Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс по ред. И.Н. Пономаревой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_7_kl_ponomareva.docx | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 7 класса разработана на основании:
- Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2017;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018 – 2019 учебный год;
- ООП ООО МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И».
Содержание программы полностью соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта основного общего образования по биологии, логически и последовательно излагает учебный материал, имеет экологическую направленность.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи учебного курса:
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Количество общих часов по предмету - 34 ч в год. (1 час в неделю)
Учебно-методический комплект:
- Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2018. Рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
- КИМ Биология Животные 7 класс. Волгоград. «Учитель»
- КИМ. Биология. 7 класс. Н.А. Артемьева. – М. «ВАКО» 2012
- ФГОС. Биология. Животные. Тематический контроль. В.З. Резникова, А. Н. Мягкова. – М. «Национальное образование» 2015
Специфика класса. В классе человек. 1 отличник. Хорошо усваивают материал ученика. Остальные очень слабые. Плохо читают. Не вникают в суть прочитанного. Затрудняются при ответе на более сложные вопросы. Дают однозначные ответы.
Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.
- Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
- Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные и программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– объяснять роль животных в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека: называть важнейших домашних и охраняемых животных своей местности;
– различать представителей животного мира, приводить примеры животных изученных групп (максимум – называть характерные признаки животных изученных классов, отрядов);
– объяснять строение и жизнедеятельность животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять.
Учащийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
3. Содержание учебного предмета.
Глава 1. Общие сведения о мире животных (2 ч)
Многообразие и значение животных в природе и в жизни человека. Зоология — наука о животных. Общее знакомство с животными. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Классификация животного мира.
Глава 2. Строение тела животных (1ч)
Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема.
Глава 3. Подцарство Простейшие. (2 ч)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и в жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории туфельки».
Демонстрация
- Передвижение простейших.
- Микропрепараты простейших.
Глава 4. Подцарство многоклеточные. Тип Кишечнополостные (1 ч)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Глава 5. Тип Плоские черви, Круглые, Кольчатые черви (3 ч)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей
в почвообразовании. Происхождение червей.
Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость.»
Глава 6. Тип Моллюски (3 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Глава 7. Тип Членистоногие (4 ч)
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и в жизни человека. Охрана ракообразных.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и в жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого»
Глава 8. Тип хордовые: Бесчерепные, Рыбы. (3 ч)
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни.
Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и в жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч).
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространения земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и в жизни человека.
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч).
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся.
Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека.
Глава 11. Класс Птицы (5 ч)
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез — опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана
птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы».
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих
родного края.
Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих»
Тема 13. Развитие животного мира на земле. (1 ч)
Развитие животного мира на Земле.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Лабораторные работы | Дата/ план | Дата/ факт |
Глава1. Общие сведения о животном мире - 2ч. | ||||
1. | Зоология – наука о животных. | 5.9 | ||
2. | Классификация животных и основные систематические группы. | 12.9 | ||
Глава 2. Строение тела животных -1ч. | ||||
3. | Клетка, ткани, органы и системы органов. | 19.9 | ||
Глава 3. Подцарство Простейшие – 2ч. | ||||
4. | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. | 26.9 | ||
5. | Тип Инфузории. Значение простейших. | №1. Строение и передвижение инфузории-туфельки. | 3.10 | |
Глава 4. Подцарство многоклеточные. Тип Кишечнополостные. – 1ч. | ||||
6. | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. Разнообразие кишечнополостных. | 10.10 | ||
Глава 5. Тип Плоские черви, Круглые, Кольчатые черви - 3 ч | ||||
7. | Тип Плоские черви | 17.10 | ||
8. | Тип Круглые черви | 24.10 | ||
9. | Тип Кольчатые черви | №2. Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость. | 31.10 | |
Глава 6. Тип Моллюски – 3ч. | ||||
10. | Класс Брюхоногие моллюски. | 14.11 | ||
11. | Класс Двустворчатые моллюски. | № 4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков. | 21.11 | |
12. | Класс Головоногие моллюски. | 28.11 | ||
Глава7. Тип Членистоногие – 4ч. | ||||
13. | Класс Ракообразные. | № 5. Внешнее строение насекомого. | 5.12 | |
14. | Класс Паукообразные. | 12.12 | ||
15. | Класс Насекомые. Тип развития. | 19.12 | ||
16. | Общественные насекомые. | 26.12 | ||
Глава 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Рыбы – 3ч. | ||||
17. | Бесчерепные | 16.1 | ||
18. | Внешнее и внутреннее строение рыб | № 6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. | 23.1 | |
19. | Систематические группы рыб | 30.1 | ||
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии – 2ч. | ||||
20. | Среда обитания и строение тела земноводных. | 6.2 | ||
21. | Годовой жизненный цикл, разнообразие земноводных. | 13.2 | ||
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии -2ч. | ||||
22. | Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся | 20.2 | ||
23. | Размножение и многообразие пресмыкающихся. | 27.2 | ||
Глава 11. Класс Птицы – 5ч. | ||||
24. | Внешнее строение. Опорно-двигательная система птиц. | № 8. Внешнее строение птицы. Строение перьев. № 9. Строение скелета птицы. | 6.3 | |
25. | Внутреннее строение птиц. | 13.3 | ||
26. | Размножение и развитие птиц. | 20.3 | ||
27. | Разнообразие птиц. | 3.4 | ||
28. | Значение и происхождение птиц. | 10.4 | ||
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери – 6ч. | ||||
29. | Внешнее и внутреннее строение млекопитающих. | № 10. Строение скелета млекопитающих. | 17.4 | |
30. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 24.4 | ||
31. | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 8.5 | ||
32. | Высшие, или плацентарные, звери. | 15.5 | ||
33. | Экологические группы млекопитающих. Значение и охрана млекопитающих | 22.5 | ||
Глава 13. Развитие животного мира на земле. – 1ч. | ||||
34. | Доказательства эволюции животного мира. Современный животный мир | 29.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...