Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)
статья по биологии на тему
Одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный мир очень сложен, стремителен и динамичен. Требования этого мира к выпускнику школы высоки: от него требуется обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Одним из методов решения этой задачи является участие школьников в исследовательской деятельности. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Также в ходе исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;
- профессиональная ориентация учащихся;
- проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;
- пропаганда достижений науки, техники, культуры.
Исследовательские проекты по биологии нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы и защиту собственных путей ее решения. Выбор тематики проекта может быть различным: в одних случаях она определяется с учетом учебной ситуации, в других – может быть предложена самими обучающимися.
Например, Максимова И. обратила внимание на раздел биологии - видеоэкологию - науки, изучающей влияние окружающей среды на человека. Проработав теорию по вопросам визуальной среды проживания, она изучила концепцию застройки г. Нижнеудинска, оценила и проанализировала качество визуальной среды города. Результатом работы стала публикация с методами оптимизации городской видеосреды.
Ефремова А., увлекаясь узамбарскими фиалками, выяснила, что хорошо изучен основной способ размножения фиалок – вегетативный, листовыми черенками. Также достоверно известно, что прививки в комнатном цветоводстве хоть и применяются редко, но позволяют придать растению новый облик. Так родилась гипотеза о возможности фенотипического изменения сенполий с помощью прививки: разные сорта относятся к одному роду, значит, высока вероятность срастания черенков и цитоплазматического обмена клеток. Но информация о возможности прививок у сенполий, методика их проведения практически не приводится ни в одном издании. Это и послужило основанием для исследования, объектами которого стали фиалки домашней коллекции.
Биологическое исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом, это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма можно считать следующую последовательность действий: наблюдение объекта; фиксация параметров объекта с помощью адекватных методик; теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации. Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.
Так, Афанасьева А. постаралась найти путь к долголетию, т.е. определить факторы, препятствующие старению и способствующие увеличению продолжительности жизни через изучение демографической характеристики г. Нижнеудинска и социальных аспектов состояния долгожителей города. Обращение к данной теме имеет не только теоретический, но и экзистенциальный интерес: понять через исследование судьбы пожилых людей собственное место в жизни.
В природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, обеспечена. Летом 2013 года ученики школы отдыхали в эколого-туристском лагере «Ольхон» в бухте Улан-Хушин, где имели возможность познакомиться с уникальными представителями байкальской флоры. По итогам летней работы оформлены два исследования: «Псамофиты бухты Улан-Хушин» и «Лишайники бухты Улан-Хушин». Рыбак И. обследовал 10 пробных участков природного ландшафта песчаных образований бухты, собрал 11 гербарных пакетов, в дальнейшем был определен видовой состав и составлены списки лишайников по морфологическим типам талломов и субстратным группам. Саранчук А. изучил анатомо-морфологические и биологические адаптивные признаки псаммофитов бухты. Его исследование основано на гипотезе, согласно которой большинство признаков носит адаптивный характер, позволяющий не только существовать в условиях подвижных песков, но и закреплять их.
Работы были представлены на научно-практических конференциях - «Тропами Прибайкалья», «Исследователи Восточной Сибири», «Шаг в будущее», «Вода – источник жизни на Земле» г. Санкт-Петербург. В марте 2014 года участники летней экологической экспедиции Саранчук А., Рыбак И. представили доклады по результатам своих исследований на VII Всероссийской научной экологической конференции школьников и студентов в г. Санкт – Петербурге. Организаторы конференции – Объединенный научный совет «Экология и природные ресурсы» Санкт- Петербургского научного центра РАН, комиссия охраны природы Русского географического общества, детское межрегиональное общественное движение «Культурно-экологический клуб «Непоседа». Работы ребят отмечены Дипломами I степени, а тезисы докладов опубликованы в Сборнике «Вода - источник жизни на земле», изданном в 2014 г. по материалам конференции.
Исследовательская работа приучает школьников к ответственности, точности и аккуратности, на практике показывает, как хрупок живой организм, вызывает желание бережного к нему отношения. Они учатся не только проводить исследования, но и анализировать поступающую к ним информацию, четко излагать свои мысли, представлять новые идеи. Таким образом, они приобретают навыки самостоятельного творчества, которые, по моему убеждению, будут им полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...
Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)
Организация исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...
Проектно - исследовательская деятельность старшекласников. Методические рекомендации.Из опыта работы.
Данная методическая рекомендация знакомит с основными этапами проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся....
Организация проектной исследовательской деятельности на биологических экскурсиях (из опыта работы)
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и эколог...
Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии
Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...
Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).
Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....
Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...