений» | 1 | 18.02 | ||
39. | Размножение ( половое) | 1 | 25.02 | ||
40. | Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Л/р № 15. Образование и рост корней | 1 | 04.03 | ||
41. | Организм как единое целое | 1 | 11.03 | ||
42. | Обобщающий урок по теме «Основные жизненные функции организмов» | 1 | 18.03 | ||
43. | Среда обитания | 1 | 01.04 | ||
44. | Природное сообщество | 1 | 08.04 | ||
45. | Смена природных сообществ | 1 | 15.04 | ||
46. | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 1 | 22.04 | ||
47. | Охрана живых организмов и природных сообществ | 1 | 29.04 | ||
48. | Обобщающий урок по основным темам курса. | 1 | 06.05 | ||
49. | Итоговое тестирование в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 13.05 | ||
50. | Обобщающий урок по основным темам курса «Биология. 6 класс» | 1 | 20.05 | ||
51. | Обобщающий урок по основным темам курса | 1 | 27.05 | ||
52. | Обобщающий урок | 1 | 31.05 |
Итого 52 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...