Активизация деятельности учащихся при изучении биологии.
методическая разработка по биологии на тему
Как сформировать интерес к урокам? Какие приемы методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?
Не возможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке - заинтересуй ребенка.
Развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познавания.
Подросток тянется к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающееся положительными эмоциями самоуважения, который столь необходим для формирования личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активизация деятельности учащихся при изучении биологии. | 283.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация деятельности учащихся при изучении биологии.
Тарнавская М.Д. – учитель биологии.
Выступление на МО естественно – научного цикла.
Активная деятельность на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше , чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать их интерес? Какие приемы методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким? Не возможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке- заинтересуй ребенка.
Развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познавания.
Подросток тянется к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающееся положительными эмоциями самоуважения, который столь необходим для формирования личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе.
1. Одним из таких методов, используемых мною является игра.
Дидактические игры используют в работе многие педагоги. Предлагаю несколько работ в этом направлении.
Облегчает работу учителя и применение на уроке опорных схем.
Часто на уроках можно применять метод от простого к сложному. Это дает возможность слабому ученику понять сложную тему, а затем добавлять знания на имеющийся «каркас».
Особое место необходимо отдать экскурсии, здесь можно и повторить пройденные темы, рассказать новую тему, показать что то новое и интересное .
В старших классах необходимо проведение конференций, диспутов и КВН, круглых столов. Здесь ученик должен научиться говорить и отстаивать свою точку зрения, для этого требуется изучения дополнительной литературы.
Практические занятия по биологии являются особой формой работы на уроке ведущей к повышению интереса.
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью. А для этого надо дать право каждому ученику право выбирать уровень обучения предметам, т. е. осуществлять уровневую дифференциацию. Учитель, как правило, реализует это условие, предлагая учащимся задания, отличающиеся объемом заложенного в них материала. В настоящее время федеральный компонент государственного стандарта определил минимальный объем содержания учебного предмета. Но какую оценку ставить ученику, если он усвоил минимум? «Удовлетворительно»? Тогда у учащихся не будет стимула к изучению предмета. Может быть «отлично»? Но какую оценку ставить ученику, который знает больше? И опять учитель невольно ориентируется на объем содержания. Но не надо забывать о том, что изучение каждого предмета, в том числе и биологии, в общеобразовательной школе - не цель, а средство развития ребенка. Важнейшим фактором оценки успехов учащихся считаю не то, что усвоил ученик ( стандарт), а как он усвоил, т.е его мыслительный уровень. Часто учителя оценку используют не в целях поощрения, награды, оценивания знаний, а как наказание за пропуски , за плохое поведение на уроках и т. д. Мне кажется, что этим учитель показывает свою не компетентность.
В последние годы в активно обсуждаются вопросы здоровье сберегающей работы образовательных учреждений, направленные на сохранение и укрепления здоровья подростков.
На первое место в работе я ставлю любовь и заботу о своих учениках. Они это чувствуют и платят стараниями в учебе. У учеников создается
положительная атмосфера, которая побуждает их учиться, стремление узнавать новое, побуждает стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, решать задачи, То есть ребенка увлекает сам процесс решения поставленных задач, а не только полученные результаты.
Понимание учащимися необходимости учения для дальнейшей жизни, стремление узнать больше, быть лучше – девиз и результат моей работы.
Все годы работы с учащимися работала над формированием исследовательского мышления у учащихся
Учебная деятельность согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, направлена на развитие предметного исследовательского мышления. Занятия научной деятельности научной деятельности требует определенной культуры научного мышления, фундамент которого – система научных знаний, представленных наиболее общими понятиями, законами, концепциями, теориями. В своей работе считаю главным чтобы ученик мог быть участником научного поиска, должен знать методы научного познания, логику научной деятельности.
К сожалению, содержании школьного образования наука отражена главным образом как система знаний. Без выстраивания учащимися совместно с учителем методов и процессов научного познания нельзя добиться полного усвоения знаний основ наук, не говоря уже о целенаправленном формировании научного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...
Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.
Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...
Методическая разработка "Игра как способ активизации познавательной деятельности при изучении коми языка в школах с русским (родным) языком обучения
Данная методическая разработка включает описание дидактических игр и комментарий к ним....
Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)
Одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использов...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...
Активизация познавательной деятельности при изучении географии.
Анализ своего опыта работы по внедрению нестандартных форм деятельности учащихся в процессе обучения....