Крылатые корсары. Внешенее строение насекомых. Разработка урока по биологии. 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Чупрова Наталья Валерьевна

Предлагаемый материал содержит конструкт урока. Презентацию к уроку. Отдельные файлы с рисунками, видео, лабораторной работой, эталонами для детей и учителя, раздаточный материал для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология 7 класс ФГОС

Тема: «Крылатые корсары»

Внешнее строение насекомых.

Цель: Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых, их образе жизни, выявить причины их процветания.

Задачи:

  • сформировать знания об особенностях внешнего строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых и образа жизни насекомых в связи с условиями среды обитания;
  • познакомить с представителями класса Насекомые, их систематическими группами;
  • продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • описывать характерные признаки класса Насекомые;
  • распознавать представителей класса Насекомые на таблицах, рисунках, фотографиях, др. наглядных пособиях, в природе;
  • объяснять: взаимосвязь строения и образом жизни насекомых, освоивших разные среды обитания, между строением и функциями систем органов представителей класса Насекомые.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в паре.


Этап

Содержание

Оборудование

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете? (Мы проходи два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)

− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно?

− Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.)

Поэтому эпиграфом к уроку я выбрала высказывание Бернарда Шоу

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Какую тему вы изучаете на уроках биологии? (Тип Членистоногие)

Сегодня вы продолжите изучение этой темы, и познакомимся с представителями самого многочисленного класса, не только среди членистоногих, но и среди других животных Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что существа  являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн. видов этих животных живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

-О каком классе живых организмов идет речь? (о классе насекомых)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала). По  теме: признаки  представителей типа Членистоногие.

-Я предлагаю вам выполнить задание тренажера по этой теме.

- Почему они получили такое название (их конечности имеют членистое строение).

-Что вы сейчас повторили и узнали? (общие признаки представителей типа Членистоногие)

Пригласить к доске 3-4 учащихся, с заданием написать систематическое положение разных насекомых, параллельно выполняют в тетради.

- Как вы должны его выполнять? (Самостоятельно.)

- Поднимите руки, все  справились  с заданием?

-Что вы не можете сделать? (Мы не можем, обосновать свои ответы, не можем предъявить эталон.)

Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

Электронное приложение к учебнику.

Экзаменатор, пар. 34-тренажер.(2 мин)

Работают в тетради, пишут классификацию.

3. Выявления места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было написать классификацию насекомых)

− Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, какие особенности строения или образа жизни относят насекомых к разным отрядам, какие признаки нужно учитывать, а какие нет)

− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете, и над чем вам предстоит работать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны составить  общую характеристику насекомых,  среды их обитания, особенности  внешнего строения, принципы их объединения в группы)

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Внешнее строение насекомых)

− Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и составим общую характеристику насекомых)

Записывают тему в тетради,

План на доску.

5. Реализация построенного проекта.

− Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.

− В каких источниках информации вы будете искать?

(Можно использовать учебник, электронное приложение к нему, интернет).

− Работая в паре, не забываете выполнять правила. 

  • Эталон. Работа в паре.

  • Работая в парах, анализируют информацию, выполняют лабораторную работу в электронном приложении, (практикум) составляют эталон в тетрадях.

-Предъявите полученные эталоны и сравните их.

-Молодцы, смотрите, что у вас получилось. Используя разные источники информации, вы открыли новое знание и составили одинаковые эталоны. Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться давать характеристику классу насекомых, определять особенности разных представителей)

http://www.sciteclibrary.ry/ensiclopedy/inse сайт о насекомых.

Лабораторная работа

«Изучение особенностей внешнего строения различных отрядов насекомых»

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Правильно, надо научиться называть части тела насекомого, давать ему характеристику,  научиться применять новое знание.

 Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении насекомых по рисунку,  используя эталон, остальные выступят в позиции понимающих и критиков.

Варианты ответа:

Признак

Особенности класса

Биологическое значение

Движение

Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных.)

Передвижение по разным поверхностям)

Отделы тела

3 отдела тела: голова, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Размеры тела

небольшие

 Снижается конкуренция, новые места обитания

Органы чувств

все

Новая пища и среда обитания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу и проверить ее.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

  • На доске: фотографии ротовых аппаратов, и конечностей насекомых, рассмотрите их с помощью микроскопа, и определите способ добывания пищи насекомого, передвижения насекомого. Какие преимущества дают эти признаки.

Признак

Особенности класса

Биологическое значение

Способ питания

Возможность использования разной пищи

Способы движения

3 пары ног: бегательных, плавательных, прыгательных.)

Способность к полету и разным способам передвижения

Насекомые - самый процветающий класс. Причины: наличие большого количества приспособлений позволило им широко распространиться на Земле.

− Молодцы, вы разобрались с этим вопросом и смогли выполнить самостоятельную работу.

Микроскопы и готовые микропрепараты, учебник,пар 37, стр 96-97,  рис. 4.44

8. Включение в систему знаний и повторение.

Напоминаю вам, что на нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные,  и есть вредные (по отношению к человеку), но все очень интересны, обо  всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

Я вам стихотворение прочитаю, а вы должны выделить основные признаки внешнего строения насекомых.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но все-таки особенности у них есть:
У насекомых
тело состоит из трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что
крылья у многих появились.
Они
отходят от груди, внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
Так быстро
бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Огромное значение имеют насекомые:

Вредят и помогают, и служат человеку!

9. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

(Узнать,….)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями, …)

− Что вы узнали?

− Чему научились?

− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.

Дома: составить характеристику внутреннего строения насекомых, заполнить таблицу

− Спасибо за урок! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Бернард Шоу

Слайд 2

Э нтомология. Самый многочисленный класса, не только среди членистоногих, но и среди других животных. Более 2 млн. видов этих животных живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев . Их тело имеет ярко выраженные насечки Класс Insecta

Слайд 3

Признаки представителей типа Членистоногие 2 выполнить задание тренажера

Слайд 4

Империя Надцарство Царство П/ ц Тип Класс Отряд Представитель Клеточные Эукариоты Животные Многоклеточные Членистоногие Насекомые Классификация 3

Слайд 5

Внешнее строение насекомых Цель: 4

Слайд 7

Тема: Изучение особенностей строения и жизни насекомых 5 Характерные черты класса Насекомые Отделы тела Органы Ротовой аппарат Способы передвижения Органы чувств Покров, размеры Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… * * * * и т.д. * * * * * и т.д. Биологическое значение признака Возможность ….. Способность к ….. Способность к….. Возможность…

Слайд 9

Характерные черты класса Насекомые Отделы тела Органы Ротовой аппарат Способы передвижения Органы чувств Покров, размеры 3 отдела: Голова Грудь Брюшко Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… *грызущий *сосущий *колюще-сосущий * лижущее-сосущий и т.д. *плавает *летает *бегает *роет *прыгает крылья и три пары конечностей Зрения: сложные глаза Осязание и обоняние: парные усики Хитиновый, небольшие Биологическое значение признака Некоторая подвижность брюшка и головы Возможность использовать разнообразную пищу Способность к полету и передвижению по различным поверхностям Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения Возможность заполнения мест обитания для других организмов 6

Слайд 10

7 Самостоятельная работа

Слайд 11

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют, Все это насекомые, они и там, и тут. Отрядов очень много, нам все не перечесть, Но все-таки особенности у них есть: У насекомых тело состоит из трех отделов, На голове два усика и сложные глаза, Особенно большие имеет стрекоза. А как же насекомые по свету расселились? Да дело в том, что крылья у многих появились. Они отходят от груди, внимательнее посмотри. Три пары ног еще у них отходят от груди, Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи. Огромное значение имеют насекомые: Вредят и помогают, и служат человеку! 8

Слайд 12

Я знаю основные признаки класса насекомых. Я могу определить части насекомого на рисунке. В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я понял причину своих ошибок (если они были). Я сегодня был активным на уроке. Я сегодня был внимательным на уроке. Я выполнял правила работы в паре. Я сам открыл новое знание. Я доволен своей работой на уроке. Рефлексия 9

Слайд 13

Стр. 96-97, пар-ф 37. составить характеристику внутреннего строения насекомых, заполнить таблицу. Подготовить сообщения о жизни насекомых. Д/З



Предварительный просмотр:

Классификация



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.
  1. Я знаю основные признаки класса насекомых.
  2. Я могу определить части насекомого на рисунке.
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам открыл новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

Характерные черты класса Насекомые

Строение тела

Пищева -

рительная система

Органы дыхания

(дыхание)

кровеносная система, сердце

Выделительная

система

Нервная

система

Органы чувств

(чувствительные клетки)

размножение

тело

Покров,

 мышцы

Полость тела

Голова, грудь, брюшко, крылья, членистые конечности

Хитиновый покров, поперечно – полосатые  мышцы

смешанная

 рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие, есть пищеварительная железа. Особенности: слюнные железы,

ротовой аппарат грызущий, колюще – сосущий,  сосущий.

Трахеи

незамкнутая, сердце в виде трубки

Две трубочки – выросты кишечника, жировое тело

Узлового типа. В голове окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка.

Сложные   глаза, обонятельные, осязательные усики

 Раздельнополые.

Оплодотворение внутреннее. Развитие с прямое, непрямое



Предварительный просмотр:

Характерные черты класса Насекомые

Отделы тела

Органы

Ротовой аппарат

Способы передвижения

Органы чувств

Покров, размеры

Головы: ………..

Груди:…………..

Брюшка:…………

*

*

*

*

и т.д.

*

*

*

*

*

и т.д.

Биологическое значение признака

Возможность …..

Способность  к …..

Способность к…..

Возможность…

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Характерные черты класса Насекомые

Отделы тела

Органы

Ротовой аппарат

Способы передвижения

Органы чувств

Покров, размеры

Головы: ………..

Груди:…………..

Брюшка:…………

*

*

*

*

и т.д.

*

*

*

*

*

и т.д.

Биологическое значение признака

Возможность …..

Способность  к …..

Способность к…..

Возможность…

 



Предварительный просмотр:

Характерные черты класса Насекомые

Отделы тела

Органы

Ротовой аппарат

Способы передвижения

Органы чувств

Покров, размеры

3 отдела:

  • Голова
  • Грудь
  • Брюшко

Головы: ………..

Груди:…………..

Брюшка:…………

*грызущий

*сосущий

*колюще-сосущий

*лижущее-сосущий

и т.д.

*плавает

*летает

*бегает

*роет

*прыгает

крылья и три пары ног

Зрения:

  • сложные глаза

Осязание и обоняние:

  • парные усики

Хитиновый,

небольшие

Биологическое значение признака

Некоторая подвижность брюшка и головы

Возможность использовать разнообразную пищу

Способность  к полету и передвижению по различным поверхностям

Способность находить пищу, обнаруживать   врагов, партнеров для размножения

Возможность заполнения мест обитания для других организмов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие животных

Слайд 2

Какое отношение имеет рисунок к теме?

Слайд 3

Загадка Расту червяком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но теплой весною Я вновь оживаю И, как птичка, порхаю

Слайд 4

Какие стадии развития проходит бабочка?

Слайд 5

Развитие Необратимый, направленный процесс количественных и качественных изменений организмов с момента рождения до его смерти.

Слайд 6

Загадка Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки Наш зелёненький …

Слайд 7

Взрослая особь Взрослая особь Развитие кузнечика

Слайд 8

Развитие насекомых

Слайд 9

Новые понятия Имаго – половозрелая стадия насекомых или взрослое насекомое Метаморфоз - глубокое преобразование строения организма, происходящее в ходе развития

Слайд 10

Выберите правильные утверждения 1. Одной из стадий развития кузнечика является куколка. 2. К группе насекомых с полным превращением относят жуков. 3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом 4 . Яйцо- личинка- имаго. Это стадии развития с неполным превращением. 5 . Личинки кузнечиков похожи на своих родителей. 6 . К группе насекомых с неполным превращением относят пчел. 7 . Личинка бабочки- гусеница.

Слайд 11

Проверка- выставление оценки 5 плюсов- «5» 4 плюса- «4» 3 плюса- «3» 2 плюса- «2» 2. + 3. + 4. + 5. + 7. +

Слайд 12

Домашнее задание. Придумать стихотворение или сказку о развитии насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника).  На уроке изучается новый м...

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Разработка урока по биологии на тему "Насекомые нашего края"

Разработка урока по биологии для 7 класса...