Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 класса на 2018-2019 учебный год ориентирована на работу по учебнику Н.И. Сонина "Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл" (синяя линия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_kl.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайской СОШ Протокол № _________ от «___» ___________ 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _____________ Петухова С.В. «____» ____________ 20___ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ______________ Цуканова Е.И. Приказ № ___________ от «___» ____________ 20___ г. | ||||
Рабочая программа
по биологии
8 класс
на 2018-2019 учебный год
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живой организм»: учебно-методическое пособие» и ориентирована на работу по учебнику Н. И. Сонина Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 класс: учебник / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели обучения по биологии.
Требования к результатам освоения учебного предмета в 8 классе
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций и другие. Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
В результате освоения курса биологии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительными и животными организмами;
— что такое зоология, какова её структура;
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику Типа Кишечнополостные;
— общую характеристику Типа Плоские черви;
— общую характеристику Типа Круглые черви;
— общую характеристику Типа Кольчатые черви;
— общую характеристику Типа Членистоногие;
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику Надкласса Рыбы;
— общую характеристику Класса Земноводные;
— общую характеристику Класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику Класса Птицы;
— общую характеристику Класса Млекопитающие;
— гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
— основные черты организации представителей всех групп животных;
— крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
— значение животных в природе и жизни человека;
— воздействие человека на природу;
— сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
— методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
— особенности жизнедеятельности домашних животных;
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в практической жизни;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
— характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
— характеризовать основные направления эволюции животных;
— объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
— описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
— анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
— выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
— обращаться с домашними животными;
— разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
— оказывать первую помощь при травмах и отравлениях;
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
— определение науки экологии;
— абиотические и биотические факторы среды;
— определение экологических систем;
— определение биогеоценоза и его характеристики;
— учение В. И. Вернадского о биосфере;
— биотические круговороты;
— характер преобразования планеты живыми организмами.
— характеризовать взаимоотношения между организмами;
— выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
— приводить примеры цепей и сетей питания;
— давать определение понятию экологическая пирамида;
— характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
— описывать круговороты основных химических элементов и воды;
— сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
— устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
— приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
— выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- существующую программу курса;
- учебники и другие компоненты учебно-методического компонента;
- иллюстрированный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
- осознавать целостность природы, взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
- различать объем и содержание понятий;
- различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
- определять аспект классификации и проводить классификацию;
- выстраивать причинно-следственные связи;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
- пользоваться поисковыми системами Интернета;
- выполнять лабораторные работы, оформлять отчет о проведенном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы под руководством учителя;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
— находить в словарях и справочниках значения терминов;
— обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
— самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения:
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание программы
Раздел 1. Царство Животные (54 ч.)
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания
Демонстрация.
Таблицы, демонстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов, организмы различной сложности. Трофические уровни.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1. Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 2. Строение и жизнедеятельность простейших. 3. Строение и движение инфузории туфельки.
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные
Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии тела. Клетки и ткани животных.
Тип Губки. Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологическое значение губок.
Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.
Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Класс Сосальщиков. Понятие о жизненном цикле. Цикл развития печеночного сосальщика. Циклы развития бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Общая характеристика класса на примере улитки. Класс Двустворчатые моллюски. Общая характеристика класса на примере беззубки. Класс Головоногие моллюски. Общая характеристика класса на примере осьминога. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценоза. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Общая характеристика класса насекомых. Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки. Экология насекомых и их роль в биоценозах и жизни человека.
Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение иглокожих.
Демонстрация.
Представители фауны и флоры различных эр и периодов (таблица). Таблицы, демонстрирующие особенности организации беспозвоночных животных. Модель-аппликация, представляющая циклы развития бычьего цепня и печеночного сосальщика.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 4. Регенерация в животном мире на примере гидры. 5. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня. 6. Жизненный цикл человеческой аскариды. 7. Внешнее строение дождевого червя. 8. Внешнее строение моллюсков. 9. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 1.4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Хордовые
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Особенности внутреннего строения рыб. Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Класс Земноводные, или амфибии. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы. Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура. Внутреннее строение птиц. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация.
Представители фауны и флоры различных эр и периодов (таблица). Таблицы, демонстрирующие особенности организации хордовых животных. Родословное дерево животных (таблица). Модель «Строение мозга позвоночных».
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 10. Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни. 11. Сравнительный анализ строения скелетов ящерицы и лягушки 12. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни. 13. Внутреннее строение млекопитающих.
Практическая работа 1. Распознавание животных своей местности, определении их систематического положения и значения в жизни человека.
Тема 1.5. Основные этапы развития животных
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Демонстрация.
Представители фауны и флоры различных эр и периодов (таблица). Модели-аппликации, представляющие эволюцию систем органов беспозвоночных животных и эволюцию важнейших систем органов позвоночных.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа 2. Построение эволюционного древа животного мира.
Тема 1.6. Животные и человек
Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.
Раздел 2. Вирусы (2 ч.)
Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация.
Строение клеток различных прокариот (таблица).
Раздел 3. Экосистема (12 ч.)
Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа 3. Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.
Тема 3.2. Экосистема
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа 4. Составление цепей и сетей питания.
Тема 3.3. Биосфера – глобальная экосистема
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы.
Тема 3.4. Круговорот веществ в природе
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Демонстрация.
Таблицы, демонстрирующие границы биосферы, уровни организации живого, круговороты веществ в природе.
Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд. Охрана видов. Нейтрализация негативного воздействия человека на природу.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Раздел 1. Царство Животные (54 ч.) | ||||||
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных | ||||||
1 | Среда обитания животных. Основные признаки животных. Лабораторная работа № 1 «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях» | Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект текста урока. Выполняют лабораторную работу «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях». | ||||
2 | Систематика животных | Урок-лекция | ||||
Тема 1.2 Подцарство Одноклеточные животные | ||||||
3 | Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика. Лабораторная работа № 2 «Строение и жизнедеятельность простейших» | Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Выполняют лабораторную работу «Строение и жизнедеятельность простейших». | ||||
4 | Тип Саркожгутиконосцы | Знают основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; уровни организации живой материи: организменный, популяционно-видовой; принципы построения естественной системы живой природы. | ||||
5 | Тип Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные. Лабораторная работа № 3 «Строение и движение инфузории туфельки» | Урок-исследование | Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Дают характеристику типа Инфузории. Распознают и описывают отдельных представителей. Выполняют лабораторную работу «Строение и движение инфузории туфельки». | |||
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Одноклеточные животные» | Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». | ||||
Тема 1.3 Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные | ||||||
7 | Подцарство Многоклеточные. Общая характеристика | Урок-лекция | Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей. | |||
8 | Тип Губки | Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению. | ||||
9 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Лабораторная работа № 4 «Регенерация в животном мире на примере гидры» | Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Выполняют лабораторную работу «Регенерация в животном мире на примере гидры». | ||||
10 | Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. | Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. | ||||
11 | Тип Плоские черви Класс Ресничные черви | Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. | ||||
12 | Класс Сосальщики. Лабораторная работа № 5 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня» | Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя инвазивные стадии. Выполняют лабораторную работу «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня». | ||||
13 | Класс Ленточные черви | Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Характеризуют паразитизм как форму взаимоотношений организмов, жизненные циклы паразитов. Зарисовывают жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). | ||||
14 | Тип Круглые черви. Лабораторная работа № 6 «Жизненный цикл человеческой аскариды» | Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии. Выполняют лабораторную работу«Жизненный цикл человеческой аскариды». | ||||
15 | Паразитические круглые черви | Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах. | ||||
16 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение дождевого червя» | Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей, результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целомы. Выполняют лабораторную работу «Внешнее строение дождевого червя» | ||||
17 | Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви. Класс Пиявки | Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. | ||||
18 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви» | Урок-игра | ||||
19 | Тип Моллюски. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение моллюсков» | Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу. Выполняют лабораторную работу «Внешнее строение моллюсков». | ||||
20 | Класс Брюхоногие моллюски | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | ||||
21 | Класс Двустворчатые моллюски | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | ||||
22 | Класс Головоногие моллюски | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | ||||
23 | Тип Членистоногие. Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | Урок-исследование | Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение. Выполняют лабораторную работу «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | |||
24 | Класс Ракообразные | Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. | ||||
25 | Класс Паукообразные | Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. | ||||
26 | Класс Насекомые | Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. | ||||
27 | Размножение и развитие насекомых. Многообразие и значение насекомых | Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей. Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека. | ||||
28 | Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и значение в природе | Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах. | ||||
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Моллюски, Членистоногие, Иглокожие» | Урок-игра | ||||
30 | Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные» | |||||
Тема 1.4 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Хордовые | ||||||
31 | Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные | Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития группы. | ||||
32 | Надкласс Рыбы. Рыбы — водные позвоночные животные. Лабораторная работа № 10 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни» | Урок-исследование | Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Выполняют лабораторную работу «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни». | |||
33 | Особенности внутреннего строения рыб | Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб, результаты заносят в таблицу. | ||||
34 | Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы | Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. | ||||
35 | Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб | Урок-конференция | Характеризуют среду обитания рыб и их значение в биоценозах и для человека. | |||
36 | Класс Земноводные, или Амфибии. | Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. | ||||
37 | Особенности внутреннего строения земноводных | |||||
38 | Размножение, развитие, многообразие, экология и значение земноводных | Урок-беседа | Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. | |||
39 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Лабораторная работа № 11 «Сравнительный анализ строения скелетов ящерицы и лягушки» | Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Выполняют лабораторную работу «Сравнительный анализ строения скелетов ящерицы и лягушки». | ||||
40 | Особенности внутреннего строении и размножения пресмыкающихся | |||||
41 | Происхождение и многообразие пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека | Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. | ||||
42 | Класс Птицы. Лабораторная работа № 12 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». Происхождение птиц | Урок-исследование | Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц, результаты заносят в таблицу. Отмечают приспособления птиц к полёту. Характеризуют систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Выполняют лабораторную работу «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».
| |||
43 | Внутреннее строение птиц | Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету. | ||||
44 | Многообразие птиц. Экология и значение птиц | Урок-беседа | Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. | |||
45 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Надкласс Рыбы», « Классы Земноводные, Пресмыкающиеся и Птицы» | |||||
46 | Класс Млекопитающие, или Звери. | Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. | ||||
47 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 13 «Внутреннее строение млекопитающих» | Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Выполняют лабораторную работу «Внутреннее строение млекопитающих». | ||||
48 | Размножение, развитие и многообразие плацентарных млекопитающих. Практическая работа № 1 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека» | Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. Выполняют практическую работу «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | ||||
49 | Сумчатые и Однопроходные млекопитающие | Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. | ||||
50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие» | Урок-игра | Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. | |||
Тема 1.5 Основные этапы развития животных | ||||||
51 | Историческое развитие животного мира | Урок-путешествие | Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. | |||
52 | Основные направления эволюции животных Практическая работа № 2 «Построение эволюционного древа животного мира» | Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции. Выполняют практическую работу «Построение эволюционного древа животного мира». | ||||
Тема 1.6 Животные и человек | ||||||
53 | Значение животных в природе | Урок-конференция | Характеризуют значение разных групп животных для человека. Сравнивают, как менялись формы взаимоотношений человека и животных на протяжении человеческой истории. Оценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах | |||
54 | Значение животных в жизни человека | Объясняют причины одомашнивания диких животных и возникновения животноводства. Характеризуют процесс одомашнивания и селекционную работу по выведению новых пород домашних, в том числе и сельскохозяйственных, животных. | ||||
55 | Контрольная работа по теме «Тип Хордовые» | |||||
Раздел 2. Вирусы (2 ч.) | ||||||
Тема 2.1 Общая характеристика и свойства вирусов | ||||||
56 | Общая характеристика вирусов | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. | ||||
57 | Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека | Урок-лекция | Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Учатся применять необходимые меры профилактики вирусных заболеваний. Знакомятся с гипотезами возникновения вирусов. | |||
Раздел 3. Экосистема (12 ч.) | ||||||
Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы | ||||||
58 | Среда обитания. Абиотические факторы среды. Практическая работа № 3 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян» | Урок-исследование | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов. Выполняют практическую работу «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян». | |||
59 | Биотические и антропогенные факторы среды | Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных. | ||||
Тема 3.2 Экосистема | ||||||
60 | Экологические системы Экскурсия в природу. | Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам. | ||||
61 | Структура экосистемы. Пищевые цепи. Экологическая пирамида. Практическая работа № 4 «Составление цепей и сетей питания» | Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы. Выполняют практическую работу «Составление цепей и сетей питания». | ||||
Тема 3.3 Биосфера – глобальная экосистема | ||||||
62 | Понятие о биосфере. Границы биосферы. | Урок-лекция | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. | |||
63 | Экологические проблемы современности | Урок-конференция | Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов | |||
64 | Промежуточная аттестация | |||||
Тема 3.4 Круговорот веществ в природе | ||||||
65 | Круговороты веществ в природе. Круговорот воды. Круговорот углерода | Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода. | ||||
66 | Круговорот азота, серы и фосфора | Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле | ||||
Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере | ||||||
67 | Преобразование природы живыми организмами | Урок-беседа | Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых. Объясняют причины исчезновения видов и смены экосистем | |||
68 | Контрольная работа по темам «Вирусы» и «Биосфера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...