Календарно-тематическое планирование. Биология 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области », Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2017-2018 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вента-Граф» авторов И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой.
Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
Рабочая программа педагога полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС (2014 г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Биология» 5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл» И.Н.Пономарёвой и др.
Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области », Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2017-2018 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вента-Граф» авторов И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой.
Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
Рабочая программа педагога полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС (2014 г).
Планируемые результаты
Личностные результаты.
Ученик должен:
1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
7. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
8. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
9.Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
10.Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные результаты.
Ученик должен:
- Овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- Уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты.
- В познавательной интеллектуальной сфере:
1) Уметь выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаком живых организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;)
2) Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер по профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и вирусами;
3) различать на таблицах части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
4) сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
5) выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток;
6) овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Знать основные правила поведения в природе;
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4.В сфере физической деятельности:
1) освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусами животных, 5. В эстетической сфере:
1) овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Биология – наука о живом мире (10часов)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»
Тема 2. Многообразие живых организмов (12ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и теы | Всего часов | |||
контрольные работы | лабораторные и практические работы | ||||
Глава 1. Биология-наука о живом мире | 10 | ||||
1. | Наука о живой природе. | 1 | |||
2. | Свойства живого | 1 | |||
3. | Методы изучения природы | 1 | |||
4. | Увеличительные приборы | 1 | |||
5. | Лабораторная работа №1 Изучение устройства увеличительных приборов. | 1 | Лабораторная работа №1 Изучение устройства увеличительных приборов. | ||
6. | Строение клетки. Ткани. | 1 | |||
7. | Лабораторная работа №2"Знакомство с клетками растений» | 1 | Лабораторная работа №2"Знакомство с клетками растений» | ||
8. | Химический состав клетки | 1 | |||
9. | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | |||
10. | Подведем итоги. | 1 | 1 | ||
Глава 2. Многообразие живых организмов | 12 | ||||
11. | Царства живой природы. | 1 | |||
12. | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 1 | |||
13. | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | |||
14. | Растения. | 1 | |||
15. | Лабораторная работа№3«Знакомство с внешним строением растения» | 1 | Лабораторная работа№3«Знакомство с внешним строением растения» | ||
16. | Животные. | 1 | |||
17. | Лабораторная работа№4«Наблюдения за передвижением животных» | 1 | Лабораторная работа№4«Наблюдения за передвижением животных» | ||
18. | Грибы. | 1 | |||
19. | Многообразие и значение грибов. | 1 | |||
20. | Лишайники. | 1 | |||
21. | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 | |||
22 | Подведем итоги | 1 | 1 | ||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | ||||
23. | Среды жизни планеты Земля. | 1 | |||
24 | Экологические факторы среды. | 1 | |||
25. | Приспособления организмов к жизни в природе. | 1 | |||
26. | Природные сообщества. | 1 | |||
27. | Природные зоны России. | 1 | |||
28. | Жизнь организмов на разных материках. | 1 | |||
29. | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | |||
30 | Подведем итоги | 1 | 1 | ||
Глава 4. Человек на планете Земля. | 5 | ||||
31. | Как появился человек на Земле. | 1 | |||
32. | Как человек изменял природу. | 1 | |||
33. | Важность охраны живого мира планеты. | 1 | |||
34. | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | 1 | 1 | ||
35. | Сохраним богатство живого мира. | 1 | |||
Итого: | 35 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 5А
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Дата после корректировки |
Наука о живой природе. | 05.09.18. | ||
Свойства живого | 19.09.18. | ||
Методы изучения природы | 26.09.19. | ||
Увеличительные приборы | 03.10.18. | ||
5. | Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 10.10.18. | |
6. | Строение клетки. Ткани. | 17.10.18. | |
7. | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». | 24.10.18. | |
8. | Химический состав клетки | 07.11.18. | |
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 14.11.18. | |
10 | Подведем итоги. | 21.11.18. | |
11 | Царства живой природы. | 28.11.18. | |
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 05.12.18. | |
13 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 12.12.18. | |
14 | Растения. | 19.12.18. | |
15 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | 26.12.18. | |
16 | Животные. | 16.01.19. | |
17 | Лабораторная работа №4 «Наблюдения за передвижением животных» | 23.01.19 | |
18 | Грибы. | 30.01.19. | |
19 | Многообразие и значение грибов. | 06.02.19 | |
20 | Лишайники. | 13.02.19. | |
21 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 19.02.19. | |
22 | Подведем итоги. | 26.02.19. | |
23 | Среды жизни планеты Земля. | 06.03.19. | |
24 | Экологические факторы среды. | 13.03.19. | |
25 | Приспособления организмов к жизни в природе. | 20.03.19. | |
26 | Природные сообщества. | 03.04.19. | |
27 | Природные зоны России. | 10.04.19. | |
28 | Жизнь организмов на разных материках. | 17.04.19. | |
29 | Жизнь организмов в морях и океанах. Подведем итоги. | 24.04.19. | |
30 | Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. | 08.05.19. | |
31 | Важность охраны живого мира планеты | 15.05.19 | |
32 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс | 22.05.18. | |
33 | Сохраним богатство живого мира. | 29.05.18. |
Календарно-тематическое планирование 5Б
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Дата после корректировки |
Наука о живой природе. | 07.09.18. | ||
Свойства живого | 14.09.18. | ||
Методы изучения природы | 21.09.19. | ||
Увеличительные приборы | 28.09.18. | ||
5. | Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 05.10.18. | |
6. | Строение клетки. Ткани. | 12.10.18. | |
7. | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». | 19.10.18. | |
8. | Химический состав клетки | 26.10.18. | |
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 09.11.18. | |
10 | Подведем итоги. | 16.11.18. | |
11 | Царства живой природы. | 23.11.18. | |
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 30.11.18. | |
13 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 07.12.18. | |
14 | Растения. | 14.12.18. | |
15 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | 21.12.18. | |
16 | Животные. | 11.01.19. | |
17 | Лабораторная работа №4 «Наблюдения за передвижением животных» | 18.01.19 | |
18 | Грибы. Многообразие и значение грибов. | 25.01.19. | |
19 | Лишайники. | 01.02.19. | |
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 08.02.19. | |
21 | Подведем итоги. | 15.02.19. | |
22 | Среды жизни планеты Земля. | 22.02.19. | |
23 | Экологические факторы среды. | 01.03.19. | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | 15.03.19. | |
25 | Природные сообщества. | 22.03.19. | |
26 | Природные зоны России. | 05.04.19. | |
27 | Жизнь организмов на разных материках. | 12.04.19. | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. Подведем итоги. | 19.04.19. | |
29 | Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. | 26.04.19. | |
30 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс | 17.05.19 | |
31 | Важность охраны живого мира планеты Сохраним богатство живого мира | 24.05.18. |
Календарно-тематическое планирование 5В
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Дата после корректировки |
Наука о живой природе. | 03.09.18. | ||
Свойства живого | 10.09.18. | ||
Методы изучения природы | 17.09.19. | ||
Увеличительные приборы | 24.09.18. | ||
5. | Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 01.10.18. | |
6. | Строение клетки. Ткани. | 08.10.18. | |
7. | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». | 15.10.18. | |
8. | Химический состав клетки | 22.10.18. | |
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 12.11.18. | |
10 | Подведем итоги. | 19.11.18. | |
11 | Царства живой природы. | 26.11.18. | |
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 03.12.18. | |
13 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 10.12.18. | |
14 | Растения. | 17.12.18. | |
15 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | 24.12.18. | |
16 | Животные. | 14.01.19. | |
17 | Лабораторная работа №4 «Наблюдения за передвижением животных» | 21.01.19 | |
18 | Грибы. Многообразие и значение грибов. | 28.01.19. | |
19 | Многообразие и значение грибов. | 04.02.19. | |
20 | Лишайники. | 11.02.19. | |
21 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 18.02.19. | |
22 | Подведем итоги. | 25.02.19. | |
23 | Среды жизни планеты Земля. | 04.03.19. | |
24 | Экологические факторы среды. | 11.03.19. | |
25 | Приспособления организмов к жизни в природе. | 18.03.19. | |
26 | Природные сообщества. | 08.04.19. | |
27 | Природные зоны России. | 15.04.19. | |
28 | Жизнь организмов на разных материках. | 22.04.19. | |
29 | Жизнь организмов в морях и океанах. Подведем итоги. | 29.04.19. | |
30 | Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. | 06.05.19. | |
31 | Важность охраны живого мира планеты | 13.05.19 | |
32 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс | 20.05.18. | |
33 | Сохраним богатство живого мира. | 27.05.18. |
Аннотация
к рабочей программе курса «Биология»
5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой и др.
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2018-2019 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида
КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...
Календарно-тематический план по биологии 11 класс
Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...
Календарно-тематический план по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В. В....
Календарно-тематический план по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....