КИМ по биологии в 5 классе
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Контрольно-измерительный материал по биологии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnyy_material_po_biologii_5_klass.docx | 77.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для 5 класса по биологии
- Назначение КИМ
Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых предметных результатов по биологии.
- Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Примерная программа основного общего образования по биологии
– Программа авторская (Пасечник В.В.)
- Структура КИМ
Работа по биологии состоит из трех частей:
-часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа базового уровня сложности;
-часть 2 содержит 5 заданий повышенного уровня сложности из которых- 1 задание с выбором и записью трех верных вариантов из шести; 2 задания на установление соответствия; 1 задание на включение в текст пропущенных терминов и понятий; 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов;
-часть 3 содержит 2 задания, повышенного уровня сложности на работу с текстом биологического содержания предполагающее исправление биологических ошибок в тексте и задание с развернутым ответом.
- Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
Разделы содержания курса 5 класса по биологии
Разделы содержания курса 5 класса по биологии | Количество заданий | Максимальный балл |
1. Биология как наука | 5 | 5 |
2. Клеточное строение организмов | 4 | 5 |
3. Многообразие живых организмов | 8 | 15 |
Перечень элементов содержания проверяемых в ходе диагностической работы по биологии
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1. | Биология – наука о живой природе |
1 | 1.2. | Методы исследования в биологии |
1 | 1.3. | Отличительные признаки живых организмов |
1 | 1.4. | Среды обитания организмов |
2 | 2.1. | Органические и неорганические вещества и органоиды клетки |
2 | 2.2. | существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
3 | 3.1. | Признаки разных царств природы |
3 | 3.2. | Представители разных таксонов |
3 | 3.3. | Бактерии, грибы и растения в природе и жизни человека |
Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы
Код раздела | Код контролируемого умения | Умения, проверяемые заданиями диагностической работы (планируемые результаты) |
1. Биология как наука | 1.1 | Определять понятия «биология». |
1.2 | Характеризовать методы исследования в биологии. | |
1.3 | Выделять существенные признаки живых организмов | |
1.4 | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды | |
2. Клеточное строение организмов | 2.1 | Различать органические и неорганические вещества и органоиды клетки. |
2.2 | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | |
3. Многообразие живых организмов | 3.1 | Выделять существенные признаки разных царств природы |
3.2 | Сравнивать представителей разных таксонов. | |
3.3 | Объяснять роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека. |
- Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 10 | 10 |
Повышенный | 7 | 15 |
Итого | 17 | 25 |
- Время выполнения варианта КИМ
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
- План варианта КИМ
№ задания | Раздел | Коды и наименование контролируемых элементов содержания и видов деятельности | Уровень сложности | Мах. балл | Время выполнения (мин) |
Часть 1 | |||||
1 | 1 | 1.1. Определять понятия «биология», «экология», «биосфера». | Б | 1 | |
2 | 1 | 1.2. Характеризовать методы исследования в биологии. | Б | 1 | |
3 | 1 | 1.3. Выделять существенные признаки живых организмов | Б | 1 | |
4 | 2 | 2.1. Различать органические и неорганические вещества клетки. | Б | 1 | |
5 | 2 | 2.1. Распознавать основные части клетки на рисунке. | Б | 1 | |
6 | 2 | 2.2. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Б | 1 | |
7 | 3 | 3.1. Распознавать органы цветковых растений | Б | 1 | |
8 | 3 | 3.1. Распознавать растения разных отделов | Б | 1 | |
9 | 3 | 3.2. Сравнивать биологические объекты | Б | 1 | |
10 | 3 | 3.3.Объяснять роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека. | Б | 1 | |
Часть 2 | |||||
11 | 1 | 1.2. Называть основные части микроскопа. Умение проводить множественный выбор | П | 2 | |
12 | 2 | 2.1. Устанавливать соответствие между органоидами клетки и их функциями | П | 2 | |
13 | 3 | 3.2 Сравнивать организмы разных таксонов. Умение устанавливать соответствие. | П | 2 | |
14 | 3 | 3.1. Выделять существенные признаки разных царств природы. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. | П | 2 | |
15 | 1 | 1.2. Умение определять последовательность проведения опытов | П | 2 | |
Часть 3 | |||||
16 | 3 | 3.3. Объяснять роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека. Работать с текстом биологического содержания. Находить ошибки в тексте. | П | 2 | |
17 | 3 | 1.3. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | П | 3 |
- Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания №1-10 обучающийся получает 1 балл.
За верное выполнение задания №11-16 обучающийся получает 2 балла.
За верное выполнение задания №17 обучающийся получает 3 балла.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания 1 части работы-10 баллов, задания 2 части работы- 10 баллов и задания 3 части -5 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 25 баллов.
Оценивание: 22-25 баллов – оценка «5»
17-21 баллов – оценка «4»
12-16 баллов – оценка «3»
КИМ
итоговой работы для учащихся 5-х классов по биологии
Инструкция для обучающихся.
На выполнение контрольной работы по биологии отводится 45 минут.
Итоговая контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 17 заданий.
Часть I содержит 10 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.
Часть II содержит 5 заданий повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание с выбором и записью трёх верных вариантов из шести; 2 задания на установление соответствия; 1 задание на включение в текст пропущенных терминов и понятий; 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений.
Часть III содержит 2 задания, повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание на работу с текстом биологического содержания, в котором необходимо исправить биологические ошибки в приведённом тексте, 2 задание с развёрнутым ответом.
Часть I. Выбрать один правильный ответ из предложенных
Инструкция для обучающихся
Содержание итоговой работы
А1. Биология – это наука о :
- космосе
- строении Земли
- живой природе
- веществах
А2. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
- эксперимента
- наблюдения
- описания
- анкетирования
А3. Все живые организмы способны к:
- неограниченному росту
- размножению
- питанию готовыми питательными веществами
- быстрым перемещениям
А4. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме:
- вода
- белки
- жиры
- минеральные соли
А5. На рисунке растительной клетки цифра 4 обозначает:
- вакуоль
- ядро
- оболочка
- цитоплазма
А6. Хранение и реализацию наследственной информации в клетке осуществляет:
- ядро
- пластиды
- цитоплазма
- вакуоль
А7. Семена образуются
- у всех растений
- у всех высших растений
- у голосеменных и покрытосеменных растений
- только у цветковых растений
А8. К числу голосеменных растений не относят:
- эфедру
- кедр
- сфагнум
- сосну
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
- стеблей
- цветков
- листьев
- корней
А10. К болезнетворным грибам относят:
- пеницилл
- фитофтору
- бледную поганку
- мукор
Часть II.
В1. Выбрать три правильных ответа из шести предложенных:
Основной частью микроскопа является:
- объектив
- телескоп
- тубус
- окуляр
- лупа
- пробирка
В2. Установить соответствие между органоидами клетки и их функциями:
Органоиды клетки: Выполняемая функция:
а. цитоплазма 1. пластиды, содержащие хлорофилл
б. хромосомы 2. полость, содержащая клеточный сок
в. вакуоль 3. полужидкое содержимое клетки
г. хлоропласты 4. носители наследственной информации
В3. Установите соответствие между процессами жизнедеятельности растений и животных и их строением:
а. способность к передвижению 1. животные
б. неограниченный рост в течение жизни 2. растения
в. гетеротрофный тип питания
г. наличие пластид
д. отсутствие клеточной стенки
е. наличие вакуолей
ж.автотрофный тип питания
В4. Закончить предложения, вписав недостающие слова: водоросли, бактерии, грибы, гетеротрофы, растения.
Клетка _____________, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет ядра. Для борьбы с болезнетворными бактериями человек использует ценные лекарства, получаемые из ____________ пеницилла.
Важнейший признак представителей царства______________ - это способность к фотосинтезу. Группа растений, тела которых не имеют корней, стеблей, листьев и цветков - ___________________.
Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами называются_______________.
В5. Постройте в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.
- поместите готовый препарат на предметный столик
- в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет
- плавно опустите тубус с помощью винта так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 мм от препарата
- поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 10 см от края рабочего стола
- глядя в окуляр, при помощи винта медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение
Часть III
С1.Прочитайте текст. Найдите в тексте неверные утверждения:
1.Лишайники – своеобразная группа организмов.
2.Тело лишайника - слоевище.
3.Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены многоклеточные водоросли.
4.Между грибом и водорослью существует взаимосвязь, полезная как одному, так и другому организму.
5.Это явление получило название микориза.
6.Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет.
7.Растут лишайники очень быстро.
8.Лишайники могут жить в любой загрязнённой атмосфере.
С2.Ответьте на вопрос:
Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...