Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Хрипакова Марина Леонидовна

Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_bio_9_klass.docx53.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Копьёвская сельская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

______________________

Протокол №1 от 30.08.2018г.

Согласовано:

Заместитель директора МБОУ «Копьёвская ССОШ»

Злотникова Т.А.

Протокол №1 от 31.08.2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Копьёвская ССОШ»

Киселёва В.М.

Приказ №         от 31.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

9 класс

2018 – 2019 учебный год

Учитель: Хрипакова Марина Леонидовна,

первая квалификационная категория

с. Копьёво, 2018г.

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2018 – 2019 год». Примерной программы по биологии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

   Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» ориентирована для работы по учебнику для 9-х классов (авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.

Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, больничного листа, уроки согласно  рабочей программы, будет  проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (консультации).

Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):

-овладение учащимися знаниями о живой природе, общими
методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как
компонента общечеловеческой культуры;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со
всем живым как главной ценностью на Земле

Изучение биологии в 9 классе  предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

  • овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;
  • формирование навыков работы с учебной литературой;
  • применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.

Развития:

  • овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.

Воспитания:

  • формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
  • воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, навыков общения, самоконтроля.

Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.

Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.

Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется территориальному  компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Хакасия и Орджоникидзевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история

Характеристика предмета

Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические  работы, предусмотренные программой. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, исследований. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации по разным источникам. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.

На изучение курса биологии в 9 классах отводится 68 часа. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В классе обучается 14 человек. Семь человек из них обучается на «4» и «5», остальные 7, на оценку «3»

Формы текущего и итогового контроля

При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц (в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты (открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.

Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.
  2. Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
  4. Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  5. Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.

Требования к результатам обучения

Изучение биологии в основной школе должно быть направленно на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
  2. Реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на учебный год для учащихся 9 класса и рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 68 часов за учебный год.

Практические занятия по предмету биология 9 класс

Контрольные работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Контрольная работа № 1. «Учение об эволюции органического мира»

26.10

2.

Контрольная работа № 2. «Структура и организация живых организмов»

03.02

3.

Контрольная работа №3 «Закономерности наследственности»

05.04

Практические работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

П.Р. № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

07.10

2.

П.Р. №2 «Изучение  критериев вида»

12.10

3.

П.Р.№3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

09.12

4.

П.Р. №4 «Решение генетических задач»

22.03

5.

П.Р. №5 «Изучение изменчивости»

19.04

6.

П.Р. №6 «Построение вариационного ряда»

28.04

7.

П.Р. №7  «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

17.05

8.

П.Р.№8 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

19.05

9.

П.Р. №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности»

20.05

II. Содержание учебного предмета «Биология 9 класс. Общие закономерности»

Введение (1 час)

Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Территориальный компонент: экосистема Республики Хакасия.

I. Эволюция Живого мира на Земле (20 часов)

1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

 (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы. Территориальный компонент: видовое разнообразие местного биогеоценоза.

         1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

1.3.  Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.

1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторные и практические работы 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

         1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Эволюционная роль мутаций.

Лабораторные и практические работы

2. Изучение  критериев вида.

1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический процесс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.

 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир, как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический этапы развития жизни. Теория академика А.И. Опарина.

1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Человеческие расы. Территориальный  компонент: национальный состав села.

II. Структурная организация живых организмов (14часов)

       2.1. Химическая организация клетки (4 часа)

Химический состав живых организмов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.

2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии.

2.3. Строение и функции клеток (7 часов)

Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн).

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика.

Лабораторные и практические работы 3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

III. Размножение и индивидуальное развитие организмов   (5 часов)

3.1. Размножение организмов (2 часа)

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Биологическое значение размножения.

3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Э Геккеля и К Мюллера.

IV. Наследственность и изменчивость организмов (18часов)

4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков Г. Менделя. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности.

Лабораторные и практические работы 4. Решение генетических задач.

4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)

Изменчивость. Основные формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Комбинативная изменчивость. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Лабораторные и практические работы 5. Изучение изменчивости организмов.6. Построение вариационного ряда, кривой.

4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины и других отраслей.

V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (9 часов)

5.1. Биосфера, её структура и функции (6 часов)

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды.

Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пищевые пирамиды на суше и в океане.  Смена биоценозов. Причины смены сообществ, формирование новых сообществ.

Экскурсия (региональный компонент): взаимоотношения организмов и среды обитания (на примере экосистемы своей местности)

Лабораторные и практические работы 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 8. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

5.2. Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Роль человека в биосфере.

Лабораторные и практические работы 9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.

II. Учебно-тематическое планирование «Биология 9 класс. Общие закономерности»С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин . 2 часа в неделю, всего 68 часов

№п/п

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата

Примечание

план

факт

Введение (2 часа)

Основная цель: сформировать понятия об биологии как науки о жизни, областях ее применения и связи с другими науками.
Ученики должны знать: определение биологии, областях ее применения, уровни организации и свойства живых организмов.
Уметь: определить связь биологии с другими науками, отличать живое от неживого.

1.

1

Введение

Фронтальный

03.09

2

2

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов

Текущий

07.09

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (11 часов)

Основная цель: изучение химической организации клеток, обмена веществ и строение клеток.
Ученики должны знать: органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Уметь: объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Тема 1.1. Химическая организация клетки (11 часов)

3

1

Химическая организация клетки

Текущий

10.09

4

2

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Текущий

14.09

5

3

Органические вещества клетки: белки и углеводы

Фронтальный

17.09

17.09

6

4

Органические вещества клетки: липиды и нуклеиновые кислоты

Фронтальный

21.09

21.09

7

5

Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка

Текущий

24.09

24.09

8

6

Энергетический обмен. Способы питания

Текущий

28.09

28.09

9

7

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка

Фронтальный

01.10

01.10

10

8

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

Фронтальный

05.10

05.10

11

9

Эукариотическая клетка. Ядро

Фронтальный

08.10

08.10

12

10

Деление клеток

Текущий

12.10

12.10

13

11

Клеточная теория строения организмов

Текущий

15.10

15.10

Раздел №2 Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

 (6 часов)
Основная цель: обобщение и углубление знания о размножении организмов.

14

1

Бесполое размножение
(НРК)

Текущий

19.10

19.10

15

2

Половое размножение.
Развитие половых клеток

Текущий

22.10

22.10

16

3

Индивидуальное развитие
организмов.
Эмбриональный период

Текущий

26.10

26.10

17

4

Постэмбриональный
период развития

Текущий

29.10

29.10

18

5

Обобщение и
систематизация знаний по
темам: «Организация
живых организмов и
размножение»

Индивидуальный

09.11

19

6

Контрольная работа №
1 по теме: «Организация
живых организмов и
размножение»

Индивидуальная
работа по
вариантам

12.11

Раздел №3 «Наследственность и изменчивость организмов» (17 часов)
Основная цель: изучение особенностей наследственности и изменчивости организмов, основ
генетики.

20

1

Основные понятия
генетики

Текущий

16.11

21

2

Гибридологический
метод изучения
наследования признаков
Г. Менделя

Текущий

19.11

22

3

Первый закон Менделя

Текущий

23.11

23

4

Решение генетических
задач

Индивидуальный

26.11

24

5

Второй закон Менделя.
Закон частоты гамет

Индивидуальный

30.11

25

6

Решение генетических
задач

Индивидуальный

03.12

26

7

Третий закон Менделя.
Анализирующее
скрещивание

Текущий

07.12

27

8

Решение генетических
задач

Индивидуальный

10.12

28

9

Сцепленное наследование
генов

Текущий

14.12

29

10

Генетика пола.
Наследование признаков,
сцепленных с полом

Текущий

17.12

30

11

Наследственная
(генотипическая)
изменчивость (НРК)

Текущий

21.12

31

12

Ненаследственная
(фенотипическая)
изменчивость (НРК)

Текущий

24.12

32

13

Основы селекции.
Центры многообразия и
происхождения
культурных растений

Текущий

27.12

33

14

Селекция растений и
животных

Текущий

11.01

34

15

Селекция
микроорганизмов

Текущий

14.01

35

16

Обобщение и
систематизация знаний по
теме: «Наследственность
и изменчивость
организмов»

Индивидуальный

18.01

36

17

Контрольная работа №
2 по теме:
«Наследственность и
изменчивость
организмов»

Индивидуальная
работа по
вариантам

21.01

Раздел №4 Тема: «Эволюция живого мира на Земле»
Основная цель: изучение особенностей происхождения эволюционной теории и развитии жизни на
Земле.

37

1

Развитие биологии в
додарвиновский период.
Становление систематики

Фронтальный

25.01

38

2

Эволюционная теория
Ж.Б. Ламарка

Текущий

28.01

39

3

Научные и социально-
экономические
предпосылки
возникновения теории Ч.
Дарвина

Текущий

01.02

40

4

Учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе

Текущий

04.02

41

5

Учение Ч. Дарвина о
естественном отборе

Текущий

08.02

42

6

Вид, его критерии и
структура

Текущий

11.02

43

7

Элементарные
эволюционные факторы

Фронтальный

15.02

44

8

Формы естественного
отбора

Текущий

18.02

45

9

Главные направления
эволюции

Текущий

22.02

46

10

Типы эволюционных
изменений

Текущий

25.02

47

11

Приспособительные
особенности строения и
поведения животных

Текущий

01.03

48

12

Забота о потомстве

Текущий

04.03

49

13

Физиологические
адаптации

Текущий

11.03

50

14

Современные
представления о
возникновении жизни

Текущий

15.03

51

15

Начальные этапы
развития жизни

Текущий

18.03

52

16

Жизнь в архейскую и
протерозойскую эры

Текущий

01.04

53

17

Жизнь в палеозойскую и
мезозойскую эры

Текущий

05.04

54

18

Жизнь в кайнозойскую
эру. Происхождение
человека

Текущий

08.04

55

19

Обобщение и
систематизация знаний по
теме: «Эволюция живого мира на Земле»

Индивидуальный

12.04

56

20

Контрольная работа №
3 по теме: «Эволюция
живого мира на Земле»
Индивидуальная
работа по
варианта

Индивидуальная
работа по
вариантам

15.04

Раздел №5 Тема: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

(12 часов)
Основная цель: изучение особенностей и разновидностей взаимоотношений организмов и среды.

57

1

Структура биосферы

Текущий

19.04

58

2

Круговорот веществ в
природе

Текущий

22.04

59

3

История формирования
природных сообществ
живых организмов

Фронтальный

26.04

60

4

Биогеоценозы и
биоценозы

Текущий

29.04

61

5

Абиотические факторы
среды. Интенсивность
действия факторов среды

Текущий

03.05

62

6

Биотические факторы
среды. Типы связей
между организмами в
биоценозе

Фронтальный

06.05

63

7

Биотические факторы
среды. Взаимоотношения
между организмами

Текущий

10.05

64

8

Природные ресурсы и их
использование

Текущий

13.05

65

9

Последствия
хозяйственной
деятельности человека
для окружающей среды
(НРК)

Фронтальный

17.05

66

10

Охрана природы и
основы рационального
природопользования
(НРК)

Фронтальный

20.05

67

11

Обобщение и
систематизация знаний по
курсу биологии

Индивидуальный

24.05

68

12

Контрольная работа №
4 по теме: «Итоговая
контрольная работа»

Индивидуальная
работа по
вариантам

27.05

IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать:

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Роль физических и химических процессов в живых системах;

Фундаментальные понятия биологии;

  1. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  2. Основные теории биологии: клеточную. Хромосомную. Наследственности, эволюционную. Антропогенеза;
  3. Соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  4. Основные области применения биологических знаний в практике с/х. отраслях промышленности. Охране окружающей среды.

уметь:

  1. Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни, развития групп растений, животных, человека.
  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
  3. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты для исследований.
  4. Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном мире.
  5. Работать с учебной и научно-популярной литературой, информацией электронных образовательных ресурсов, составлять план, конспект, реферат, презентацию.
  6. Владеть языком предмета.

V. Описание учебно-методического и  материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учащихся

  1. 1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Видеофрагменты из мультимедийного приложения к учебнику 9 кл

Литература для учителя

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2007.
  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2011 год
  3. Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа. 2010.
  4. Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс. М.6 Издательство «Экзамен». 2006
  5. Материалы для подготовки к ГИА. Тестовые задания.(Сборники разных авторов))
  6. Козлова Т.А, Кучменко В.С. «Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.

Учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект портретов ученых.
  2. Таблицы  по темам курса
  3. Магнитные модели по теме:  генетика, индивидуальное развитие, биосинтез белка, клетка, экосистема.
  4. Оборудование для лабораторного практикума.
  5. Микроскопы, микропрепараты.
  6. Гербарий растений.
  7. Коллекции, влажные препараты животных.
  8. Растения кабинета
  9. Дидактические карточки задания.
  10. Видеофильмы «Биология. Экология»

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор,ПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...