Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Зимина Ольга Ивановна

 Рабочая программа по биологии 8 класс. Линия УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой. Линейная структура.

 Константинов В.М. Биология : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко М.: «Вентана-Граф», 2018. – 336 с. : ил. – (Российский учебник).

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Учебный план в 8-х классах  МБОУ «Мглинская СОШ № 2» на 2018 – 2019 учебный год.

Учебники и УМК:

  • Биология. 5—9 классы. Линейная структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 66 с.
  • Константинов В.М.

Биология : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко М.: «Вентана-Граф», 2018. – 336 с. : ил. – (Российский учебник).

  • Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные» Методическое пособие (М., "Вентана -Граф", 2007 г.).
  • Сухова Т.С. "Контрольные и проверочные работы по биологии в 6-8 классе" (М., "Дрофа", 1996 г.).
  • Биология. Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнике, пер. с нем. – М. Дрофа, 2000.
  • Биологический энциклопедический словарь. М.,1989
  • Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

     

    Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Общая характеристика предмета биологии 8 класса

Содержание предмета «Биология. Животные» линейной линии УМК  И. Н. Пономарёвой реализуется с помощью учебника «Биология» 8 класс (В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко), который рассчитан на изучение биологии 2 час в неделю. Особое внимание уделено значению животных в природе и жизни человека. Рассматриваются вопросы систематики животных.

Основными целями курса являются:

• освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.

При изучении курса решаются следующие задачи:

• знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

• систематизация знаний учащихся о животных организмах, их многообразии;

•продолжение формирования представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);

• продолжение развития  у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;

• продолжение формирования основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

II. Результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты.

−давать характеристику методам изучения биологических объектов;

−наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

−находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

−избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

−сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

−использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

−выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

−обобщать и делать выводы по изученному материалу;

−работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

−представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты

Учащиеся должны уметь:

−развитие и формирование интереса к изучению природы;

−развитие интеллектуальных и творческих способностей;

−воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

−признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

− развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

−современные представления о возникновении хордовых животных;

−основные направления эволюции хордовых;

−общую характеристику надкласса Рыбы;

−общую характеристику класса Земноводные;

−общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

−общую характеристику класса Птицы;

−общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

− определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

−работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

−объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

−понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

−характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

−наблюдать за поведением животных в природе;

−выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

−оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

III. Содержание учебного предмета 

п/п

Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:

Лабораторно-

практические

работы, экскурсии

Проверочные (контрольные)

работы

Общие сведения о мире животных

4

1экс.

Строение тела животных.

2

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

1

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3

1

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

1

1

Тип Моллюски

4

1

1

Тип Членистоногие

7

1

1

Тип Хордовые.

32

Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

1

Класс Земноводные, или Амфибии

5

1

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

Класс Птицы

7

2 +1экс

1

Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

1

Развитие животного мира на Земле

5

1экс.

Обобщение и заключение по курсу.  Подведение итогов

1

1

Резерв

2

Итого:

70

Тема 1. Общие сведения о мире животных

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология — наука о животных. Общее знакомство с животными. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.

Тема 2. Строение тела животных

Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение  и значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тема 6. Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тема 7. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые — вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии

Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных.

Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и

внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Тема 11. Класс Птицы

Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез — опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

12. Класс Млекопитающие, или Звери

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.  

Лабораторные работы:        

  1. «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
  2. «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».
  3. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
  4. «Внешнее строение насекомого»
  5. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
  6.  «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
  7. «Строение скелета птицы»
  8. «Строение скелета млекопитающих»

Темы  экскурсий:

  1. Разнообразие животных в природе
  2. Птицы парка
  3. Жизнь природного сообщества весной

Контроль знаний и умений учащихся.

Система контроля знаний и умений учащихся включает в себя 5 контрольных тестирований в ходе обобщения изученного материала  и 3 контрольные работы.

Контрольное тестирование при обобщении материала по темам:

  1. «Одноклеточные. Кишечнополостные»..
  2. «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»
  3. «Тип моллюски»
  4. «Класс Хрящевые и Костные рыбы. Класс Земноводные»
  5. «Класс пресмыкающиеся. Класс Птицы».

Контрольные работы:

  1. Тема 1–7 «Беспозвоночные».
  2. «Класс Млекопитающие» и « Тип Хордовые. Разделы 1-5».
  3. Итоговая контрольная работа.

IV. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Дата

Тема 1. Общие сведения о мире животных

4

 1.Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных

1

2.  Животные и окружающая среда  Экскурсия №1. Разнообразие животных в природе.

1

3. Классификация животных и основные систематические группы животных.

1

4.  Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

1

Тема 2. Строение тела животных.

3

1. Клетка как структурная единица организма.

1

2. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов.

1

Тема 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

1. Общая характеристика простейших. Разнообразие простейших в природе. Корненожки.

1

2. Жгутиконосцы.

1

3. Инфузории. Лр.№1. Строение и передвижение инфузории – туфельки.

1

4. Значение простейших в природе и жизни человека

1

Тема4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

3

1.  Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

1

2. Многообразие и значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1

3.Обобщение по теме: «Одноклеточные. Кишечнополостные». Контроль.

1

Тема 5.Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

1. Многообразие червей. Типы червей. Среда обитания  червей.

 Плоские черви.

1

2.  Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

3. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

1

4.Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.

1

5.  Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Л.Р.№ 2. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость

1

6. Обобщение по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

Тема 6.Тип Моллюски.

4

1. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков Л.Р.№3. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.

1

2. Класс Брюхоногие моллюски.

1

3. Класс Двустворчатые  моллюски.

1

4. Класс Головоногие моллюски. Тест- контроль тема: «Тип моллюски»

1

Тема7.  Тип Членистоногие.

8

1. Общая характеристика типа  Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

2. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных.

1

3. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых Л.Р.№ 4 Внешнее строение насекомого.

1

4. Размножение и развитие насекомых. Типы развития насекомых.  

1

5. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Поведение. Инстинкты. Значение. Охрана насекомых

1

6. Вредители лесных и сельскохозяйственных растений. Насекомые – переносчики заболеваний человека.

1

7. Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7.  Беспозвоночные. Контроль

1

Тема8.  Тип Хордовые.

34

1. Подтип Бесчерепные.

Краткая характеристика типа хордовых. Бесчерепные.

1

2. Подтип Черепные. 

5

1.Общая характеристика черепных.  Класс Рыбы. Общая характеристика рыб. Внешнее строение рыб. Л.р. № 4. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

1

2. Внутреннее строение костистой рыбы.  

1

3. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб.

1

4. Основные систематические группы рыб  Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

1

5. Промысловое значение рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.  

1

3. Класс Земноводные, или Амфибии.

4

1.Общая характеристика класса Земноводные.  Среда обитания и строение тела земноводных.

1

2. Внутреннее строение лягушки.

1

3. Годовой цикл жизни земноводных. Размножение и развитие лягушки. Происхождение земноводных.

1

4. Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных.

1

5. Обобщение по темам: «Класс Хрящевые и Костные рыбы. Класс Земноводные» Контроль.

1

4. Класс Пресмыкающиеся. 

4

1.Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

1

2.  Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

3. Многообразие пресмыкающихся.

1

4 Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

1

5. Класс Птицы

7

1.Общая характеристика класса Птиц. Среда обитания и внешнее строение птиц. Л.р.  № 5. Внешнее строение птицы. Строение перьев.

1

2. Особенности внутреннего строения птиц. Опорно - двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л.р. № 6. Строение скелета птиц.

1

3. Особенности внутреннего строения птиц. Усложнение внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

1

4. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

1

5.   Экологические группы птиц. Экскурсия «Птицы парка»

1

6. Экологические группы птиц. Значение и охрана птиц.  

1

7. Обобщение по темам: «Класс пресмыкающиеся., Класс Птицы». Контроль.

1

6. Класс Млекопитающие, или Звери  

10

1.Общая характеристика класса Млекопитающие.  Особенности внешнего строения.

1

2. Особенности внутреннего строения. Л.р. № 7. Строение скелета млекопитающего.

1

3. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

1

4. Происхождение и разнообразие млекопитающих.

1

5.  Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

6.  Высшие, или Плацентарные, звери:  Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

1

7. Высшие, или Плацентарные, звери: Приматы.

1

8.Экологические группы млекопитающих.

1

9.Значение млекопитающих для человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

10. Контроль по теме: «Класс Млекопитающие»

1

Тема 9. Развитие животного мира на Земле. 6ч

5

1. Историческое развитие органического мира. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина.

1

2. Основные этапы развития животного мира на Земле.

1

3. Современный животный мир – результат длительного развития. Уровни организации живой материи. Биосфера.

1

4.Обобщение и систематизация знаний по темам курса.

Итоговый контроль

1

5.Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной»

1

Обобщение и заключение по курсу.  Подведение итогов. 

1

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...