Рабочая программа кружка "Экология Костромской области"
рабочая программа по естествознанию на тему
Программа кружка расчитана для учеников 5-7 5лассов. В содержание кружка входит материал по биологии, географии. истории. Цель кружка: создание условий для развития личностных качеств детей посредством изучения природы Костромской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekologiya_kostromskoy_oblasti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
Кружок
«Экология
Костромской
области»
Составила: учитель биологии и географии
Брюшина Людмила Алексеевна
I. Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов.
Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством изучения природы Костромской области.
Основные задачи:
1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края.
2. Способствовать развитию творческой личности.
3. Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе.
4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к природе.
5. Воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим.
Работа проводится по трем направлениям:
1. Теоретическое.
Задачи: а) Закрепить, расширить, углубить знания по рельефу, климату, внутренним водам, почвам растительному и животному миру Костромской области.
б) Выяснить экологические проблемы своего края.
в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе.
2. Практическое.
Задачи: а) Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы.
б) Изготовить наглядный материал для уроков биологии.
в) Прививать трудовые навыки и умения.
г) Воспитывать ответственность за порученное дело.
3. Исследовательское.
Задачи: а) Формировать умения и навыки при научно-исследовательской работе по изучению реки Андобы, снежного покрова, флоры и фауны своего края.
б) Изучить фольклор своего села, в котором говорится о растениях нашей местности.
в) Воспитывать ответственность за порученное дело.
В содержание кружка входит материал по истории, биологии, географии. На занятиях предполагается не только использование традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, но и новые формы работы. Это обмен мнениями, встречи с приглашёнными специалистами, со старожилами села, исследовательская работа, создание проектов, экскурсии, познавательные игры. Программа включает работу на учебно-опытном участке.
Программа рассчитана на 34часа
II. Содержание программы.
Тема Введение (1ч). Роль экологических знаний
Тема «Осень». (1ч).
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Использование плодов в здоровом питании. Правила сбора и сушки плодов. Подведение итогов опытов на
пришкольном участке. Подготовка животных к зиме.
Тема 2 Рельеф Костромской области( 3ч). Особенности рельефа. Крупные формы рельефа, их происхождение. Тектоническое и геологическое строение территории. Развитие рельефа. Изменение форм рельефа в результате хозяйственной деятельности.
Экскурсия «Особенности рельефа местности. Изменение рельефа местности в результате хозяйственной деятельности.
Тема Климат Костромской области.(3 ч)
Особенности климата области. Климатообразующие факторы. Отличия климата разных частей области. Стихийные явления. Состояние атмосферы в крупных населенных пунктах и на селе. Агроклиматические ресурсы
Практическая работа «Изучение снежного покрова как показателя загрязненности в разных местах Андреевского»
Тема Почвы Костромской области.(3ч)
Типы почв области, их формирование. Виды мелиорации. Эрозия почв . Почвенные ресурсы области.
Практическая работа «Изучение почвенного профиля местности»
Тема 3 Леса Костромской области. (12ч)
Лес – богатство нашей области.
Ель и сосна – основные хвойные породы. Мелколиственные породы : берёза и осина. Кустарники, кустарнички леса Экологические проблемы наших лесов. Видовые признаки растений.
Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.
Лекарственные растения леса. Берёзовый сок – правила заготовки Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
Витаминные растения леса. Фиточай.
Растения – красители
Охраняемые растения Костромской области
Биоиндикация. Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация.
Лес – место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу
Практическая работа « Особенности внешнего строения коры»
Практическая работа «Определение состояния кроны древостоев»
Практическая работа « Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений»
Практическая работа «Определить продолжительность жизни хвои»
Практическая работа «Определение лишайников».
Практическая работа «Определение площади покрытия лишайниками деревьев».
Исследовательская работа «Определение степени загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной».
Проект «Мы за сохранение лесов!»
Тема Животные лесов Костромской области
Животные – распространители плодов и семян. Насекомые опылители. Насекомые вредители растений леса. Птицы оседлые и перелетные. Охраняемые животные Костромской области. Причины сокращения их численности.
Роль птиц для леса и растениеводства, привлечение птиц. Виды кормушек. Правила изготовления кормушек и скворечников.
Практическая работа «Ремонт и изготовление кормушек и скворечников»
Тема Воды Костромской области. (10 ч)
Виды внутренних вод области. Особенности рек. Происхождение озер. Болота. Значение водных ресурсов в жизни человека. Экологическое состояние внутренних вод.
Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах Основные представители водных и прибрежно-водных растений своей реки, их значение в природе и жизни человека
Животные рек и болот, их приспособление к жизни в воде.
Воздействие человека на экологическое состояние рек. Меры по охране растений и животных рек. Водный источник – основа жизни растений, животных и людей.
Практическая работа : «Изучение биоценоза реки Андоба»
Практическая работа : «Исследование проб воды реки Андоба и прудов в с Андреевское»
Болота Костромской области
Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота.
Охраняемые растения болота. Клюква – ягода болота. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов. Правила поведения в местах массового посещения болот. Исуповское болото.
Виртуальная экскурсия «Тропою Ивана Сусанина»
Практическая работа «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума».
Информационно-исследовательский проект «Реки малой родины. Андоба».
Тематическое планирование
тема | Количество часов | Форма проведения | Форма отчета |
Введение | 1ч | Мозговой штурм | План работы |
«Осень». | 1 ч | экскурсия | Коллекция «Плоды» |
Рельеф Костромской области | 3ч. | Лекция экскурсия | Топонимика.(найти названия населенных пунктов, связанные с рельефом) |
Климат Костромской области. | 3 ч | Круглый стол Пр. работа «Изучение снежного покрова как показателя загрязненности в разных местах Андреевского» | Оформление результатов практической работы |
Почвы Костромской области. | 3ч | 1.Лекция 2.Практическая работа«Изучение почвенного профиля местности» | Оформление схемы: почвенный профиль |
Леса Костромской области. | 12ч | 1.Лекция, 2.Доклады об охраняемых растениях и животных области 3.Практическая работы -« Особенности внешнего строения коры»; - «Определение состояния кроны древостоев»; - « Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений» - «Определить продолжительность жизни хвои»; -«Определение лишайников»; - «Определение площади покрытия лишайниками деревьев». 4.Акция «Покормите птиц зимой» 5. Праздник «Встречаем птиц!» 6.Акция «Дом для птиц» | 1.Исследовательская работа «Определение степени загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной». 2.Презентация «Животные Костромской области» 3.Презентация «Охраняемые растения Костромской области» 4.Изготовить кормушку Изготовить скворечник 5.Оформление и распространение листовок «Покормите птиц зимой» 6.Проект «Мы за сохранение лесов!» 7. Коллекция «Лишайники» |
Воды Костромской области. | 10ч | 1.круглый стол 2.Сообщение «Подвиг Ивана Сусанина» 3.Практические работы : -«Изучение биоценоза реки Андоба» -«Исследование проб воды реки Андоба и прудов в с Андреевское» -«Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума». | 1.Виртуальная экскурсия «Тропою Ивана Сусанина» 2.Коллекция « Мхи» 3.Информационно-исследовательский проект «Реки малой родины. Андоба». 4.Презентация «Животные долины реки Андоба» 5. Альбом «Реки малой родины. Андоба» |
Заключительное занятие | 1ч | Подведение итогов |
IV. Ожидаемые результаты:
1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма.
2. Расширение кругозора по рельефу, климату, почвам, растительному и животному миру Костромской области.
3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу.
4. Умение анализировать результаты исследований и делать выводы.
5. Знание фольклора своего края.
6. Развитие эстетического вкуса у детей.
7. Сплочение разновозрастного коллектива.
8. Усовершенствование трудовых навыков.
9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии.
10. Оформление папки «Творческие работы учащихся».
V. Рекомендуемая литература.
1. Биология в школе №6 1998год. Статья Ремезова Г.Л. «Экологическая индикация».
2. Воронцова Л.И. Харитонова Н.З. Охрана природы. – М.: Педагогика, 1988.
3. Лукянов Н.Н., Попова Л.П. С природой рядом. – Ярославль, 1981.
4. Матрусов И.С. Педагогика и психология 11\1976.
5. Михеев А.В., Пашканга К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1990.
6. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991.
7. Оценка экологического состояния природных комплексов. Практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. – Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003.
8. Природа Костромской области и её охрана. – Ярославль, 1973.
9. Ром В. Дронов В.П. География России 9класс. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 1995.
10. Сборник методик полевых экологических исследований. – Кострома,
1996.
11. Стефан, Спурр, Бертон В., Барнес. Лесная экология. - М.:Лесная промышленность, 1984. Я.
12. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:|Авт.– сост. Чижевский. А.Е. «Издательство АСТ», 1998.
13.Практические работы по географии Костромской области. Городской методический центр управления образования. Кострома. 1998
14.Бекенева Л. А., Белова В.В., Груздева Н. А., Лебедев В. П., Петрова Л. А.. Рябинин А. Н. География Костромской области. Учебное пособие для средней школы Кострома 1995
15.Особо охраняемые природные территории и объекты Костромской области. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Костромской области. Кострома 1994
16.Дорохина Л. Н. и другие. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии.
17. «Экология растений с основами биогеоценологии», И.Н. Пономарева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Новосибирская область"
Курс "Новосибирская область" рассчитан на один год в 8 классе. Данный курс предлагает краткое изучение Новосибирской области, прослеживается интеграция с другими предметами. Будет уделено вниман...
Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...
Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....
Рабочая программа "география Иркутской области" 8-9 класс
рабочая программа по географии Иркутской области. Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование на 8 -9 класс....
Рабочая программа к образовательной области математика (5 класс)
Рабочая программа по математике для учащихся 5 класса со сложной структурой дефекта специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида составлена на основе Программы специальны...
рабочая программа География Иркутской области 8- 9 класс
рабочая программа География Иркутской области 8- 9 класс...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО...