Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответсвии с учебным планом муниципального казззззззенного общеобразовательного учреждения "Гороховская средняя общеобразовательная школа" Верхнемамонского муниципального района Воронежской области. Программа расчитана на 1 час в неделю, из расчета 34 учебные недели в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_fgos_5.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата | ||||
предметные | метапредметные | личностные | Планируемая | фактическая | |||||
Введение (3 часа) | |||||||||
1 | Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | УОНЗ | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы. | Устный опрос | 4.09 | ||
2 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | УОМН | Понимание научного значения классификации живых организмов | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов. | тестирование | 18.09 | ||
3 | Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | УОНЗ | Научиться называть среды обитания живых организмов, давать их характеристику, сравнивать особенности строения организмов, обитающих в различных средах, объяснять причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания. | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды, в которой они обитают, эстетического восприятия объектов природы. | тестирование | 2.10 | ||
Глава 1. Клеточное строение организмов (3 часа) | |||||||||
4 | Устройство увеличительных приборов. Л.р Знакомство с увеличительными приборами. Строение клетки. Л.Р «Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука под микроскопом» | УОНЗ | Научиться давать определение понятия клетка, объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки, описывать устройство увеличительных приборов, формулировать правила работы с микроскопом. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучать микроскопическое строение объектов, понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами, умения применять полученные знания в практической деятельности. | беседа | 16.10 | ||
5 | Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Л.р «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Практическое занятие | Научиться характеризовать химический состав клетки, классифицировать вещества, входящие в состав клетки, объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке, соотносить вещества с функциями, которые они выполняют. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Учащиеся должны знать: химический состав клетки; Учащиеся должны уметь: определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». | Защита проектов | 30.10 | ||
6 | Ткани. Л.Р «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | УОНЗ |
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о сложности растительного организма на основе знаний о многообразии типов растительных тканей. | Защита проектов | 20.11 | ||
Глава 2. Царство Бактерии(2 часа) | |||||||||
7 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | УОМН | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование представления о бактериях как микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют ядра. | беседа | 4.12 | ||
8 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 18.12 | |||||||
Глава 3. Царство грибы(2 часа) | |||||||||
9 | Общая характеристика грибов.Л.р «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Шляпочные грибы. | УОМН | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; разнообразие и распространение грибов; роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику грибам; отличать грибы от других живых организмов; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | тестирование | 15.01 | ||
10 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей». Грибы – паразиты. | УОУиР | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формирование понимания роли дрожжей и плесневых грибов в природе и хозяйственной деятельности человека, умения применять полученные знания в практической деятельности. | Устный опрос | 29.01 | ||
Глава 4. Царство Растений (8 часов) | |||||||||
11 | Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Л.р «Изучение особенностей строения зеленых водорослей. | УОНЗ | Учащиеся должны знать: основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Формирование представлений о растениях как представителях самостоятельного царства живой природы, осознания уникальной роли растений в создании условий для жизни на Земле. | Фронтальный опрос | 12.02 | ||
12 | Лишайники. Мхи. Л.р «Изучение особенностей строения мха» ( на примере местных видов) | УОНЗ | Учащиеся должны знать: основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: отвечать на вопросы и формулировать их. | Формирование представлений о лишайниках как организмах, сочетающих в себе признаки растений и грибов. | Работа с определителем растений | 26.02 | ||
13 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.Р «Изучение особенностей строения спороносного хвоща и спороносящего папоротника». | УОНЗ | Учащиеся должны знать: основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Познавательные: работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование понимания причин произрастания споровых растений только в увлажненных местах, представления о постепенном усложнении строения растений в процессе развития растительного мира, умения эстетически воспринимать объекты природы. | тестирование | 12.03 | ||
14 | Голосеменные. Многообразие голосеменных. Л.р «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов). | УОМН | Учащиеся должны знать:- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Познавательные: работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | Фронтальный опрос | 2.04 | ||
15 | Покрытосеменные, или Цветковые. Многообразие покрытосеменных. | УОУиР | Учащиеся должны знать: основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Познавательные: работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | тестирование | 16.04 | ||
16 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | УОУиР | Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Познавательные: работать с различными источниками информации, делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока, анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формировать представление о постепенном усложнении живых организмов в процессе развития растительного мира, понимания роли растений в формировании на планете благоприятных условий для развития жизни; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | Устный опрос | 30.04 | ||
17 | Обобщающий урок по теме «Царство растений» | Научиться давать определения биологических понятий; классифицировать живые организмы; выделять существенные признаки различных групп живых организмов; различать представителей различных групп живых организмов на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; характеризовать значение живых организмов в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Контрольная работа | 14.05 | |||
18 | Итоговая контрольная работа за учебный год | УИК | Научиться давать определения биологических понятий; классифицировать живые организмы; выделять существенные признаки различных групп живых организмов; различать представителей различных групп живых организмов на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; характеризовать значение живых организмов в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями. | Познавательные: воспринимать информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с текстом различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения и закрепления знаний. | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...