Крылатые корсары. Внешенее строение насекомых. Разработка урока по биологии. 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Предлагаемый материал содержит конструкт урока. Презентацию к уроку. Отдельные файлы с рисунками, видео, лабораторной работой, эталонами для детей и учителя, раздаточный материал для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 137.85 КБ |
презентация к основной части урока | 2.94 МБ |
klassifikatsiya.docx | 16.76 КБ |
laboratornaya_rabota._nasekomye.docx | 205.57 КБ |
refleksiya.docx | 17.29 КБ |
harakternye_cherty_klassa_nasekomye.doc | 28 КБ |
etalon._priznaki_klassa_dlya_zzapolneniya_detyam.docx | 13.71 КБ |
etalon._priznaki_klassa.docx | 13.88 КБ |
razvitie_nasekomyh.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 класс ФГОС
Тема: «Крылатые корсары»
Внешнее строение насекомых.
Цель: Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых, их образе жизни, выявить причины их процветания.
Задачи:
- сформировать знания об особенностях внешнего строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых и образа жизни насекомых в связи с условиями среды обитания;
- познакомить с представителями класса Насекомые, их систематическими группами;
- продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями.
Планируемые результаты:
Предметные:
- описывать характерные признаки класса Насекомые;
- распознавать представителей класса Насекомые на таблицах, рисунках, фотографиях, др. наглядных пособиях, в природе;
- объяснять: взаимосвязь строения и образом жизни насекомых, освоивших разные среды обитания, между строением и функциями систем органов представителей класса Насекомые.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в паре.
Этап | Содержание | Оборудование | |||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете? (Мы проходи два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.) − Почему так важно открывать новые знания самостоятельно? − Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.) Поэтому эпиграфом к уроку я выбрала высказывание Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» − Какую тему вы изучаете на уроках биологии? (Тип Членистоногие) − Сегодня вы продолжите изучение этой темы, и познакомимся с представителями самого многочисленного класса, не только среди членистоногих, но и среди других животных Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что существа являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн. видов этих животных живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев. -О каком классе живых организмов идет речь? (о классе насекомых) | ||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала). По теме: признаки представителей типа Членистоногие. -Я предлагаю вам выполнить задание тренажера по этой теме. - Почему они получили такое название (их конечности имеют членистое строение). -Что вы сейчас повторили и узнали? (общие признаки представителей типа Членистоногие) Пригласить к доске 3-4 учащихся, с заданием написать систематическое положение разных насекомых, параллельно выполняют в тетради. - Как вы должны его выполнять? (Самостоятельно.) - Поднимите руки, все справились с заданием? -Что вы не можете сделать? (Мы не можем, обосновать свои ответы, не можем предъявить эталон.) Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.) | Электронное приложение к учебнику. Экзаменатор, пар. 34-тренажер.(2 мин) Работают в тетради, пишут классификацию. | |||||||||||||||
3. Выявления места и причины затруднения. | -Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было написать классификацию насекомых) − Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, какие особенности строения или образа жизни относят насекомых к разным отрядам, какие признаки нужно учитывать, а какие нет) − Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете, и над чем вам предстоит работать. | ||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. | − Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны составить общую характеристику насекомых, среды их обитания, особенности внешнего строения, принципы их объединения в группы) - Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Внешнее строение насекомых) − Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и составим общую характеристику насекомых) | Записывают тему в тетради, План на доску. | |||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | − Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели. − В каких источниках информации вы будете искать? (Можно использовать учебник, электронное приложение к нему, интернет). − Работая в паре, не забываете выполнять правила.
-Предъявите полученные эталоны и сравните их. -Молодцы, смотрите, что у вас получилось. Используя разные источники информации, вы открыли новое знание и составили одинаковые эталоны. Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться давать характеристику классу насекомых, определять особенности разных представителей) | http://www.sciteclibrary.ry/ensiclopedy/inse сайт о насекомых. Лабораторная работа «Изучение особенностей внешнего строения различных отрядов насекомых» | |||||||||||||||
6. Первичное закрепление во внешней речи. | -Правильно, надо научиться называть части тела насекомого, давать ему характеристику, научиться применять новое знание. Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении насекомых по рисунку, используя эталон, остальные выступят в позиции понимающих и критиков. Варианты ответа:
| ||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу и проверить ее.) − Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.) − Это как раз последний шаг в нашем плане работы.
− Молодцы, вы разобрались с этим вопросом и смогли выполнить самостоятельную работу. | Микроскопы и готовые микропрепараты, учебник,пар 37, стр 96-97, рис. 4.44 | |||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | Напоминаю вам, что на нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные, и есть вредные (по отношению к человеку), но все очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного. Я вам стихотворение прочитаю, а вы должны выделить основные признаки внешнего строения насекомых. Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют, Вредят и помогают, и служат человеку! | ||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности. | Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке? (Узнать,….) − Вы достигли цели? (Да.) − Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями, …) − Что вы узнали? − Чему научились? − А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э нтомология. Самый многочисленный класса, не только среди членистоногих, но и среди других животных. Более 2 млн. видов этих животных живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев . Их тело имеет ярко выраженные насечки Класс Insecta
Признаки представителей типа Членистоногие 2 выполнить задание тренажера
Империя Надцарство Царство П/ ц Тип Класс Отряд Представитель Клеточные Эукариоты Животные Многоклеточные Членистоногие Насекомые Классификация 3
Внешнее строение насекомых Цель: 4
Тема: Изучение особенностей строения и жизни насекомых 5 Характерные черты класса Насекомые Отделы тела Органы Ротовой аппарат Способы передвижения Органы чувств Покров, размеры Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… * * * * и т.д. * * * * * и т.д. Биологическое значение признака Возможность ….. Способность к ….. Способность к….. Возможность…
Характерные черты класса Насекомые Отделы тела Органы Ротовой аппарат Способы передвижения Органы чувств Покров, размеры 3 отдела: Голова Грудь Брюшко Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… *грызущий *сосущий *колюще-сосущий * лижущее-сосущий и т.д. *плавает *летает *бегает *роет *прыгает крылья и три пары конечностей Зрения: сложные глаза Осязание и обоняние: парные усики Хитиновый, небольшие Биологическое значение признака Некоторая подвижность брюшка и головы Возможность использовать разнообразную пищу Способность к полету и передвижению по различным поверхностям Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения Возможность заполнения мест обитания для других организмов 6
7 Самостоятельная работа
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют, Все это насекомые, они и там, и тут. Отрядов очень много, нам все не перечесть, Но все-таки особенности у них есть: У насекомых тело состоит из трех отделов, На голове два усика и сложные глаза, Особенно большие имеет стрекоза. А как же насекомые по свету расселились? Да дело в том, что крылья у многих появились. Они отходят от груди, внимательнее посмотри. Три пары ног еще у них отходят от груди, Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи. Огромное значение имеют насекомые: Вредят и помогают, и служат человеку! 8
Я знаю основные признаки класса насекомых. Я могу определить части насекомого на рисунке. В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я понял причину своих ошибок (если они были). Я сегодня был активным на уроке. Я сегодня был внимательным на уроке. Я выполнял правила работы в паре. Я сам открыл новое знание. Я доволен своей работой на уроке. Рефлексия 9
Стр. 96-97, пар-ф 37. составить характеристику внутреннего строения насекомых, заполнить таблицу. Подготовить сообщения о жизни насекомых. Д/З
Предварительный просмотр:
Классификация
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Характерные черты класса Насекомые
Строение тела | Пищева - рительная система | Органы дыхания (дыхание) | кровеносная система, сердце | Выделительная система | Нервная система | Органы чувств (чувствительные клетки) | размножение | ||
тело | Покров, мышцы | Полость тела | |||||||
Голова, грудь, брюшко, крылья, членистые конечности | Хитиновый покров, поперечно – полосатые мышцы | смешанная | рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие, есть пищеварительная железа. Особенности: слюнные железы, ротовой аппарат грызущий, колюще – сосущий, сосущий. | Трахеи | незамкнутая, сердце в виде трубки | Две трубочки – выросты кишечника, жировое тело | Узлового типа. В голове окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка. | Сложные глаза, обонятельные, осязательные усики | Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие с прямое, непрямое |
Предварительный просмотр:
Характерные черты класса Насекомые | ||||||
Отделы тела | Органы | Ротовой аппарат | Способы передвижения | Органы чувств | Покров, размеры | |
Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… | * * * * и т.д. | * * * * * и т.д. | ||||
Биологическое значение признака | ||||||
Возможность ….. | Способность к ….. | Способность к….. | Возможность…
|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Характерные черты класса Насекомые | |||||
Отделы тела | Органы | Ротовой аппарат | Способы передвижения | Органы чувств | Покров, размеры |
Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… | * * * * и т.д. | * * * * * и т.д. | |||
Биологическое значение признака | |||||
Возможность ….. | Способность к ….. | Способность к….. | Возможность…
|
Предварительный просмотр:
Характерные черты класса Насекомые | |||||
Отделы тела | Органы | Ротовой аппарат | Способы передвижения | Органы чувств | Покров, размеры |
3 отдела:
| Головы: ……….. Груди:………….. Брюшка:………… | *грызущий *сосущий *колюще-сосущий *лижущее-сосущий и т.д. | *плавает *летает *бегает *роет *прыгает крылья и три пары ног | Зрения:
Осязание и обоняние:
| Хитиновый, небольшие |
Биологическое значение признака | |||||
Некоторая подвижность брюшка и головы | Возможность использовать разнообразную пищу | Способность к полету и передвижению по различным поверхностям | Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения | Возможность заполнения мест обитания для других организмов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое отношение имеет рисунок к теме?
Загадка Расту червяком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но теплой весною Я вновь оживаю И, как птичка, порхаю
Какие стадии развития проходит бабочка?
Развитие Необратимый, направленный процесс количественных и качественных изменений организмов с момента рождения до его смерти.
Загадка Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки Наш зелёненький …
Взрослая особь Взрослая особь Развитие кузнечика
Развитие насекомых
Новые понятия Имаго – половозрелая стадия насекомых или взрослое насекомое Метаморфоз - глубокое преобразование строения организма, происходящее в ходе развития
Выберите правильные утверждения 1. Одной из стадий развития кузнечика является куколка. 2. К группе насекомых с полным превращением относят жуков. 3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом 4 . Яйцо- личинка- имаго. Это стадии развития с неполным превращением. 5 . Личинки кузнечиков похожи на своих родителей. 6 . К группе насекомых с неполным превращением относят пчел. 7 . Личинка бабочки- гусеница.
Проверка- выставление оценки 5 плюсов- «5» 4 плюса- «4» 3 плюса- «3» 2 плюса- «2» 2. + 3. + 4. + 5. + 7. +
Домашнее задание. Придумать стихотворение или сказку о развитии насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления
В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются т...
Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"
Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника). На уроке изучается новый м...
Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...
Методическая разработка урока по биологии в 9 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Обобщающий урок с использованием ЭОР....
Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления
Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Разработка урока по биологии на тему "Насекомые нашего края"
Разработка урока по биологии для 7 класса...