Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа по биологии 11 класс по учебникам В.Б. Захарова,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_11_kl.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе Федерального  компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г и авторской программы В.Б: Захарова по биологии для 11 класса . Профильный уровень. //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.//.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю - 1 час федеральный компонент, 1 час школьный компонент).

Тематическое планирование раздела «общая биология» ориентировано на изучение

данного раздела в 11 классе на расширенном уровне.

          В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии :

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

• овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

• воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношёнию к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую

программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты.

Гербарии, коллекции и т. д. Выполнение практической работы направлено на

формирование        общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной

деятельности.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/ понимать
- основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);учений (о путях и направлениях эволюции; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди-Вайнберга) ; закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); 
строение  экологических  объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование,   влияние   элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Биосфере, эволюция биосферы;
  • современную    биологическую    терминологию и символику;

уметь

•        объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,   человека,   биосферы,   единства  человеческих рас,  устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать     взаимосвязи   движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,  источники  мутагенов  в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать  биологические  объекты  (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  человеческих рас,  глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять    самостоятельный    поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,);
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук.
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Глава 1. Эволюционное учение (13 часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по

систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук,

экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди —Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

-Лабораторные и практические работы

-Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

-Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

-Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также

результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

- Изучение изменчивости.

- Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.

- Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 2. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция .( 7 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический

регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенных условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групr

организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

- Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

- Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды

обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

- Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Мвжпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныХVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открьггия.

Э к о н о м и ч е с к а я     г е о г р а ф и я     з а р у б е ж н ы х с т р а н. Население мира. География населения мира.

Глава 3. Развитие жизни на земле. (7 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле, Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников.

Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую .эру. Бурное развитие цветковых растений. многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих. появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.        

- Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну й флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Глава 4. Происхождение человека (8 часов)

       Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ното sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки в трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ното sapiens чёловеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства чёловеческого общества.

- Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

- Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

- Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и«социального дарвинизма».

- Межпредметные связи. Ф и з и ч е с к а я география. История континентов.

Э к о н о м и ч е с к а я г е о г р а ф и я. Население мира. География населения мира.

Глава 5. Биосфера, её структура и функции. (2часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе . Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. (15часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сеть питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.        .

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализ кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.; Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

- Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

-  Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

- Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция смена биоценозов и восстановление биоценозов.

- Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

- Межпредметные связи. Н е о р г а н и ч е с к а я химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, йх химические свойства.

Ф и з и ч е с к а я    г е о г р а ф и я. Климат Земли, климатическая зональность

Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера. (11 часов)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов, памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрация. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Глава 8. Бионика (2 часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений ~ животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения машины, механизмы, приборы и т. д.).

- Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

^ Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т; д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

- Межпредметные связи. Н е о р г а н и ч е с к а я химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых  видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Перечень этих работ представлена в следующей таблице.        

Повторение (3 часов).

Итого: 68 часов

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Эволюционное учение

15 по программе 13

2

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

7

3

Развитие жизни на Земле.

6       по программе 7

4

Происхождение человека

7        по программе 8

5

Биосфера. Ее структура и функции.

2

6

Жизнь в сообществах. Основы экологии.

15

7

Биосфера и человек. Ноосфера.

11

8

Бионика.

2

9

Повторение.

3

Итого:

68 ч

2 часа в тему 1 добавлено за счет тем 3 и 4 с целью отработки понятия изменчивость, ее виды.

Виды контроля:

-текущий- систематическая проверка знаний;

-рубежный или периодический- после завершения больших тем;

-итоговый учет.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

Глава1. Эволюционное учение (15 часов)

1

История представления о развитии жизни на Земле

03.09.

2

История представления о развитии жизни на Земле

05.09.

3

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение об искусственном отборе.

10.09.

4

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Индивидуальная изменчивость.

12.09.

5

Лабораторная работа «Изучение изменчивости»

17.09.

6

Борьба за существование и естественный отбор.

19.09.

7

Микроэволюция. Вид. Критерии и структура.

24.09.

8

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

26.09.

9

Популяция- элементарная единица эволюции.

01.10.

10

Формы естественного отбора

03.10.

11

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора

08.10.

12

Относительный характер приспособленности организмов к среде обитания

15.10.

13

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

17.10.

14

Видообразование как результат микроэволюции.

22.10.

15

Контрольная работа по теме «Эволюционное учение».

24.10.

Глава 2. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (7 часов)

16

Пути достижения биологического процесса

29.10.

17

Лабораторная работа «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптация у насекомых»

31.10.

18

Основные  закономерности биологической эволюции.

05.11.

19

Конвергенция параллелизм.

07.11.

20

Правила эволюции.

12.11.

21

Обобщение знаний по теме: «Учение об эволюции органического мира»

14.11.

22

Тестирование по темам «Эволюционное учение. Закономерности эволюции»

21.11.

Глава3. Развитие жизни на Земле (6 часов)

23

Развитие жизни в архейской и протерозойской  эрах.

26.11.

24

Развитие жизни в палеозойскую эру.

28.11.

25

Возникновение позвоночных

03.12.

26

Развитие жизни в мезозойскую эру.

05.12.

27

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

10.12.

28

Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле». Контрольное тестирование.

12.12.

Глава 4. происхождение человека (7 часов)

29

Положение человека в системе животного мира.

17.12.

30

Эволюция приматов.

19.12.

31

Стадии эволюции человека.

24.12.

32

Древний человек.

26.12.

33

Современные люди. Современный этап эволюции человека.

09.01.

34

Обобщение знаний по теме «Происхождение человека»

14.01.

35

Контрольная работа по теме: «Происхождение человека»

16.01.

Глава 5. Биосфера. Ее структура и функции (2 часа)

36

Структура биосферы

21.01.

37

Круговорот веществ в природе.

23.01.

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (15 часов)

38

История формирования сообществ живых организмов.

28.01.

39

Биогеография. Основные биомы суши.

30.01.

4

Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы.

04.02.

41

Взаимоотношения организма и среды.

05.02.

42

Абиотические факторы среды.

11.02.

43

Взаимоотношения организма и среды. Взаимодействие факторов среды.

18.02.

44

Взаимоотношения организма и среды. Биотические факторы среды.

20.02.

45

Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

25.02

46

Смена биоценозов

27.02.

47

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз.

  04 .03.

48

Антибиотические отношения.

    06.03.

49

Происхождение и эволюция паразитизма.

    11.03.

50

Конкуренция. Нейтрализм.

    13.03.

51

Семинар по теме : «Жизнь в сообществах»

    18.03.

52

Контрольное тестирование по теме «Взаимоотношения между организмами».

    20.03.

Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера (11 часов)

53

Взаимодействие человека и природы в процессе становления общества.

  01.04.

54

Природные ресурсы и их использование

   03.04.

55

Загрязнение воздуха

   08 .04.

56

Загрязнение воды.

    10.04.

57

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

    15.04.

58

Радиоактивное загрязнение биосферы

  17 .04.

59

Антропогенное изменение почвы

   22  .04.

60

Влияние на растительный и животный мир

   24 .04.

61

Охрана природы и перспективы рационального природоиспользования.

   29.04.

62

Семинар на тему «Биосфера и человек»

   06.05.

63

Тестирование по теме «Взаимосвязь природы и общества»

    08 .05.

Глава8. Бионика (2 часа)

64

Бионика. Биомеханика.

      13.05.

65

Тестирование в рамках промежуточной аттестации

       15.05.

Повторение (3 часа)

66

Перспективы развития биологических знаний

       20.05.

67-68

  Повторение по теме «Биосфера»

22.05

Учебно-методическое обеспечение

1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч. 2/Под ред. nроф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010;

Методические пособия для учителя:

1. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. «Учитель», 2009г.

2. .17ернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. S класс. Биология. 6— 11 классы. - М.: Дрофа, 2009

Дополнительная литература для учителя:

1)Батуев А. С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой сnравочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2010;

2)Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М: « Оникс 21 век» «Мир и образование», 2010;

3)Козлова Т.А., Кучменко В. С. Биология в таблицах 6-11 классы. Сnравочное пособие. - М.: Дрофа, 2010;

4)Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу « Общая биология». - М. :« Издательство НЦ ЭНА С», 2010;

5)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 2009;

б) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...