Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. За основу рабочей программы взяты программы курса биологии авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2010. — 92, [4] с).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_-_9.odt | 61.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Азовский район, хутор Рогожкино пер. Школьный. 29
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Рогожкинской СОШ
Приказ от ___________ № ___
Директор ________________________Р.В.Николенко
Рабочая программа
«БИОЛОГИЯ»
Основное общее образование - класс: 9
Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю.
Учитель: Дьякова Т.П.. - учитель высшей квалификационной категории
Рабочая программа курса составлена на основе программы: Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. За основу рабочей программы взяты программы курса биологии авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2010. — 92, [4] с).
На основании годового календарного графика 2018-2019 учебного года МБОУ Рогожкинской СОШ рабочая программа составлена на 63 часа.
1.Содержание учебного предмета
(63 часа, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы (54часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации
модели клетки
микропрепараты митоза в клетках корешков лука
микропрепараты хромосом
модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток
расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
■ Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации
микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных
половое и бесполое размножение
оплодотворение
формы изменчивости организмов
■ Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации
гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных
признаки вида
экологические факторы
■ Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрации
коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
модели экосистем
структура экосистемы
пищевые цепи и сети
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
агроэкосистема
■ Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
■ Экскурсия
Биогеоценоз.
Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрации
модели-аппликации «Биосфера и человек»
границы биосферы
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации
живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора
■ Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни(2часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации
окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели
- Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
■ Экскурсия В краеведческий музей г. Азова и Ростова – на — Дону.
2. Планируемые результаты освоения и система оценки
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
В результате изучения курса ученик 9 класса должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | План | Тема урока | Основные понятия | Лабораторная работа или демонстрация | ИКТ, учебно-наглядные пособия | Д/З | ||
Здоровье-сберегающие технологии | |||||||||
Тема: ВВЕДЕНИЕ ( 2ч.) | |||||||||
1/1 | 06.09. | Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека. | Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический. | Демонстрация опыта, иллюстраций. | Семена, стаканы, вода, иллюстрации, таблица «Царства живой природы». | § 1,2. | |||
2/2 | 07.09. | Современные научные представления о сущности жизни. Тестирование | §3 | ||||||
Тема: Уровни организации живой природы(62ч.) Молекулярный уровень 10 часов | |||||||||
3/1 | 13.09. | Молекулярный уровень: общая характеристика. | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа | Таблица «Уровни организации живой природы» | § 1.1 | ||||
4/2 | 14.09. | Углеводы. | Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов. | Таблица «Углеводы» | § 1.2 | ||||
5/3 | 20.09. | Липиды. | Липиды, свойства липидов. | Таблица «Липиды». | § 1.3 | ||||
6/4 | 21.09. | Состав и строение белков. | Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. | Таблица «Белки». | §1.4 | ||||
7/5 | 27.09. | Функции белков. | Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. | Таблица «Белки». | § 1.5 | ||||
8/6 | 28.09. | Нуклеиновые кислоты. | ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности. | Таблица «ДНК и РНК». | §1.6 | ||||
9/7 | 04.10. | АТФ и другие органические соединения клетки. | Строение АТФ, биологическая роль АТФ. | Таблица «АТФ». | § 1.7 | ||||
10/8 | 05.10. | Биологические катализаторы. | Катализаторы, ферменты | Л/р. N 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | Таблица «Белки», пробирки, пероксид водорода, картофель сырой и вареный, сырое мясо, штативы. | § 1.8 | |||
11/9 | 11.10. | Вирусы. | Вирус, вирусология, фаги. | Таблица «Вирусы». | § 1.9 | ||||
12/10 | 12.10. | Молекулярный уровень Тестирование | Таблицы по всей теме. | ||||||
Клеточный уровень 15 ч. | |||||||||
13/1 | 18.10. | Основные положения клеточной теории. | Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория. | В/ф «Клеточная теория» | Таблица «Строение клетки». | § 2.1 | |||
14/2 | 19.10. | Клетка. Общие сведения о клетках. Клеточная теория. | Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз. | Л/р. N 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | Микроскоп, микропрепараты растений и животных, табл. «Строение клетки». | § 2.2 | |||
15/3 | 25.10. | Тестирование «Клеточный уровень» | Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. | Таблица «Строение хромосом». | § 2.3 | ||||
16/4 | 26.10. | Строение клетки. Ядро. | Прокариоты, эукариоты, хроматин,ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы. | ||||||
17/5 | 08.11. | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны. | В/ф «Органоиды клетки». | Таблица «Органоиды клетки». | § 2.4., 2.5. | |||
18/6 | 09.11. | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. | Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения. | В/ф «Органоиды клетки». | Таблица «Органоиды клетки». | § 2.6 | |||
19/7 | 15.11. | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Анаэробы, споры. | § 2.7 | |||||
20/8 | 16.11. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез. | Таблицы «Строение АТФ»; «Фотосинтез». | § 2.8 | ||||
21/9 | 22.11. | Энергетический обмен в клетке. | АТФ, макроэнергитическая связь, полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание. | Таблица «Строение АТФ». | § 2.9 | ||||
22/10 | 23.11. | Питание клетки. | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы. | § 2.10 | |||||
23/11 | 29.11. | Фотосинтез и хемосинтез. | Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии | В/ф «Фотосинтез». | § 2.11 | ||||
24/12 | 30.11. | Гетеротрофы. | Сапрофиты, паразиты, голозойное питание. | §2.12 | |||||
25/13 | 06.12. | Синтез белков в клетке. | Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома. | Модель-аппликация «Синтез белка». | § 2.13 | ||||
26/14 | 07.12. | Деление клетки. Митоз. | Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления. | Модель-аппликация «Деление клеток». | Таблица «Митоз». | § 2.14 | |||
27/15 | 13.12. | Тестирование по теме «Клеточный уровень» | Таблицы по всей теме. | ||||||
Организменный уровень 14ч. | |||||||||
28/1 | 14.12. | Бесполое размножение. | Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. | Живые цветы, в/ф «Вегетативное размножение» | Таблица «Вегетативное размножение». | § 3.1 | |||
29/2 | 20.12. | Половое размножение организмов. | Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца. | Демонстрация м/п «Яйцеклетка и сперматозоид». | Таблицы «Овогенез», «Сперматогенез», «Мейоз», м/с, м/п «Яйцеклетка и сперматозоид». | § 3.2 | |||
30/3 | 21.12. | Оплодотворение. | Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм. | Таблица «Двойное оплодотворение». | § 3.3 | ||||
31/4 | 27.12. | Индивидуаньное развитие организмов. Биогенетический закон. | Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез. | Таблица «Индивидуальное развитие организмов». | § 3.4 | ||||
32/5 | 28.12. | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет. | В/ф «Основы генетики». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание» | Таблица «Моногибридное скрещивание». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание» | § 3.5 задачи | |||
33/6 | 17.01. | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. | Модель-аппликация «Анализируемое скрещивание» | Таблица и модель «Анализируемое скрещивание». | § 3.6 задачи | |||
34/7 | 18.01. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков. | Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание» | Модель-аппликация и таблица «Дигибридное скрещивание» | § 3.7 задачи | |||
35/8 | 24.01. | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | Сцепленное наследование признаков,закон Т.Моргана, локус гена, перекрест. | Модель-аппликация «Сцепленное наследование признаков». | Модель-аппликация и таблица «Сцепленное наследование признаков». | § 3.8 задачи | |||
36/9 | 25.01. | Взаимодействие генов. | Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов. | Таблица «Взаимодействие генов». | § 3.9 задачи | ||||
37/10 | 31.01. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков. | Таблица «Генетика пола». | § 3.10 задачи | ||||
38/11 | 01.02. | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | Изменчивость, модификации, норма реакции. | Л/р. N 3 «Выявление изменчивости организмов» | Гербарий, коллекции насекомых | § 3.11 | |||
39/12 | 07.02. | Закономерности изменчивости: мутациционная изменчивость. | Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества. | В/ф «Мутации». | Таблица «Мутации». | § 3.12 | |||
40/13 | 08.02. | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов наследственной изменчивости. | Дем-я коллекций. | Таблица «Центры происхождения культурных растений». | § 3.13 | |||
41/14 | 14.02. | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики | Таблицы Основные методы селекции». | § 3.14 | ||||
Популяционно-видовой уровень 3ч. | |||||||||
42/1 | 15.02. | Тестирование «Организменный уровень» Вид. Критерии вида. | Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал. | Л/р. N 4 «Изучение морфологического критерия вида». | Таблица «Критерии вида», гербарий, коллекции | § 4.1 | |||
43/2 | 21.02. | Популяции. Биологическая классификация. | Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели. Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории. | В/ф «Популяция». | Таблица «Популяция». Гербарий, таблица «Систематика». | § 4.2 | |||
44/3 | 22.02. | Экология. Экологические факторы. | Экология, биотические сообщества | §4.3 | |||||
Экосистемный уровень 8ч. | |||||||||
45/1 | 28.02. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | Биосфера, БГЦ, экосистема. | В/ф «БГЦ». | Таблицы «БГЦ». | § 5.1 | |||
46/2 | 01.03. | Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура. | Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура., ярусы, жизненные формы. | Л/р. N 5 «Видовая характеристика БГЦ». | Таблицы «БГЦ»., модели «БГЦ» и «АГЦ». | § 5.2 | |||
47/3 | 07.03. | Состав и структура БГЦ: трофическая структура. | Цепи питания: продуценты, консументы, редуценты. | В/ф «БГЦ». | Таблицы «БГЦ». | § 5.2 | |||
48/3 | 14.03. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Правило экологической пирамиды. | Таблицы «БГЦ». | § 5.3 | ||||
49/4 | 15.03. | Искусственные биоценозы | Сообщения | Инд.зада- ния | |||||
50/5 | 21.03. | Тестирование «Экосистемный уровень». Продуктивность сообщества. | Продукция: чистая, первичная, вторичная. | § 5.4 | |||||
51/7 | 22.03. | Экологическая сукцессия. Саморазвитие экосистемы. | Экологическая первичная и вторичная сукцессия, равновесие. | Таблицы и модели по всей теме. | § 5.5 | ||||
52/8 | 04.04. | Обобщение по теме «Экосистемный уровень» | Таблицы и модели по всей теме | ||||||
Биосферный уровень 4 ч. | |||||||||
53/1 | 05.04. | Понятие о биосфере. | Биосфера. | В/ф «Биосфера» | Таблица «Биосфера». | § 6.1 | |||
54/2 | 11.04. | Среда обитания: вода, почва. | Водная и почвенная среда обитания. | В/ф «Среда обитания». | Таблица «Среда обитания». | § 6.2 | |||
55/3 | 12.04. | Круговорот веществ и энергии в природе. Биосферный уровень | Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация. Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы. | Таблица «Круговорот веществ в природе». | § 6.3 | ||||
56/4 | 18.04. | Экологические кризисы. Тестирование. | Сообщения | § 6.3, повторить | |||||
Эволюция 7ч. | |||||||||
57/1 | 19.04. | Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. | Изменчивость, естественный и искусственный отбор, борьба за существование. | В/ф «Эволюция». | Таблица «Эволюция». | §7.1 | |||
58/2 | 25.04. | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие. | Таблица «Виды изменчивости». | § 7.2, 7.3 | ||||
59/3 | 26.04. | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность. Отбор стабилизирующий и движущий. | В/ф «Факторы эволюции». Таблица «Естественный отбор». | Таблица «Приспособлен-ность», гербарий, раздаточный материал. | §7.4 § 7.5 | |||
60/4 | 16.05. | .Итоговая контрольная работа | |||||||
61/5 | 17.05 | Приспособленность и ее относительность. Изоляции. | Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая. | Таблица «Виды изоляции». | §7.6, 7.7 | ||||
62/6 | 23.05. | Видообразование и микроэволюция. | Микроэволюция., филогенетические ряды, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | Таблица «Эволюция» | § 7.8 | ||||
63/7 | 24.05. | Макроэволюция Тестирование | Макроэволюция | Таблицы и модели по всей теме. | §7.9 | ||||
Происхождение и развитие жизни 2 ч. | |||||||||
64/1 | |||||||||
65/2 | Гипотезы возникновения жизни. | Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории.Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции. | Л/р. N 6 «Палеонтологические доказательства эволюции». | Раздаточный материал. | § 8.1 § 8.2, 8.3 | ||||
66/3 | Развитие представлений о происхождении жизни. | ||||||||
67/4 | Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой. | Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген. | В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле». | Таблица «Этапы развития жизни на Земле». | § 8.6, 8.7 | ||||
68/5 | Краткая история развития органического мира. | Сообщения | Таблицы и модели по всей теме. | § 8.8, сообщ |
Рассмотрено на заседании методического объединения _________________________ _________________________ Протокол № _______ от ___________ _____________/Шевцова Е.Б./ | Согласовано Зам.директора по УВР __________/ Моисеенко Л.Н./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...