Тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требова-ния к уровню подготов-ки обуч-ся (результат) | Вид контроля | Домаш-нее Зада-ние | Сроки | ||
План | Факт | ||||||||
РАЗДЕЛ 4 ВИД(21 ЧАС) Тема 4.1.История эволюционных идей(4 часа) | |||||||||
1. | Развитие биологии в додарви-новский период.Работы К.Линнея. | Ввод-ный, урок изуче-ния и первичного закрепления новых зна-ний. | Ключевые понятия:эво-люция,креа-ционизм,трансформизм, Классифика-ция,таксоны.Факты:исто-рия эволюцион-ных идей;введе-ние термина «эволюция» Ш.Бонне.; Представле-ния о сущности жизни и её развитии(Конфуций,Дио-ген,Фалес, Анаксагор,Демокрит,Пифа-гор,Гиппок-рат,Аристо-тель);господ-ство идеалистиче-ских идей.Закономерности: «Система природы» К.Линнея. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть учёных и их вклад в развитие биологической науки.Объяснять роль биологии в формиро-вании научного мировоз-зрения. | Беседа.Фрон-тальный опрос. | &4.1, Вопро-сы семинара и индии-ви-дуаль-ные зада-ния. | |||
2. | Эволю-ционная теория Ж.Б.Ла-марка. | Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар. | Ключевые понятия:эво-люция.Факты:критика теории Ж.Б.Ламарка его современни-ками.Законы: «упражнение и неупражне-ние органов» и «наследова-ние благоприят-ных признаков». Теории:эво-люционная теория Ж.Б.Ламарка. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Формули-ровать законы «Упражнения и неупражнения органов» и «Наследо-вания благо-приятных призна-ков».Объ-яснять единство живой и неживой природы. | Беседа.Индивидуальный опрос. | &4.2, Вопро-сы семинара и инди-виду-альные зада-ния. | |||
3. | Предпо-сылки развития теории Ч.Дарви-на. | Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар. | Ключевые понятия:эво-люционная палеонтоло-гия,опреде-лённая изменчивость,неопределённая изменчивость.Факты:естественно-научные и социально-экономиче-ские предпосылки возникнове-ния учения Ч.Дарвина. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть естествен-но-научные и социально-экономические предпо-сылки возникно-вения учения Ч.Дарвина.Объяснять роль биологии в формиро-вании научного мировоз-зрения.На-ходить информа-цию в различных источни-ках. | Фронтальный опрос. Индивидуаль-ный опрос.Беседа | &4.3, воп-росы семинара и индии-виду-альные зада-ния. | |||
4. | Эволюци-онная теория Ч.Дарви-на. | Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар. | Ключевые понятия:искусственный отбор,наследственная изменчивостьборьба за существова-ние,естественный отбор.Факты:роль эволюцион-ной теории в формирова-нии естественно-научной картины мира.Процес-сы:искусственный отбор,естест-венный отбор.Теорииэволюцион-ная теория. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть основные положе-ния учения Ч.Дарвина о естествен-ном отборе.Ха-рактеризовать сущность действия искусственного отбора. Сравни-вать искусственный и естествен-ный отбор и делать вывод на основе сравнения.Объяснять вклад эволю-ционной теории в формиро-вание современ-ной естествен-но-научной картины мира. | Беседа.Индивидуальный и фронтальный опрос. | &4.4, Повто-рить по учебнику 9 класса поня-тия «вид», «попу-ляция» | |||
ТЕМА 4.2. Современное эволюцион-ное учение (9 часов) | |||||||||
5. | Вид.Критерии и структура. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:вид, критерии вида,гено-фонд,популяция.Объекты:виды,гербар-ные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.Факты: вид,его критерии;на-личие видов-двойников,репродуктивная изоляция,не-равномерное распределе-ние особей в пределах ареала. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать критерии вида.Обосновывать необходимость определе-ния вида по совокуп-ности критериев.Составлять характеристику видов с использо-ванием основных критериев. | Лаборатор-ная работа №4 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Беседа. | &4.5., Вопро-сы к &. | |||
6. | Популя-ция – структур-ная единица вида и эволюции | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:вид,популяция,генофонд популяции. Объекты:популяция.Факты:популяция – структурная единица вида,единица эволюции. Процессы:эволюционные изменения в популяциях. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать:-популя-цию как структур-ную единицу вида;-популя-цию как единицу эволюции.Находить информа-цию о популяции в различных источни-ках и критиче-ски её оценивать. | ТестированиеФронтальный опрос. | &4.6., 4.7.,вопросы,сооб-щения. | |||
7. | Факторы эволюции | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:нас-ледственная изменчи-вость,мута-ции,популяционные волны,дрейф генов,изоля-ция.Факты: Движущие силы(факто-ры)эволю-ции,их влияние на генофонд популяции. Процессы,яв-ления:эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс,популяционные волны,дрейф генов,изоля-ция. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть факторы эволюции.Характеризовать факторы эволюции.Объяснять причины изменяе-мости видов.Вы-являть изменчи-вость у особей одного вида. | Лаборатор-ная работа№5 «Выявление изменчиво-сти у особей одного вида» и выводы к ней.Беседа, фронтальный опрос,работа по карточкам. | &4.8, Вопро-сы к &. | |||
8. | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:борьба за существова-ние,естественный отбор,движущий отбор,стаби-лизирующий отбор.Факты:движущие силы(факто-ры) эволюции,их влияние на генофонд популяции,естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Процессы:на-правленный эволюцион-ный процесс закрепления определён-ных изменений. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть причину борьбы за существо-вание.Ха-рактеризовать: - естествен-ный отбор как результат борьбы за существо-вание;- формы естествен-ного отбора.Сравнивать действие движуще-го и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. | Индивидуальный опрос,бесе-да.Работа по карточкам. | &4.9, вопро-сы к &. | |||
9. | Адапта-ции организ-мов к условиям обитания. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:адаптации и их многообра-зие.;виды адаптаций (морфологи-ческие,физиологические, Поведенче-ские).Факты: Приспособ-ленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания; адаптация как результат эволюции;виды адаптаций. Процессы: процесс формирова-ния приспособ-ленности. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать:-приспособленность как закономерный результат эволюции;-виды адаптаций.Объяснять взаимосвязи организ-мов и окружаю-щей среды:-механизм возникно-вения приспособлений;-относи-тельный характер приспособлений.Вы-являть приспособленность организ-мов к среде обитания.Опреде-лять относи-тельный характер приспособленности. | Лабораторная работа №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» и выводы к ней.Беседа, фронтальный опрос. | &4.10,вопро-сы к параг-рафу, Сооб-щения. | |||
10 | Видообразование. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:видообразование,географиче-ское видообразо-вание,эколо-гическое видообразо-вание.Факты:видообразо-вание- результат эволюции. Процессы:видообразова-ние. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть способы видообра-зования и приводить примеры.Описывать механизм основных путей видообра-зования. | Заслушива-ние сообщений учащихся.Бе-седа.Фрон-тальный опрос. | &4.11,вопро-сы к параг-рафу, Соста-вить схему эколо-гичес-кого видообразования. | |||
11 | Сохране-ние много-образия видов. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:био-логический прогресс,биологический регресс,гене-тическая эрозия.Факты:сохранение многообра-зия видов – условие устойчивого развития биосферы; причины вымирания видов;ответственное отношение людей к живой природе – важнейшее условие сохранения многообра-зия видов.Процессы:замена одних видов другими в процессе эволюции Земли. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры процветающих,вымирающих или исчезнув-ших видов растений и животных.Характеризовать:-причины процвета-ния или вымира-ния видов;-условия сохране-ния видов.Анализиро-вать и оценивать послед-ствия деятельности человека в окружаю-щей среде. | Обсуждение вопроса №10 на стр.301.Бесе-да.Индивидуальный опрос. | &4.12.Творческое зада-ние (по жела-нию): 1.при-вести примеры,до-казывающие генетическую эро-зию; 2.нарисовать мо-дель Земли при усло-вии отсутствия одно-клеточных водорослей в прес-ных и солё-ных водоёмах.,сообще-ния. | |||
12 | Доказа-тельства эволюции органического мира. | Урок комплексного применения зна-ний. Конференция | Ключевые понятия:цитология,сравни-тельная морфология,палеонтоло-гия,эмбриология,биогеография.Факты: прямые и косвенные доказатель-ства эволюции. Законы:закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональ-ной дивергенции признаков; биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Находить и системати-зировать информа-цию о косвенных и прямых доказа-тельствах эволюции.Приводить доказа-тельства эволюции на основании комплекс-ного использо-вания всех групп доказа-тельств. | Заслушива-ние сообщений. Составление тезисного конспекта.Беседа. | &4.13.,повто-рить изученный материал &4.1. – 4.12.; Подго-товиться к зачёту. | |||
13 | Зачёт №1 «Основ-ные законо-мерности эволю-ции». | Урок контроля и оценки зна-ний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающих-ся. | ||||||
ТЕМА 4.3. Происхожде-ние жизни на Земле(3 часа) | |||||||||
14 | Развитие представ-лений о происхождении жизни на Земле. | Урок изуче-ния и первичного закрепления новых зна-ний. Лекция | Ключевые понятия:материализм,идеализм,креационизм.Факты: Происхожде-ние жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема; гипотезы происхожде-ния жизни;отличительные признаки живого.Тео-рии:самоза-рождение жизни,стационарное состояние, панспермия. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Описывать и анализировать взгляды учёных на происхож-дение жизни.Ха-рактеризовать роль экспери-мента в разреше-нии научных прготиво-речий. | Беседа. | &4.14-4.15;вопросы семинара, Индии-виду-альные зада-ния. | |||
15 | Современные представ-ления о возникновении жизни. | Урок систе-матизации и обоб-щения зна-ний. | Ключевые понятия:абиогенез,биоге-нез,коацерваты.Теории:теории абиогенеза и биогенеза;биохимической эволюции. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Находить и системати-зировать информа-цию по проблеме происхож-дения жизни.Анализиро-вать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разреше-нию проблемы происхож-дения жизни на Земле.Объяснять: вклад эволюции-онной теории в формиро-вание современ-ной естествен-но-научной картины мира. | Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхожде-ния жизни».Тезисный конспект.Бе-седа. | &4.15,4.16, Вопро-сы семинара, инди-виду-альные зада-ния. | |||
16 | Развитие жизни на Земле. | Урок систе-матизации и обощения зна-ний. Семи-нар. | Ключевые понятия:био-логическая эволюция;зо-ны:криптозой,или докембрий, фанерозой; эры:архей, протерозой, палеозой,ме-зозой,кайно-зой.Факты:развитие жизни в архее,протее-розое,палео-зое,мезозое, кайнозое;ус-ложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определе-ние ключевым понятиям.Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяже-нии эволюции.Устанавливать взаимо-связь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими фактора-ми. | Обсуждение вопросов №1-3 на стр.301 учебника.Выступления обучающих-ся.Беседа. | &4.16,вопро-сы к пара-графу. | |||
ТЕМА 4.4. Происхожде-ние человека (4 часа) | |||||||||
17 | Гипотезы происхождения человека. | Урок изуче-ния и первичного закрепления нового материала. | Ключевые понятия: антропогенез.Факты:проб-лема антропогене-за - сложнейшая естественно-научная и философская проблема;ги-потезы происхожде-ния человека.Теории:современная теория антропогене-за. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть положе-ния гипотез происхож-дения человека. Характеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.Находить и системати-зировать информа-цию из разных источни-ков по проблеме происхож-дения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достовер-ности гипотез происхож-дения человека. | Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхожде-ния человека».Тезисный конспект.Бе-седа. | &4.17,4.18,вопросы семинара,ин-дивидуальные зада-ния. | |||
18 | Положе-ние человека в системе животно-го мира. | Урок систе-матизации и обощения зна-ний.Семи-нар. | Ключевые понятия: Антропоге-нез,атавиз-мы,рудимен-ты.Факты:систематическое положение человека согласно критериям зоологиче-ской систематики;доказательства животного происхожде-ния человека;сравнительно-анатомиче-ские доказательства родства человека с млекопитающими животными; сравнительно-эмбриологи-ческие доказательства животного происхожде-ния человека;че-ловек – биосоциаль-ное существо. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть место человека в системе животного мира.Обосновывать принадлежность человека к животному миру,ис-пользуя данные сравни-тельной анатомии,эмбриоло-гии и других наук.Дока-зывать,что человек – биосо-циальное существо. | Обсуждение вопросов №1-3 на стр.290 учебника.Со-общения обучающихсяБеседа. | &4.18,4.19,вопросы семинара, Инди-виду-альные зада-ния. | |||
19 | Эволюция человека.Человеческие расы. | Урок изуче-ния нового материала.Семинар. | Факты:естественное происхожде-ние человека от общих предков с обезьянами; предшественники современно-го человека;анатомо-физиологическая эволюция человека; роль факторов антропогене-за(биологических и социальных) в длительной эволюции людей.Про-цессы:антро-погенез. | Называть:-стадии эволюции человека;-представителей каждой эволю-ционной стадии.Ха-рактеризовать:осо-бенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социаль-ных позиций;-роль биологических и социаль-ных факторов антропогенеза в длитель-ной эволюции людей. | Беседа.Фрон-тальный опрос.Выступление обуч-ся по вопросам семинара. | &4.19,4.20, Вопро-сы семинара,ин-дивидуальные зада-ния. | |||
Ключевые понятия:расы и нации,расизмФакты:при-надлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный;ра-сы – крупные систематические подразделе-ния внутри вида Человек разумный; Равноцен-ность и генетическое единство человеческих рас;реакционная сущность геноцида и расизма. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть и различать человеческие расы.Объ-яснять механизм формиро-вания расовых признаков.Доказы-вать на основе научных фактов несостоя-тельность расизма и социал-дарвиниз-ма. | Вопросы для обсуждения№4,5.,6 на стр.301.Сообщения обуч-ся по вопросам семинара.Бе-седа. | Повторить &4.17 – 4.20, Подго-товиться к зачёту. | ||||||
20 | Зачёт №2 «Проис-хождение человека» | Урок контроля и оценки знаний | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||||
РАЗДЕЛ 5 ЭКОСИСТЕ-МЫ(12 часов) | Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа). | ||||||||
21 | Организм и среда.Экологиче-ские факторы. | Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия:эко-логия,среда обитания,экосистема,эко-логические факторы:абиотические,биотические,ан-тропогенные;ограничивающий фактор;экологическая ниша.Объек-ты:экосисте-мы.Факты:экосистема – функциональная единица биосферы;задачи экологии;среда обитания;экологические факторы – определён-ные компоненты среды,способные влиять на живые организмы.Закономерно-сти:влияние экологиче-ских факторов на организмы.Законы:закон минимума К. Либиха. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть :-задачи экологии;-экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практиче-ских задач.Объяснять взаимо-связь организ-мов и окружаю-щей среды:биологиче-ское действие экологических факторов на организмы.Выявлять закономерности влияния факторов на организмы | Беседа.Фрон-тальный опрос. | &5.1, Вопро-сы к пара-графу, Соста-вить схему «Экологиче-ские факто-ры». | |||
22 | Абиоти-ческие факторы среды. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:абиотические факторы,био-логические ритмы,фото-периодизм. Факты:эколо-гические факторы – определён-ные компоненты среды обитания,способные оказывать влияние на организмы; приспособление организмов к определённому комплексу абиотических факторов.За-кономернос-ти:влияние абиотических факторов на организмы. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организ-мов к определённому комплексу абиотических факторов.Выявлять:-действие местных абиотических факторов на живые организмы;-и оценивать практиче-ское значение ограничи-вающего фактора. Объяснять взаимо-связь организ-мов и окружаю-щей среды:за-кономер-ности действия абиотиче-ских факторов на организмы | Обсуждение вопроса №2на стр.364.Рабо-та по карточкам.Беседа. | &5.2, Вопро-сы к пара-графу.,сооб-щения. | |||
23 | Биотиче-ские факторы среды. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:био-тические факторы,хищничество,па-разиты,конкуренция,сим-биоз,антропогенный фактор.Объекты:экосисте-мы.Факты:биотические факторы:прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедея-тельности;межвидовые отношения:хищничество,паразитизм,конкуренция,симбиоз. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть виды взаимоот-ношений между организмами.Харак-теризовать основные типы взаимоот-ношений организ-мов.Объяснять механизм влияния взаимоот-ношений между организмами на формиро-вание биологического разнообразия и равнове-сия в экосисте-мах. | Беседа.Заслушивание сообщений с последую-щим обсуждением | &5.3, Вопро-сы к параг-рафу., Соста-вить крос-сворд. | |||
ТЕМА 5.2. Структура экосистем (5 часов) | |||||||||
24 | Структура экосистем | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:био-ценоз,биогеоценоз,экосис-тема,биотоп, зооценоз,фи-тоценоз,мик-робиоценоз, продуценты, консументы, редуценты. ОБЪЕКТЫ:экосистема,био-ценоз,биогеоценоз.Факты:структура экосистем: Пространст-венная,видо-вая,экологическая. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Описывать структуру экосисте-мы.Назы-вать компонен-ты пространственной и экологической структуры экосисте-мы.Харак-теризовать компонен-ты пространственной и экологической структуры экосисте-мы. | Индивидуальный опрос.Фрон-тальный опрос.Беседа | &5.4., Вопро-сы к параг-рафу. | |||
25 | Пищевые связи.Кру-говорот веществ и энергии в экосисте-мах. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:пищевые ,или трофические связи,сети; пищевые цепи:пастбищная и детритная; трофические уровни;экологическая пирамида. Объекты:трофическая структура биоценоза. Факты:пище-вые связи – регулятор численности видов,входящих в биоценоз;круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;направления тока вещества в пищевой сети.Процес-сы:механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.Закономерности: Экологиче-ская пирамида. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры организ-мов,пред-ставляю-щих трофиче-ские уровни.Характеризовать:-трофиче-скую структуру биоцено-за;-роль организ-мов(продуцентов,консументов, редуцен-тов) в потоке веществ и энергии;-солнечный свет как энергетический ресурс.Составлять схемы передачи вещества и энергии(цепей питания). Использо-вать правило 10% для расчёта потребности организма в веществе. | Практическая работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии(це-пей питания)».Решение экологиче-ских задач.Беседа. | &5.5., творческое зада-ние:составить схемы передачи вещества и энер-гии в разных вод-ных и сухо-путных экосистемах (2-3 примера на выбор) | |||
26 | Причины устойчи-вости и смены экосис-тем. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:динамическое равновесие. Факты:экосистема –динамиче-ская структура;ви-довое разнообразие – причина устойчивости экосистемы; причины смены экосистем. Процесс:сме-на популяций различных видов.Закономерности:смена экосистем в природе. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Объяснять:-причину устойчивости экосистем;-причины смены экосистем;-необходимость сохране-ния многообразия видов.Описывать этапы смены экосистем.Выявлять изменения в экосисте-мах. Решать простей-шие экологические задачи. | Лаборатор-ная работа №7 «Исследова-ние изменений в экосистемах на биологиче-ских моделях»(выполняется дома). Практическая работа №8 «Решение экологиче-ских задач» | &5.6. Творческое зада-ние(по жела-нию): «Найти в окружающей местности примеры изме-нения в экосистемах,выя-вить причи-ны изме-нений» | |||
27 | Влияние человека на экосисте-мы. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:або-ригенные виды,агроце-нозы.Объек-ты:агроэкосистемы(агроце-нозы).Факты:экологиче-ские нарушения, вызванные необдуман-ным вмешательст-вом человека в окружающую природу;пра-вила поведения в природной среде;искусственные сообщества – агроэкосистемы. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры экологических наруше-ний.Назы-вать:-способы оптималь-ной эксплуата-ции агроцено-зов;-способы сохране-ния естествен-ных экосистем.Характеризовать влияние человека на экосисте-мы.Сравнивать экосисте-мы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. | Лаборатор-ная работа №8 «Выявление антропоген-ных изменений в экосистемах своей местности» (выполняется дома).Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосис-тем своей местности». | &5.7., Вопро-с к параг-рафу. Сооб-щения. | |||
28 | Естественные и искуственные экосисте-мы(окрестности школы). | Экскурсия. | |||||||
ТЕМА 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа) | |||||||||
29 | Биосфера – глобаль-ная экосисте-ма. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:био-сфера,биогенное вещество,жи-вое вещество.Факты:биосфера – глобальная экосистема; границы биосферы; компоненты и свойства биосферы;распространение живого вещества в биосфере;биомасса.Теория:учение В.И.Вернад-ского о биосфере. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть:-структур-ные компонен-ты и свойства биосферы;-границы биосферы и факторы, их обуславливающие.Характеризовать:-живое вещество,биокосное и косное вещество биосферы;-распреде-ление биомассы на земном шаре. | Беседа.Фрон-тальный опрос.Заслу-шивание сообщений. | &5.8., Вопро-сы к параг-рафу. | |||
30 | Роль живых организ-мов в биосфере. | Комбиниро-ванный урок. | Ключевые понятия:кру-говорот веществ и элементов,ноосфера.Факты:круговорот веществ – обязательное условие существова-ния и продолжения жизни на Земле;роль живого вещества в биосфере. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Описы-вать:-биохимические циклы воды,углерода;-проявле-ние физико-химического воздейст-вия организ-мов на среду.Характеризо-вать:-сущность и значение круговоро-та веществ и превращения энергии;-роль живых организ-мов в жизни планеты и обеспече-нии устойчивости биосферы. | Задания со свободным ответом.Опи-сание рисунков №№170,171 учебника. | &5.9. Творческое зада-ние (по жела-нию): соста-вить схему круго-ворота азота и фосфора. | |||
ТЕМА 5.4. Биосфера и человек (3+1 час на заключитель-ный урок) | |||||||||
31 | Биосфера и человек. | Комбиниро-ванный урок. | Факты:антро-погенные факторы воздействия на биосферу;факторы,вызывающие экологиче-ский кризис.Про-цессы:эколо-гический кризис и его последствия. | Приводить примеры прямого косвенно-го воздейст-вия человека на живую природу. Находить и системати-зировать информа-цию о последст-виях деятельности людей на биосферу в целом.Анализиро-вать и оценивать последст-вия прямого и косвен-ного воздейст=-вия человека на природу, Собствен-ной деятельности в окружаю-щей среде.Предлагать пути преодоле-ния экологического кризиса. | Задания со свободным ответом.Тезисный конспект.Практическая работа №11(1 часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | 5.10,вопросы семинара,ин-диви-дуаль-ные зада-ния. | |||
32 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | Комп-лекс-ное применение ЗУН.Семинар. | Ключевые понятия:пре-дельно допустимая концентра-ция(ПДК). Факты:последствия деятельности человека в окружающей среде;гло-бальные экологиче-ские проблемы:кислотные дожди;парниковый эффект;смог;озоновые дыры;перерасход воды;просад-ка грунта;эрозия почв.Пути решения экологиче-ских проблем.Процессы:рацио-нальное использрва-ние природных ресурсов. | Характеризовать причины и послед-ствия современ-ных глобаль-ных экологиче-ских проблем. Находить и системати-зировать информа-цию в различных источни-ках о глобаль-ных экологических проблемах и путях их решения. Анализировать и оценивать глобаль-ные экологические проблемы и пути их решения. Обосновывать необходимость разработ-ки принципов рационального природо-пользова-ния. | Тезисный конспект.Практическая работа №11(2 часть) «Анализ и оценка глобальных экологиче-ских проблем и путей их решения». | &5.11-5.12. Подго-товиться к зачёту повт. &5.1-5.10. | |||
33 | Зачёт №3 «Экосистема». | Урок контроля, оценки зна-ний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающих-ся. | ||||||
34 | Роль биологии в будущем. | Комп-лекс-ное применение ЗУН. Круг-лый стол. | Ключевые понятия:ус-тойчивое развитие. Факты:рост населения планеты и процессы,сопровождаю-щие скорость роста населения; рост потребностей людей и глобальная экологиче-ская нестабиль-ность.Эколо-гические проблемы России.Сфера жизни человека как фактор здоровья. | Давать определе-ния ключевым понятиям.Оценивать последст-вия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанные с будущим человечества в связи с его отношени-ем к природе; значение работ учёных,за-нимающихся прогнози-рованием взаимодействия общества с природными экосисте-мами.Ха-рактеризовать роль междуна-родного сотрудни-чества в решении экологиче-ских проблем человечества. | Мини-проекты:ин-формацион-ные буклеты,па-мятки-рекоменда-ции,мульти-медийные презентации.Задания со свободным ответом.Воп-росы №1-5 для обсуждения на стр. 365 учебника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...