Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника.
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
В рабочей программе находят отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования и требований Федерального государственного стандарта, изложенных в примерной программе по биологии .
Согласно учебного плана ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
Рассмотрено и принято На педагогическом совете Протокол от 31.08.2018г. № 1 | Утверждено Директор ________/Г.М.Петракова Приказ от 31.08.2018г. № 38 -ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 класса
уровень образования - базовый
срок реализации 2018-2019учебный год
Составитель -
Фараонова В.Н. учитель
1 квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
5. Содержание учебного предмета.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемых УМК.
8. Приложения
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника.
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
В рабочей программе находят отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования и требований Федерального государственного стандарта, изложенных в примерной программе по биологии .
Согласно учебного плана ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций,разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода. Резервное время используется на изучение материала о сохранении здоровья и охране окружающей среды.
Курс биологии 5класса нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК В.В. Пасечника, который представлен учебником Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл., рабочей тетрадью к учебнику В.В.Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по предмету, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Достижению результатов обучения способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию УУД. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов, написание сценариев игр и др., метапредметных результатов через анкетирование и наблюдение.
В программу заложена проектная деятельность учащихся по следующим темам:
1.Зеленая аптека.
2.Вода- основа жизни растений.
3.Грибы - природные разрушители.
4.Здоровья дарят комнатные растения.
5.Микромир: кто они и как сними бороться.
6.Аптека на окне.
7.Минеральное питание в жизни растения.
8.Растения- индикаторы чистоты воздуха.
9.Здравствуй, милая картошка
10.Невидимые друзья и враги.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
5 Содержание программы
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | часы | Планируемые результаты | дата | Домашнее задание | |||
предметные | метапредметные | личностные | план | Факт | ||||
Введение (7ч) | ||||||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни | 1 | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. | Р- корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами; П- анализирует полученные знания; | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. | §1 задание на с.10 Р.т.зад.4-5 | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. | Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, | Осмысление методов изучение природы | §2 Р.т.зад.6-8 | ||
3 | Многообразие организмов. | 1 | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». | Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;
| Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | §3 задание на с.18 Р.т.зад. 13 | ||
4 | Среды обитания | 1 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; | Осмысливание среды обитания живых организмов | §4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17 | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку; | Понимание экологических факторов и их влияние на живые организмы | 29.09 | дневник фенологических наблюдений §5 Р.т.зад.19-20 | |
6 | Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 | Готовят отчет по экскурсии. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Отчет по экскурсии Р.т.зад.9 зад на с14-16 | ||
7 | Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе». | 1 | Ведут дневник фенологических наблюдений | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; | ||||
Клеточное строение организмов (9 ч) | ||||||||
8 | Устройство увеличительных приборов ЛР №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними | 1 | Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Р – определяет цель важности клетки для живого организма; П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний; К – разрешает конфликты | Понимать устройство увеличительных приборов | §6 зад на с14-16 Р.т.зад.22-23 | ||
9 | Строение клетки Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ; П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; | Понимать строение клетки | §7 Р.т.зад.28 | ||
10 | Л.р.№3 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;
| Осмысливать приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | §7 Р.т.зад.24 | ||
11 | Пластиды Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов рябины, | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов К – выражает свои мысли в ответах | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы | §7 зад на с.39 Р.т. зад.27 | ||
12 | Химический состав клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
| Осознавать сложность строения клетки | §8 зад на с.42 | ||
13 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
| Осмысливать жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание | §9 зад на с.46 | ||
14 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, | Осознавать жизнедеятельность клетки: рост, развитие | §9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35 | ||
15 | Деление клетки | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
| Понимать деление клетки | §9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35 | ||
16 | Понятие «ткань»Обобщение | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, | Осознавать понятие «ткань | §10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38 | ||
Царство Бактерии (2 ч) | ||||||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | Выделяют существенные признаки бактерий | Познавательные УУД умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. | Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | §11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44 | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. | Понимать роль бактерий в природе и жизни человека | §12 Р.т. зад.47презентация о практическом значении бактерий | ||
Царство Грибы (5 ч) | ||||||||
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.
| Осмысливать характеристика, строение и жизнедеятельность грибов. | §13зад н сообщения о роли грибов в жизни человека с.69 Р.т. зад.48-49 | ||
20 | Шляпочные грибы П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов | 1 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
| Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск | §14 зад на с.77 Р.т. зад.52 | ||
21 | Плесневые грибы и дрожжи Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей | 1 | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы | §15 зад на с.80 | ||
22 | Грибы-паразиты | 1 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | §16 Р.т. зад.85 Сообщения о значении грибов Р.т. зад.57 зад. с.37-39 | ||
23 | Обобщающий урок. тест | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» | Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте. К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы | Пов.§ 11-16 | ||
Царство Растения (11 ч) | ||||||||
24 | Ботаника- наука о растениях | 1 | Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений . | Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации, | Осмысливание ботаники | §17 зад на с.92 Р.т. зад.58 | ||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Л.р.№7«Строение зеленых водорослей | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты работают с микроскопом | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. | §18 Р.т. зад.60 | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, | Осознавать роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | §18 зад. на с.92 Р.т. зад.64 | ||
27 | Лишайники | 1 | Определяют понятия: «кустистые лишайники «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека | §19 зад. на с.106 Р.т. зад.67 | ||
28 | Мхи. Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).» | 1 | Выполняют лабораторною работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растенийи установления усложнений в их строении | §20 зад. на с.111 Р.т. зад.70 | ||
29 | Папоротники, хвощи, Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща.» Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника плауны | 1 | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям | Понимать строение мхов, папоротников, хвощей и плаунов | §21 зад. на с.117, 119 | ||
30 | Голосеменные растения Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).» | 1 | Выполняют лабораторную работу . Выделяют существенные признаки голосеменных растений. | Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа . | Понимание о голосеменных как о прогрессивных растениях | §22 зад. на с.125, 127 Р.т. зад.73 | ||
31 | Покрытосеменные растения Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения». | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, | Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. | Осмысливание преимущества покрытосеменных растений | §23 зад. на с.131, 132 Р.т. зад.77 | ||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Определяют понятия: «палеонтология» «палеоботаника», «риниофиты». | Р: умение систематизировать полученную информацию, | Осмысливать происхождение растений | §24 Р.т. зад.80-81 | ||
33 | Итоговая контрольная работа (тест) | 1 | задание на лето | |||||
34 | Обобщение | 1 |
7.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.
УМК, используемый при работе по данной программе:
1.В.В.Пасечник. Биология. 5кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141, (3) с...
2.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.- 60, (4) с.-
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru
Дополнительная литература для учителя:
- А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
- Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.- ( Современная школа).
- Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1991.- 350с.: ил.
- Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное-М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
- Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высш. шк., 1984.- 352с., ил.
- Ботаника. Систематика цветковых растений. Отделы растений. Рабочая тетрадь для7 класса. Авторы В. Рохлов, А. Никишов. НПО «Школа».- изд. « Открытый мир», 1997.
авт.-сост. Е.А. Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
- Журнал «Биология для школьников».
- Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
- Красная книга РСФСР.
- Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru.
- Приложение
Практическая работа №1
Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью
- Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений.
- Отметьте, у каких растений листья остаются зелеными до заморозков.
- Понаблюдайте, как долго длятся листопад у разных растений.
- Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните свои результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.
Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.
Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников.
Лабораторная работа №1
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
- Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
- Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
- Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Лабораторная работа №2
Устройство микроскопа и приемы работы с ним
- Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
- Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
- Отработайте последовательность действий при работе микроскопом.
Лабораторная работа № 3
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
- Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления
препарата кожицы чешуи лука.
- Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
- Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
- При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
- Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
- Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении.
Отметьте, какие части клетки вы видите.
- Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
- Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
- Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, - оболочку; под ней золотистое вещество - цитоплазму (она может занимать всю клетку или и находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
- Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа №3
Пластиды в клетках листа элодеи
- Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
- Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Лабораторная работа №4
Наблюдение движения цитоплазмы
Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.
- Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
- Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движения цитоплазмы.
- Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
Лабораторная работа №5
Строение плодовых тел шляпочных грибов
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
- Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.
Лабораторная работа № 6
Плесневый гриб мукор
- Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в теплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале ее развития и позднее, при образовании черных головок со спорами.
- Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
- Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии, и споры.
- Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Лабораторная работа № 7
Строение дрожжей
- Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты - почки.
- Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Лабораторная работа № 8
Строение мха
- Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
- Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
- Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
- Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
- Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
- Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство И различие?
- Запишите свои ответы на вопросы.
Лабораторная работа № 9
Строение спороносящего хвоща
- С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
- Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
- Зарисуйте побеги хвоща.
Лабораторная работа №10
Строение спороносящего папоротника
- Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
- Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
- Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
- Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Лабораторная работа № 11
Строение хвои и шишек хвойных
- Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе ... Сосна обыкновеннвя.
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку ... Ель.
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны ... Пихта.
Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму ... Лиственница.
- Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | плотность | |
- Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Лабораторная работа №12
Распознавание органов цветкового растения
- Рассмотрите выданное вам растение, найдите у него корень. Какую функцию (в переводе с латинского «функцио» означает деятельность) в жизни растения он выполняет?
- Найдите у растения стебель. Опишите его. Какую работу в жизни растения он выполняет?
- Найдите у растения лист. Опишите его. Какую функцию в жизни растения он выполняет?
- Найдите у растения цветок. Какую функцию в жизни растения он выполняет?
- Рассмотрите цветок. Пользуясь рисунком 94, найдите в нем все его части, запомните их названия.
- Сделайте вывод, из каких органов состоит цветковое растение.
Приложение 2
Итоговая контрольная работа
Выберите один верный и более полный ответ
- Растительная клетка снаружи покрыта
А. цитоплазмой
Б. вакуолью
В. клеточной оболочкой
Г. хромосомами
2. Зеленые пластиды носят название
- Хлоропласты
- Хромопласты
- Лейкопласты
- Хромосомы
3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту
- образовательная ткань
- основная ткань
- покровная ткань
- проводящая ткань
4. К семенным растениям относят
- цветковые растения
- цветковые и голосеменные растения
- цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны
- цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи
5. К числу голосеменных растенийне относят:
- Маршанция
- Кипарис
- Гинкго
- Ель
6. Хромосомы находятся
- в цитоплазме
- в пластидах
- в вакуолях
- в ядре
7. Сосуды и трахеиды входят в состав
- образовательной ткани
- основной ткани
- покровной ткани
- проводящей ткани
8. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:
- царств
- государств
- колоний
- автономий
9. Мхи являются:
- грибами
- симбиотическими растениями
- низшими растениями
- высшими растениями
10. Главной особенностью почвенной среды является
- повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры
- повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а так же малые колебания температуры
- пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
- пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры
11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:
1)верные утверждения | А) водоросли – это высшие растения |
Б) низшие растения – это растения небольших размеров | |
2) неверные утверждения | В) низшие растения – это водоросли |
Г) тело низших растений разделено на вегетативные органы, но не имеет тканей | |
Д) низшие растения – это растения, тело которых не разделено на ткани и вегетативные органы | |
Е) растение, тело которого не разделено на ткани и вегетативные органы, относятся к низшим растениям |
12. Верными являются следующие утверждения:
- Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
- Все высшие растения относятся к числу семенных растений
- У высших споровых растений имеются побег, лист и корень
- У высших споровых растений имеются побег и главный корень
- Высшие споровые растения размножаются только вегетативно
- Высшие споровые растения могут размножаться вегетативно и спорами
13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.
Вопрос | Ответ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
14. Вставьте пропущенные слова
ГРИБ__КОР__Н__; С__ПР__ТРО__; Б__ОЛОГИЯ; НЕ__РГ__НИЧЕСКИЕ ВЕЩ__СТВА; КЛ__ТЧАТКА; Б__ЛКИ; ПРОК__Р__ОТ; М__Т__ХОДРИЯ; ФАГ__Ц__ТОЗ; Р__Б__СОМА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...