Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_bio_9_klass.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Копьёвская сельская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Руководитель ШМО гуманитарного цикла ______________________ Протокол №1 от 30.08.2018г. | Согласовано: Заместитель директора МБОУ «Копьёвская ССОШ» Злотникова Т.А. Протокол №1 от 31.08.2018г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Копьёвская ССОШ» Киселёва В.М. Приказ № от 31.08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
9 класс
2018 – 2019 учебный год
Учитель: Хрипакова Марина Леонидовна,
первая квалификационная категория
с. Копьёво, 2018г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2018 – 2019 год». Примерной программы по биологии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» ориентирована для работы по учебнику для 9-х классов (авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.
Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, больничного листа, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (консультации).
Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):
-овладение учащимися знаниями о живой природе, общими
методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как
компонента общечеловеческой культуры;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со
всем живым как главной ценностью на Земле
Изучение биологии в 9 классе предусматривает решение следующих задач:
Обучения:
- овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;
- формирование навыков работы с учебной литературой;
- применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.
Развития:
- овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.
Воспитания:
- формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
- воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, навыков общения, самоконтроля.
Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.
Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.
Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется территориальному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Хакасия и Орджоникидзевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история
Характеристика предмета
Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, исследований. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации по разным источникам. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
На изучение курса биологии в 9 классах отводится 68 часа. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В классе обучается 14 человек. Семь человек из них обучается на «4» и «5», остальные 7, на оценку «3»
Формы текущего и итогового контроля
При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц (в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты (открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.
Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
- Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.
- Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
- Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.
Требования к результатам обучения
Изучение биологии в основной школе должно быть направленно на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
- Реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на учебный год для учащихся 9 класса и рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 68 часов за учебный год.
Практические занятия по предмету биология 9 класс
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа № 1. «Учение об эволюции органического мира» | 26.10 | |
2. | Контрольная работа № 2. «Структура и организация живых организмов» | 03.02 | |
3. | Контрольная работа №3 «Закономерности наследственности» | 05.04 |
Практические работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | П.Р. № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 07.10 | |
2. | П.Р. №2 «Изучение критериев вида» | 12.10 | |
3. | П.Р.№3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 09.12 | |
4. | П.Р. №4 «Решение генетических задач» | 22.03 | |
5. | П.Р. №5 «Изучение изменчивости» | 19.04 | |
6. | П.Р. №6 «Построение вариационного ряда» | 28.04 | |
7. | П.Р. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 17.05 | |
8. | П.Р.№8 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» | 19.05 | |
9. | П.Р. №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности» | 20.05 |
II. Содержание учебного предмета «Биология 9 класс. Общие закономерности»
Введение (1 час)
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Территориальный компонент: экосистема Республики Хакасия.
I. Эволюция Живого мира на Земле (20 часов)
1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
(2 часа)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы. Территориальный компонент: видовое разнообразие местного биогеоценоза.
1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.
1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.
1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Лабораторные и практические работы 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
1.5. Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Эволюционная роль мутаций.
Лабораторные и практические работы
2. Изучение критериев вида.
1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический процесс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.
1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир, как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический этапы развития жизни. Теория академика А.И. Опарина.
1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Человеческие расы. Территориальный компонент: национальный состав села.
II. Структурная организация живых организмов (14часов)
2.1. Химическая организация клетки (4 часа)
Химический состав живых организмов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.
2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии.
2.3. Строение и функции клеток (7 часов)
Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн).
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика.
Лабораторные и практические работы 3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
3.1. Размножение организмов (2 часа)
Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Биологическое значение размножения.
3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Э Геккеля и К Мюллера.
IV. Наследственность и изменчивость организмов (18часов)
4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков Г. Менделя. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности.
Лабораторные и практические работы 4. Решение генетических задач.
4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)
Изменчивость. Основные формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Комбинативная изменчивость. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Лабораторные и практические работы 5. Изучение изменчивости организмов.6. Построение вариационного ряда, кривой.
4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины и других отраслей.
V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (9 часов)
5.1. Биосфера, её структура и функции (6 часов)
Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды.
Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Смена биоценозов. Причины смены сообществ, формирование новых сообществ.
Экскурсия (региональный компонент): взаимоотношения организмов и среды обитания (на примере экосистемы своей местности)
Лабораторные и практические работы 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 8. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
5.2. Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Роль человека в биосфере.
Лабораторные и практические работы 9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.
II. Учебно-тематическое планирование «Биология 9 класс. Общие закономерности»С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин . 2 часа в неделю, всего 68 часов
№п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата | Примечание | |||||||
план | факт | |||||||||||
Введение (2 часа) Основная цель: сформировать понятия об биологии как науки о жизни, областях ее применения и связи с другими науками. | ||||||||||||
1. | 1 | Введение | Фронтальный | 03.09 | ||||||||
2 | 2 | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов | Текущий | 07.09 | ||||||||
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (11 часов) Основная цель: изучение химической организации клеток, обмена веществ и строение клеток. | ||||||||||||
Тема 1.1. Химическая организация клетки (11 часов) | ||||||||||||
3 | 1 | Химическая организация клетки | Текущий | 10.09 | ||||||||
4 | 2 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | Текущий | 14.09 | ||||||||
5 | 3 | Органические вещества клетки: белки и углеводы | Фронтальный | 17.09 | 17.09 | |||||||
6 | 4 | Органические вещества клетки: липиды и нуклеиновые кислоты | Фронтальный | 21.09 | 21.09 | |||||||
7 | 5 | Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка | Текущий | 24.09 | 24.09 | |||||||
8 | 6 | Энергетический обмен. Способы питания | Текущий | 28.09 | 28.09 | |||||||
9 | 7 | Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка | Фронтальный | 01.10 | 01.10 | |||||||
10 | 8 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма | Фронтальный | 05.10 | 05.10 | |||||||
11 | 9 | Эукариотическая клетка. Ядро | Фронтальный | 08.10 | 08.10 | |||||||
12 | 10 | Деление клеток | Текущий | 12.10 | 12.10 | |||||||
13 | 11 | Клеточная теория строения организмов | Текущий | 15.10 | 15.10 | |||||||
Раздел №2 Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (6 часов) | ||||||||||||
14 | 1 | Бесполое размножение | Текущий | 19.10 | 19.10 | |||||||
15 | 2 | Половое размножение. | Текущий | 22.10 | 22.10 | |||||||
16 | 3 | Индивидуальное развитие | Текущий | 26.10 | 26.10 | |||||||
17 | 4 | Постэмбриональный | Текущий | 29.10 | 29.10 | |||||||
18 | 5 | Обобщение и | Индивидуальный | 09.11 | ||||||||
19 | 6 | Контрольная работа № | Индивидуальная | 12.11 | ||||||||
Раздел №3 «Наследственность и изменчивость организмов» (17 часов) | ||||||||||||
20 | 1 | Основные понятия | Текущий | 16.11 | ||||||||
21 | 2 | Гибридологический | Текущий | 19.11 | ||||||||
22 | 3 | Первый закон Менделя | Текущий | 23.11 | ||||||||
23 | 4 | Решение генетических | Индивидуальный | 26.11 | ||||||||
24 | 5 | Второй закон Менделя. | Индивидуальный | 30.11 | ||||||||
25 | 6 | Решение генетических | Индивидуальный | 03.12 | ||||||||
26 | 7 | Третий закон Менделя. | Текущий | 07.12 | ||||||||
27 | 8 | Решение генетических | Индивидуальный | 10.12 | ||||||||
28 | 9 | Сцепленное наследование | Текущий | 14.12 | ||||||||
29 | 10 | Генетика пола. | Текущий | 17.12 | ||||||||
30 | 11 | Наследственная | Текущий | 21.12 | ||||||||
31 | 12 | Ненаследственная | Текущий | 24.12 | ||||||||
32 | 13 | Основы селекции. | Текущий | 27.12 | ||||||||
33 | 14 | Селекция растений и | Текущий | 11.01 | ||||||||
34 | 15 | Селекция | Текущий | 14.01 | ||||||||
35 | 16 | Обобщение и | Индивидуальный | 18.01 | ||||||||
36 | 17 | Контрольная работа № | Индивидуальная | 21.01 | ||||||||
Раздел №4 Тема: «Эволюция живого мира на Земле» | ||||||||||||
37 | 1 | Развитие биологии в | Фронтальный | 25.01 | ||||||||
38 | 2 | Эволюционная теория | Текущий | 28.01 | ||||||||
39 | 3 | Научные и социально- | Текущий | 01.02 | ||||||||
40 | 4 | Учение Ч. Дарвина об | Текущий | 04.02 | ||||||||
41 | 5 | Учение Ч. Дарвина о | Текущий | 08.02 | ||||||||
42 | 6 | Вид, его критерии и | Текущий | 11.02 | ||||||||
43 | 7 | Элементарные | Фронтальный | 15.02 | ||||||||
44 | 8 | Формы естественного | Текущий | 18.02 | ||||||||
45 | 9 | Главные направления | Текущий | 22.02 | ||||||||
46 | 10 | Типы эволюционных | Текущий | 25.02 | ||||||||
47 | 11 | Приспособительные | Текущий | 01.03 | ||||||||
48 | 12 | Забота о потомстве | Текущий | 04.03 | ||||||||
49 | 13 | Физиологические | Текущий | 11.03 | ||||||||
50 | 14 | Современные | Текущий | 15.03 | ||||||||
51 | 15 | Начальные этапы | Текущий | 18.03 | ||||||||
52 | 16 | Жизнь в архейскую и | Текущий | 01.04 | ||||||||
53 | 17 | Жизнь в палеозойскую и | Текущий | 05.04 | ||||||||
54 | 18 | Жизнь в кайнозойскую | Текущий | 08.04 | ||||||||
55 | 19 | Обобщение и | Индивидуальный | 12.04 | ||||||||
56 | 20 | Контрольная работа № | Индивидуальная | 15.04 | ||||||||
Раздел №5 Тема: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» (12 часов) | ||||||||||||
57 | 1 | Структура биосферы | Текущий | 19.04 | ||||||||
58 | 2 | Круговорот веществ в | Текущий | 22.04 | ||||||||
59 | 3 | История формирования | Фронтальный | 26.04 | ||||||||
60 | 4 | Биогеоценозы и | Текущий | 29.04 | ||||||||
61 | 5 | Абиотические факторы | Текущий | 03.05 | ||||||||
62 | 6 | Биотические факторы | Фронтальный | 06.05 | ||||||||
63 | 7 | Биотические факторы | Текущий | 10.05 | ||||||||
64 | 8 | Природные ресурсы и их | Текущий | 13.05 | ||||||||
65 | 9 | Последствия | Фронтальный | 17.05 | ||||||||
66 | 10 | Охрана природы и | Фронтальный | 20.05 | ||||||||
67 | 11 | Обобщение и | Индивидуальный | 24.05 | ||||||||
68 | 12 | Контрольная работа № | Индивидуальная | 27.05 |
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать:
- Особенности жизни как формы существования материи;
- Роль физических и химических процессов в живых системах;
Фундаментальные понятия биологии;
- Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- Основные теории биологии: клеточную. Хромосомную. Наследственности, эволюционную. Антропогенеза;
- Соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- Основные области применения биологических знаний в практике с/х. отраслях промышленности. Охране окружающей среды.
уметь:
- Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни, развития групп растений, животных, человека.
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
- Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты для исследований.
- Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном мире.
- Работать с учебной и научно-популярной литературой, информацией электронных образовательных ресурсов, составлять план, конспект, реферат, презентацию.
- Владеть языком предмета.
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся
- 1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011.
- Видеофрагменты из мультимедийного приложения к учебнику 9 кл
Литература для учителя
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2007.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2011 год
- Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа. 2010.
- Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс. М.6 Издательство «Экзамен». 2006
- Материалы для подготовки к ГИА. Тестовые задания.(Сборники разных авторов))
- Козлова Т.А, Кучменко В.С. «Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.
Учебно-лабораторное оборудование
- Комплект портретов ученых.
- Таблицы по темам курса
- Магнитные модели по теме: генетика, индивидуальное развитие, биосинтез белка, клетка, экосистема.
- Оборудование для лабораторного практикума.
- Микроскопы, микропрепараты.
- Гербарий растений.
- Коллекции, влажные препараты животных.
- Растения кабинета
- Дидактические карточки задания.
- Видеофильмы «Биология. Экология»
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор,ПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...