Программа профильного отряда "Экоритм"
опыты и эксперименты по биологии (8 класс) на тему
Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях.
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирование у школьников собственных интересов и склонностей. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и образования детей в условиях лагеря дневного пребывания. Использование школьного экологического практикума как средства формирования экологической культуры школьников позволит повысить уровень теоретических знаний, сформировать практические умения и навыки по слежению за состоянием окружающей среды, выявить взаимосвязи между живой и неживой природой, развить экологическое мышление и сознание. Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не падать духом перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
Роль педагогов– это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Данная программа экологического лагеря является логическим продолжением образовательного процесса.
Необходимость разработки программы «Экоритм» для летнего профильного лагеря дневного пребывания детей и подростков на базе МАОУ СОШ № 77 была вызвана рядом причин:
- повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
- особенности социальной среды;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoritm_2016.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №77
города Хабаровска
Авторы:
Загребина Марина Викторовна
Учитель биологии
МАОУ СОШ №77
Обоснование актуальности проблемы
Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях.
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирование у школьников собственных интересов и склонностей. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и образования детей в условиях лагеря дневного пребывания. Использование школьного экологического практикума как средства формирования экологической культуры школьников позволит повысить уровень теоретических знаний, сформировать практические умения и навыки по слежению за состоянием окружающей среды, выявить взаимосвязи между живой и неживой природой, развить экологическое мышление и сознание. Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не падать духом перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
Роль педагогов– это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Данная программа экологического лагеря является логическим продолжением образовательного процесса.
Необходимость разработки программы «Экоритм» для летнего профильного лагеря дневного пребывания детей и подростков на базе МАОУ СОШ № 77 была вызвана рядом причин:
- повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
- особенности социальной среды;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Цели и задачи программы
Цель: Привитие навыков исследовательской работы, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности и создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
1. Обеспечить развитие экологического мышления:
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории города;
2. Способствовать развитию умений и навыков исследовательской работы:
- развитие умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
- развитие умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения;
3. Развить творческие способности личности ребёнка:
- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно–творческой и исследовательсдеятельности; - развитие инициативы и самостоятельности - включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
4. Оздоровить школьников:
- создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Компоненты содержания экологической программы
Тема 1. Теоретические основы изучения природной среды).
Экология как прикладная дисциплина. Методы экологических исследований. Мониторинг природной среды, его цели, методы, классификация, актуальность Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
Тема 2. Мониторинг водной среды
Источники загрязнения воды. Меры борьбы с загрязнением воды.
Физико-химические методы исследования состояния водной среды.
Биоиндикация уровня загрязнения природных вод. Беспозвоночные животные – биоиндикаторы загрязнения малых рек
Практическая часть:
Оценка экологического состояния воды из различных источников( пруды парков: Динамо, Северный, питомника Лукашова) с применением физических и физико-химических методов мониторинга (применение экопрактикума «Крисмас+», работы № 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.2)
Обработка и интерпретации результатов исследований
Тема 3. Мониторинг воздушной среды
Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу
Методы мониторинга атмосферного воздуха
Практическая часть:
Определение количества антропогенных загрязнителей, попадающих в атмосферный воздух в результате работы автотранспорта
Определение уровня бактериального загрязнения воздуха.
Экологические исследования (применение экопрактикума «Крисмас+», работы № 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.2)
Обработка и интерпретации результатов исследований
Тема 4. Мониторинг почвенной среды
Основные загрязнители почвы, их источники
Методы изучения экологического состояния почв: физические, физико-химические и биологические
Практическая часть:
Пробоотбор и пробоподготовка почвенных образцов для дальнейших исследований
Качественная оценка легко- и среднерастворимых форм химических элементов в почвах
Определение содержания нитратов в почвенной вытяжке химическим путем
Экологические исследования (применение экопрактикума «Крисмас+», работы № 6.1.1, 6.1.2, 6.2 )
Обработка и интерпретации результатов исследований
Тема 5. Мониторинг здоровья человека
Экология человека
Методы мониторинга здоровья человека
Практическая часть:
Оценка уровня здоровья
Оценка физического развития методом антропометрических стандартов
Экологические исследования (применение экопрактикума «Крисмас+», работы №7.1, 7.2)
Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах
Стресс как экологический фактор
Влияние биотических факторов среды на организм человека. Улучшение экологической обстановки в помещениях с использованием комнатных растений
Обработка и интерпретации результатов исследований
Тема 6. Охрана окружающей среды
Редкие и исчезающие виды растений и животных (на местном материале)
Особо охраняемые природные территории (на местном материале)
Компоненты содержания оздоровительной программы
- Оздоровление
1. Что такое гигиена? Общественная гигиена.
Гигиена-наука о здоровье. Общественная гигиена и охрана окружающей среды. Гигиена и экология.
2. Личная гигиена.
Режим дня. Гигиена сна и отдыха. Гигиена тела, одежды, обуви. Анатомо-физиологические особенности человека.
3. Рациональное питание.
Экскурс в историю питания. Сбалансированное питание. Лекарственная ценность продуктов.
Спортивное и диетическое питание.
4. Закаливание организма.
Значение закаливания, средства закаливания, виды закаливания.
Закаливание воздухом и водой. Закаливание солнцем. Закаливание и профилактика респираторных заболеваний.
5. Научная организация труда.
Активный отдых. Компьютер и здоровье. Виды спорта. Музыка.
- ЗОЖ
1. Профилактика вредных привычек.
Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Подростковое сквернословие. Здоровый образ жизни.
2. Экологические проблемы окружающей среды.
Воздух. Проблемы воздуха в родном городе. Вода и её значение для жизни человека.
3. Исследовательская работа.
Проекты: «Моё здоровье», «История олимпийских игр»
- Движение
1. Двигательная активность.
История физической культуры и здоровый образ жизни.
Олимпийские игры. Физкультура в режиме дня.
Разработка комплекса утренней гимнастики.
2. Спортивные мероприятия.
3. Утренняя зарядка.
Формы организации деятельности учащихся:
1.самостоятельная (обработка, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования);
2.индивидуальная (выполнение индивидуальных исследовательских работ, этапов коллективных исследований);
3.групповая (экспериментальная, исследовательская работы);
4.коллективная (беседа, объяснение, дискуссия, экскурсия и др.).
Методы
Словесный метод воздействия
Наглядно-иллюстративный
Исследовательский
Способы освоения содержания программы учащимися:
1.репродуктивный;
2.поисковый;
3.творческий.
Механизм реализации программы
I. Информационно-аналитический этап реализации программы.
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.
II. Мотивационно-целевой этап реализации программы.
Определение целей деятельности коллектива и отдельных учителей, направленной на реализацию программы на каждом её этапе.
III. Планово-диагностический этап реализации программы.
Планирование и организация работы по данному направлению
реализации программы, прогнозирование результатов деятельности
коллектива.
IV. Организационно-исполнительский этап реализации программы.
Организация выполнения программы, обобщение опыта.
V. Контрольно-оценочный этап реализации программы.
Осуществление мониторинга и оценка состояния реализации данного
направления программы.
Режим дня отряда «Экоритм»
8.30 – Приход детей в лагерь
9.00 – 9.15 – «Новости» - утренняя линейка
9.15 – 9.30 – «Спортивный дозор» - утренняя зарядка
9.30 – 10.00 – «Смак» - завтрак
10.00 – 10.30 – Минутка здоровья
10.30-11.00 – Подготовка к отрядным мероприятиям
11.00 – 12.30 –Спортивные мероприятия, экскурсии, игры, эстафеты
13.00 – 13.30 – «Смак» - обед
13.30 –14.20 – Прогулка, творческие дела, подготовка к конкурсам
14.20 – 14.30 – «Итоги» - завершающая линейка
14.30 – Уход детей домой
Календарный план работы отряда
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЕ |
День первый «Здравствуй, это я!» |
|
День второй «О, спорт, ты – жизнь!» |
|
День третий «День хороших манер» |
|
День четвертый «День Олимпийской символики» |
|
День пятый «Легкая атлетика- королева спорта» |
|
День шестой «День Прыгуна» |
|
День седьмой «День баскетболиста» |
|
День восьмой «День Бегуна» |
|
День девятый «Самый меткий» |
|
День десятый «Быстрее, выше, сильнее!» |
|
День десятый «День волейболиста» |
|
День двенадцатый «День теннисиста» |
|
День тринадцатый «День Нептуна» |
|
День четырнадцатый «День здоровья и спорта» |
|
День пятнадцатый «День велосипедиста» |
|
День шестнадцатый «Мисс и мистер Олимпия – 2012» |
|
День семнадцатый «В объективе – МЫ» |
|
День восемнадцатый «День велосипедиста» Закрытие смены |
|
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для детей
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
2. Развитие у детей лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности;
7. Расширение кругозора детей;
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
9. Личностный рост участников смены.
Для родителей
- Чувство уверенности в силах ребенка;
- Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
Системы кадров для работы в летнем оздоровительном отряде:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе работников, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, медработники поликлиники №24, студенты и представители института физической культуры, кафедры педиатрии ДВМГУ, инспектора ГИБДД и ПДН, представители библиотеки им А. П. Гайдара, кинотеатров «Горизонт» и «Дружба», инструктора бассейна ДВГУПС
Взаимодействие профильного эколого - оздоровительного
отряда «Экоритм» с социумом
Литература:
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, разв...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)
Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....
программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...
Программа профильного экологического лагеря
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...