Урок по биологии по теме «Лист. Внешнее строение листа» 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Вольковская Марина Станиславовна

Данный материал содержит разработку урока по теме "Лист. Внешнее строение листа" в 6 классе, в которой четко прописаны цель, результаты обучения и этапы урока. В приложении расположены рабочие листы для обучающихся, что очень удобно использовать на уроке. А также , первый этап погружения в проблему сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии по теме

«Лист. Внешнее строение листа»

6 класс

Цель урока:     формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий;

                           знакомство с разнообразием листьев, их функциями, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различие простых и сложных листьев.

 Результаты обучения:

Познавательные УУД.

Ученик должен из различных источников найти и зафиксировать информацию и воспроизвести её.

Коммуникативные УУД.

Ученик должен самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, взаимодействовать с членами группы, договорившись о процедуре.

Регулятивные УУД.

Ученик должен сформулировать цели и задачи с помощью учителя, спланировать и организовать свою деятельность, оценить результат и процесс деятельности.

Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.

Средства обучения: медиа, ноутбук, карточки с заданиями, схемы, различные источники информации.

Ход урока.

I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.

Класс разделен на две группы: «Корень» и «Побег».

Учитель: Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать наш интересный и увлекательный предмет «Биология» (слайд 1).

  • Что изучает наука биология? (живые организмы).
  • Какой живой организм мы с вами изучаем сейчас? (растение).
  • Почему растение является живым организмом? (дышит, растет, питается, размножается и умирает).
  • Мы с вами тоже живые организмы. Чем растения отличаются от других живых организмов? (зеленого цвета, не могут передвигаться, отсутствует речь, в отличии от людей, имеют другие органы).
  • Какие бывают органы растения? (вегетативные и генеративные, или репродуктивные).

Давайте дополним схему на доске: какие органы относятся к вегетативным, а какие к генеративным?

Органы растения

                                      вегетативные                              генеративные (репродуктивные)

                             корень                    побег       цветы                  плоды                     семена

                                              стебель   листья  почки

  • С какими органами растений мы с вами уже познакомились? (корень, почки).

Давайте продолжим изучать органы растений. И чтобы определить тему сегодняшнего нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд и определить ключевое слово, а также отгадать загадку. У каждой группы кроссворд одинаковый, а загадки разные (слайд 2, 3, 4). (Приложение 1, 2).

Итак, начало темы нашего урока «Лист» (слайд 5).

  • Ребята, посмотрите на разные растения, у них у всех листики одинаковые? (нет, разные).
  • Чем они отличаются? (формой, размерами, рисунками и т.д.).

Верно, листья растений отличаются друг от друга по нескольким признакам.

  • А те признаки, которые вы перечислили, относятся к внутреннему или внешнему строению? (к внешнему).
  • Итак, что мы должны изучить? (внешнее строение листа).

Давайте дополним тему: «Лист. Внешнее строение листа» (слайд 5).

Вы верно определили цель урока: мы должны узнать каково же внешнее строение листа.

II. Организация деятельности.

  • Скажите, ребята, откуда мы можем узнать эту информацию? (из учебника, справочников, энциклопедий, интернета).

Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы есть свое задание и алгоритм работы. (Приложение 3, 4, 5, 6). Вам нужно выбрать руководителя группы, определить ответственного по каждому вопросу и заполнить предложенные схемы.

III. Осуществление деятельности.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем, используя по своему усмотрению различные источники информации. Оформляют результаты деятельности.

IV. Защита результатов деятельности.

По истечении времени, отведенного на данную работу, каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

Учитель строит беседу, опираясь на вопросы, указанные в заданиях. Каждая группа по очереди отвечает на каждый вопрос.

  • Лист – это боковая часть побега (вегетативный орган).
  • Функции листа – фотосинтез (образование органических веществ), газообмен, испарение воды.
  • По форме листья бывают округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т.д.
  • Формы края листовой пластинки  бывают цельные, зубчатые, пильчатые, городчатые.
  • Листорасположение – очередное, или спиральное (береза, ива), супротивное (клен, сирень), мутовчатое (элодея, олеандр).
  • По количеству листовых пластин различают простые (одна листовая пластинка, например, береза, клен, дуб, черемуха) и сложные листья (несколько листовых пластинок на одном черешке, например, ясень, рябина, фасоль, шиповник).
  • Строение листа – листовая пластинка, черешок, основание, прилистники.
  • По способу прикрепления к стеблю различают черешковые (береза, сирень, клен), сидячие (алоэ, гвоздика) и влагалищные (рожь, пшеница) листья.
  • Жилкование – параллельное (однодольные, пшеница, рожь, лук), сетчатое (двудольные, смородина, вишня, береза), дуговое (однодольные, ландыш, аспидистра). Есть исключения.

V. Рефлексия.

Учитель: Вы молодцы! С работой справились! А сейчас, завершая наш урок, я хотела бы чтобы вы оценили каждый свою работу и работу группы в целом по 5-ти бальной шкале (на листе «Алгоритм работы» каждой группы), а я посмотрю на результат.

Домашнее задание: §23, вопросы.

Спасибо за урок!

Приложение 1.

Группа «Корень»

КРОССВОРД

1

2

3

4

 Вопросы:

  1. Участок стебля между узлами?
  2. Побег, состоящий из листьев, почек и стеблей?
  3. Тип расположения, при котором пазушные почки располагаются напротив друг друга?
  4. Осевая часть побега?

ЗАГАДКА

Он с весны висел на ветке,

Был зеленый – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.

Приложение 2.

Группа «Побег»

КРОССВОРД

1

2

3

4

 Вопросы:

  1. Участок стебля между узлами?
  2. Побег, состоящий из листьев, почек и стеблей?
  3. Тип расположения, при котором пазушные почки располагаются напротив друг друга?
  4. Осевая часть побега?

ЗАГАДКА

Он зеленый у цветов,

Встретить солнышко готов,

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный, тонкий …

Приложение 3.

Группа «Корень»

Лист – это ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Функции листа

          __________________            __________________         ____________________

          __________________            __________________         ____________________

Листорасположение

   Примеры:                                      Примеры:                                        Примеры:

   ______________________            _____________________               ___________________

   ______________________            _____________________               ___________________

Строение листа

Виды листьев

(по способу прикрепления к стеблю)

Примеры:                                            Примеры:                                  Примеры:

____________________                       ___________________            ____________________

____________________                       ___________________            ____________________

Приложение 4.

Группа «Побег»

Лист – это ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

По форме листья бывают _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Формы края листовой пластинки  бывают _________________________________________

_____________________________________________________________________________

Листорасположение

   Примеры:                                      Примеры:                                        Примеры:

   ______________________            _____________________               ___________________

   ______________________            _____________________               ___________________

По количеству листовых пластин

Примеры:                                                                                      Примеры:

 _______________________                                                         _______________________

 _______________________                                                         _______________________

Жилкование

     Примеры:                                      Примеры:                                 Примеры:        

     ___________________                 ____________________           ___________________

     ___________________                 ____________________           ___________________

Приложение 5.

Алгоритм работы группы «Корень»

Ответственный ученик

Результаты

самооценка

оценка работы группы

Определение «лист»

Функции листа

Листорасположение

Строение листа

Виды листьев

(по способу прикрепления к стеблю)

Руководитель группы: __________________________

Приложение 6.

Алгоритм работы группы «Побег»

Ответственный ученик

Результаты

самооценка

оценка работы группы

Определение «лист»

Форма листьев и форма края пластинки листьев

Листорасположение

Количество листовых пластин

Жилкование

Руководитель группы: __________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кроссворд 1.Участок стебля между узлами? 2.Побег, состоящий из листьев, почек, стеблей? 3. Тип расположения, при котором пазушные почки располагаются напротив друг друга? 4. Осевая часть побега?

Слайд 3

Кроссворд 1.Участок стебля между узлами? 2.Побег, состоящий из листьев, почек, стеблей? 3. Тип расположения, при котором пазушные почки располагаются напротив друг друга? 4. Осевая часть побега?

Слайд 4

Загадки Он с весны висел на ветке, Был зеленый - пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. Лист Он зеленый у цветов, Встретить солнышко готов, Свеж, изящен, шелковист Изумрудный, тонкий… Лист

Слайд 5

Тема урока: Лист. Внешнее строение листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Урок по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа." (7 класс)

Урок изучения нового материала по теме: "Лист - часть побега. Внешнее строение листа". На уроке используется гербарный материал, электронное приложение "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бак...

Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".

Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для п...

Урок по теме "Лист-часть побега. Внешнее строение листа"

Урок разработан по УМК И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. Разработка была опубликована в   издательском центре «Вентана – Граф» в методическом информа...

открытый урок по биологии в 6 классе "Лист. Внешнее строение листа"

разработка урока биологии в 6 классе по теме "Лист.Внешнее строение листа"...

презентация к уроку биологии в 6 классе "Лист.Внешнее строение листа"

презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Лист.Внешнее строение листа"...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...