КИМ по биологии в 9 классе
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Иванюк Ольга Анатольевна

Контрольно-измерительный материал со спецификацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-izmeritelnyy_material_po_biologii_9_klass.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой   работы для 9 класса по биологии

  1.   Назначение КИМ

       Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения степени сформированности знаний, основных умений и навыков, оценки качества подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 9 классе по биологии.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

- Примерная программа основного общего образования по биологии

  1. Структура КИМ

Работа по биологии состоит из трех частей:

-часть А содержит 12 заданий с выбором ответа базового уровня сложности;

-часть В содержит 2 задания повышенного уровня сложности. Задание В1 на выбор нескольких правильных ответов. Задание В2 на определение последовательности.

-Часть С состоит из 2-х заданий. Задания части С со свободным ответом.

  1. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам  деятельности.

      Распределение заданий по основным содержательным  разделам учебного предмета «Биология»  представлено в таблице

Содержательные разделы

Число заданий

Максимальный первичный бал

% макс.перв.балла от макс.перв.балла за всю работу (22б.)

Биология и её методы.

Клетка – живая система

4

4

18

Организм – живая система

2

3

14

Многообразие живой природы

4

7

32

Экосистемы

4

6

27

 Эволюция живой природы

2

2

9

Итого

16

22

100

Перечень элементов содержания проверяемых в ходе диагностической работы по биологии

Код раздела

Код элемента

Элементы содержания

1

1.1.

Биология как наука.

1

1.2.

Методы  биологии

1

1.3.

Методы познания живой природы.

2

2.1.

Химический состав клетки

2

2.2.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции

2

2.3.

Жизненный цикл клетки

3

3.1.

Организм – единое целое

3

3.2.

Формы размножения организмов

3

3.3.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

3

3.4.

Значение генетики для медицины и селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

4

4.1.

Многообразие живой природы. Царство Бактерии.

4

4.2.

Царство Грибы. Лишайники – комплексные организмы

4

4.3.

Царство Растений. Основные отделы растений

4

4.4.

Царство Животных.

5

5.1.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

5

5.2.

Экосистемы.

5

5.3.

Биосфера – глобальная экосистема

6

6.1.

История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина

6

6.2.

Результаты эволюции: приспособленность организмов и биологическое разнообразие видов

6

6.3.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Гипотезы происхождения и эволюции человека.

  1. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

12

12

Повышенный

4

10

Итого

16

22

  1. Время выполнения варианта КИМ

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

  1. План варианта КИМ

Номер вопроса в тесте

Код контроли-

руемого элемента

Элементы   содержания, проверяемые   заданиями   проверочной   работы

1.

Биология как наука. Методы биологии

1.1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы; уровневая организация и эволюция.

1.2

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Биологические законы, теории, закономерности, гипотезы.

1.3

Методы познания живой природы: наблюдение, описание, измерение биологических объектов, биологический эксперимент, моделирование.

2.

Клетка – живая система.

А9А10

2.1

Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом.  Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код.

А2

2.2

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки Вирусы – неклеточные формы жизни.

А4

2.3

Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

3.

Организм – живая система.

3.1

Организм – единое целое. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных и растительных организмов.

В1

3.2

Формы размножения организмов: бесполое и половое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушения развития организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.

А3

3.3

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.  Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме.

3.4

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение. Применение знаний о изменчивости и изменчивости, искусственном отборе при выведении пород и сортов. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения

4.

Многообразие живой природы.

А5

4.1

Царство Бактерии. Распространение бактерий в природе, их многообразие. Значение бактерий в природе и их промышленное использование.

4.2

Царство Грибы. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Лишайники – комплексные организмы.

А8

С2

4.3

Царство Растений. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения цветковых растений. Роль растений в природе и жизни человека.  Культурные растения и приёмы их выращивания.

В2

4.4

Царство Животных. Основные типы беспозвоночных животных. Многообразие членистоногих. Классы хордовых животных. Особенности их строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания. Роль животных в природе и жизни человека.

5.

Экосистемы.

А6

А7

5.1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.

А11

С1

5.2

Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.

5.3

Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей.  Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6.

Эволюция живой природы.

А1

6.1

История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционных теорий для формирования современной естественнонаучной картины мира. Вид – основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция. Движущие факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

А12

6.2

Результаты эволюции: приспособленность организмов и биологическое разнообразие видов. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

6.3

Сходство человека с животными и отличия от них. Биологическая природа и социальная сущность человека. Гипотезы происхождения и эволюции человека.

        

  1. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование

Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания части А обучающийся получает 1 балл.

За верное выполнение заданий части В обучающийся получает 2 балла.

За верное выполнение заданий части С обучающийся получает 3 балла.

Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 22 баллов.

Оценивание:      19-22 (от 83 до 100%)  баллов – оценка «5»

                            14-18 баллов  (от 61 до 82%)  – оценка «4»

                            11-13 баллов (не менее 50% ) – оценка «3»

Контрольно-измерительный материал

итоговой работы  по биологии в 9 классе

Инструкция для обучающихся.

На выполнение контрольной работы по биологии отводится 45 минут.

 Итоговая  контрольная работа состоит из трёх частей,  включающих  в себя  16 заданий.

Часть I содержит  12 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.

Часть II содержит 2 задания повышенного уровня сложности.

Часть III содержит 2 задания  повышенного уровня сложности.  

Часть I. Выбрать один правильный ответ из предложенных

А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?                                                       1) антропогенез  2) онтогенез  3) эволюция    4) биогенез

А2. Растительная клетка, как и животная, содержит:                                                                                       1) клеточную стенку                           2) митохондрии                                                                                       3) вакуоль  с клеточным соком         4) хлоропласты

А3. Какой учёный считается основоположником  генетики?                                                                                       1) А.М.Сеченов    2) Т.Морган    3) Г.Мендель    4) Н.И.Вавилов

А4. В чём заключается сущность митоза?                                                                                                                   1) в делении клеток   надвое

2) в точной передаче дочерним клеткам  набора хромосом от материнской клетки  

3) в образовании гамет, имеющих половинный набор хромосом по сравнению с материнской клеткой  

 4) в образовании зиготы

А5. Одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра, это                                                                   1) грибы   2) водоросли  3) простейшие  4) бактерии

А6. Взаимовыгодные отношения организмов в биоценозе называются                                                         1) конкуренцией  2) симбиозом  3) паразитизмом   4) квартиранством

А7. К абиотическим факторам среды относятся                                                                                                       1) свет и влажность                              2) влияние человека                                                                                           3) болезни, вызванные бактериями    4) межвидовая конкуренция

А8. Покрытосеменные растения можно узнать по наличию                                                                                                  1) в клетках хлоропластов     2) цветов и плодов      3) семян      4) листьев и стеблей

А9. Какие вещества ускоряют образование сложных органических соединений в клетке?                                    1) антитела     2) гормоны     3) ферменты     4) витамины

А10. В основе каких реакций обмена лежит матричный синтез?                                                                          1) образование белков из аминокислот          2) синтеза молекул АТФ                                                                  3) образование липидов                                  4) образование глюкозы из углекислого газа и воды

А11. Определите правильно составленную цепь питания                                                                                    1) растение – ястреб – скворец – саранча         2) растение – скворец – саранча – ястреб                                         3) растение – саранча – скворец – ястреб         4) ястреб – скворец – саранча – растение

А12. Приспособленность организмов к среде обитания – это                                                                         1) причина эволюции            2) изменение организмов под воздействием среды                                                    3) результат эволюции          4) воспроизведение себе подобных

Часть II.  Выбрать три правильных ответа из шести предложенных:

В1.  Половое  размножение организмов:                                                                                                           А) потомство генетически уникально                                                                                                                          Б) потомство – точные копии родителей                                                                                                                       В)  размножение картофеля клубнями                                                                                                                          Г) размножение картофеля семенами                                                                                                                     Д) происходит у растений                                                                                                                                   Е) происходит у бактерий

В2. Поставьте в правильном порядке  систематические категории, начиная с  наименьшей. В ответ запишите соответствующую последовательность букв.

.

А) класс Паукообразные                                                      Б) род Крестовик                                                                                В) отряд Пауки                                                                      Г) тип Членистоногие                                                   Д) семейство Пауки-кругопряды                                        

Задания со свободным ответом.

С1. Организмы в экосистеме, преобразующие солнечную энергию в энергию химических связей, относят к _______________________________  .

С2. Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, называются _____________________ .

Система оценивания диагностической работы

Ответы к заданиям:

№ задания

Ответ

1

3

2

2

3

3

4

2

5

4

6

2

7

1

8

2

9

3

10

1

11

3

12

3

В1

АГД

В2

БДВАГ

С1

продуцентам

С2

автотрофами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...