Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа к учебнику Лапшина В.И. Рокотова Д.И. Биология 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_kl._fgos.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им.А.С.Пушкина

Принята на заседании МО учителей       «СОГЛАСОВАНО»                            «УТВЕРЖДЕНО»

Естественно-математического  цикла,      замдиректора по УВР                          Приказ №128

Протокол №1 от 30 августа 2018г.        __________________                                от 31 августа 2018г.

Рук.ШМО_____________                    Климовцева В.А.

Лисовская НП                                        «31 августа 2018

                                                                                                                                   

                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

6 класс

Левкина Алла Петровна

                                                                                        первая категория  

Трубчевск

2018.г


                                     Пояснительная  записка.

Рабочая  программа  по биологии для  6  класса  разработана  в  соответствии  с Положением  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочей  программы  по  учебным  предметам, курсам, модулям  в  соответствии с  ФГОС  ООО  МБОУ  Трубчевская СОШ№2 им АС Пушкина  и  на  основании  Основной  образовательной  программы  основного  общего  образования  МБОУ  Трубчевская СОШ №2 им АСПушкина

Планируемые  результаты  изучения   учебного  предмета биология  6 класса:

 личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построении дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье -сберегающих технологий;

сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории ,культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных ,этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему ,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборов учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

 предметные результаты

 •усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению био разнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Для  достижения планируемых  результатов  освоения  учебного предмета  «Биология 6 класс»  используется :

Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/2016г

Содержание рабочей  программы  полностью соответствует  содержанию  примерной  программы  учебного  предмета, рекомендованной Минобрнауки России,и авторской  программы курса биология, учебно- методической  системы Лапшина В.И .,  Рокотова Д.И.

На  изучение биологии в 6 классе отводится 1,5 час в неделю в объёме 52 часа в год.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ»  после  изучения  курса  проводится  промежуточная   аттестация  в  форме  тестирования.

                                              Содержание предмета.

                           Тема 1 Общая характеристика живых организмов( 9 ч)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке .Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток .Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация: Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы Признаки живых организмов. Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Тема 2 Многообразие живых организмов( 9 часов)

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. Бактерии : строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека. Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.  Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация :Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы :Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам , типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Особенности строения цветковых и споровых растений. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов (23 часа)Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное. Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб.

Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая  Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы  сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

 Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) . Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

 Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

 Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян. Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.

Демонстрация: Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы Питание комнатных растений .Изучение роли воздуха в прорастании семян .Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Образование и рост корней.

Тема 4 Организмы и окружающая среда 10 часов.

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.    Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг , степь , болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность  распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.  

Демонстрации: Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.    Итоговый тест в рамках годовой промежуточной аттестации  1час.

                                                   

                                               

                                                           Тематическое планирование.                                            

№ п/п

Темы разделов курса, уроков

Кол-во часов

Дата проведения     6 «А»

Примечание

план

факт

1.

Введение

1

03.09

2..

Основные свойства живых организмов. Л/р№1. «Признаки живых организмов»

1

07.09

3.

Химический состав живого организма

1

10.09

4.

Вещества клеток. Л/р №2. «Химический состав растительных организмов»

1

14.09

5.

Увеличительные приборы.                          

1

17.09

6.

Клетка — элементарная единица живого. Л/р№3. «Строение растительной клетки»

1

21.09

7.

Понятие «ткань». Л/р №4. «Изучение тканей.»

 

1

24.09

8.

Понятие «орган», система органов.

1

28.09

9.

Обобщающий урок по теме «Общая характеристика живых организмов»

1

01.10

10.

Проведение теста по теме» Общая характеристика живых организмов»

1

05.10

11.

Систематика живых организмов.                 Л/р №5. Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам

1

08.10

12.

 Бактерии. Л/р №6. «Строение бактерий на примере сенной палочки»

1

15.10

13.

 Растения. Л/р №7. «Особенности строения цветковых и споровых растений»

1

19.10

14.

Органы  растений.

1

22.10

15.

 Животные. Л/р №8.  «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

1

26.10

16 .

Грибы. Особенности строения грибов.

1

29.10

18 .

 Биология — наука о живых         организмах

1

02.11

 17.

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов»

1

05.11

19.

Проверочный тест по теме»Многообразие живых организмов»

1

12.11

20.

Сущность питания. Типы питания.

1

23.11

21.

 Особенности питания растений.              

 Л/р №9. «Питание комнатных растений»

1

26.11

22.

Особенности питания животных

1

30.11

    23.

Пищеварение и его значение, пищеварительные ферменты.

1

03.12

    24.

Обобщение  знаний  по  теме «Питание и пищеварение»

1

07.12

    25.

 Дыхание живых организмов. Л/р № 10. «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

1

10.12

    26.

Дыхание животных.

1

14.12

    27.

Обобщение знаний по теме  « Дыхание»

1

17.12

   28.

 Транспорт веществ в организме, его значение. Л/р №11. « Передвижение веществ в растении»

1

21.12

   29.

Перенос веществ в организмах животных. Строение кровеносной системы у позвоночных животных

1

24.12

   30.

Обобщение знаний по теме «Передвижение веществ в организме»

1

28.12

   31.

 Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений.

1

11.01

    32.

Значение процессов выделения у позвоночных животных.

1

14.01

    33.

 Обмен веществ и преобразование энергии. Л/р №12. «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1

18.01

     34.

 Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы у растений.

1

21.01

     35

Строение опорных систем у животных.

1

28.01

     36.

 Движение как важнейшая особенность живых организмов. Л/р № «13. Передвижение дождевого червя»

1

04.02

     37..

Обобщение знаний по темам «Опорные системы. Движение.»

1

11.02

     38.

 Биологическое значение размножения. Размножение бесполое.    Л/р № 14. «Вегетативное размножение растений»

1

18.02

     39.

Размножение ( половое)

1

25.02

     40.

 Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Л/р № 15. Образование и рост корней

1

04.03

 41.

 Организм как единое целое

1

11.03

42.

Обобщающий урок по теме «Основные жизненные функции организмов»

1

18.03

43.

 Среда обитания

1

01.04

44.

 Природное сообщество

1

08.04

45.

 Смена природных сообществ

1

15.04

46.

 Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

22.04

47.

 Охрана живых организмов и природных сообществ

1

29.04

48.

Обобщающий урок по основным темам курса.

1

06.05

49.

Итоговое тестирование в рамках годовой промежуточной аттестации.

1

13.05

    50.

Обобщающий урок по основным темам курса «Биология. 6 класс»

1

20.05

51.

Обобщающий урок по основным темам курса

1

27.05

52.

Обобщающий урок

1

31.05

Итого 52 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...