Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2017-2018 учебный год ориентирована на использование учебника Сонина Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл. (синяя линия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_kl.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайская СОШ Протокол №_________ от «___» ___________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _________(Петухова С.В.) «___» ____________ 20___г. Рабочая программа по биологии 6 класс на 2017-2018 учебный год
| «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ___________ (Цуканова Е.И.) Приказ № ___________ от «___» __________ 20___г. |
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н. И. Сонина (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Линейный курс).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Сонина Н. И. Биология: Живой организм. 6 к.: учебник / Н. И. Сонин, В. И. Сонина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 158, [2] с.
Требования к результатам освоения учебного предмета в 6 классе
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение живых организмов (15 ч.)
Тема 1.1. Клетка — живая система
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1. Строение клеток живых организмов.
Тема 1.2. Деление клетки
Деление клетки, как основа роста, размножения и развития организмов. Понятия «митоз» и «мейоз». Фазы деления клетки.
Тема 1.3. Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 2. Растительные ткани.
Лабораторная работа 3. Ткани животных организмов.
Тема 1.4. Органы цветковых растений
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 4. Строение семян.
Тема 1.5. Органы и системы органов животных
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 5. Распознавание органов и систем органов у животных.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 ч.)
Тема 2.1. Питание и пищеварение
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 6. Выявление роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Транспорт веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 7. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.
Тема 2.5. Обмен веществ и энергии
Превращение в организме одних веществ в другие. Выделение энергии и ее использование живыми организмами.
Тема 2.6. Скелет - опора организма
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Тема 2.7. Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 8. Наблюдение за движением животных – за движением инфузории-туфельки и дождевого червя.
Тема 2.8. Координация и регуляция
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.9. Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа 1. Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений.
Тема 2.10. Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 9. Прорастание семян.
Лабораторная работа 10. Прямое и непрямое развитие насекомых.
Тема 2.10. Организм как единое целое
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | ||||||
1 | Клетка – живая система | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. | ||||
2 | Строение и функции органоидов клетки. Лабораторная работа № 1 «Строение клеток живых организмов» | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | ||||
3 | Деление клетки | Урок-исследование | Знать роль деления клеток в жизни организмов, основные типы деления. Отличать митоз от мейоза. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток. | |||
4 | Ткани растений. Лабораторная работа № 2 «Растительные ткани» | Давать определение понятию ткань. Называть типы тканей растений, функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | ||||
5 | Ткани животных. Лабораторная работа № 3 «Ткани животных организмов» | Давать определение понятию ткань. Называть типы тканей животных, функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных. | ||||
6 | Органы цветковых растений. Корень | Урок-путешествие | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения, типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | |||
7 | Строение и значение побега | Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое. | ||||
8 | Лист | Устанавливают взаимосвязь между строением органа цветкового растения и его функциями, определять виды листьев. | ||||
9 | Цветок. Соцветия | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | ||||
10 | Плоды. Строение семян | Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. | ||||
11 | Лабораторная работа № 4 «Строение семян» | Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информации об органах цветковых растений. | ||||
12 | Органы и системы органов животного. | Урок-исследование | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов животных, функции органов и систем органов животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | |||
13 | Лабораторная работа № 5 «Распознавание органов и систем органов у животных» | Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты – органы и системы органов животных. | ||||
14 | Что мы узнали о строении живых организмов | Урок-игра | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм – единое целое. | |||
15 | Контрольная работа по теме «Строение живых организмов». | |||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | ||||||
16 | Питание растений. Лабораторная работа № 6 «Выявление роли света и воды в жизни растений» | Определяют понятия «питание». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. | ||||
17 | Питание животных | Давать определение понятиям «питание», «пищеварение». Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты. | ||||
18 | Дыхание | Урок-игра | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания. | |||
19 | Транспорт веществ у растений. Лабораторная работа № 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Называют и описывают проводящие системы растений. Называют части проводящей системы растений. Характеризуют биологический процесс по плану: механизм, орган, осуществляющий процесс, условия. | ||||
20 | Транспорт веществ у животных | Урок-беседа | Называют и описывают проводящие системы животных. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения. | |||
21 | Выделение | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого. | ||||
22 | Обмен веществ и энергии | Урок-лекция | Давать определение понятию «обмен веществ». Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть органы, участвующие в обмене веществ у растений, органы, участвующие в обмене веществ у животных. Характеризовать особенности обмена веществ у растений и у животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | |||
23 | Скелет – опора организма | Урок-викторина | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. | |||
24 | Движение. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение за движением животных – за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. | ||||
25 | Нервная регуляция | Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде. | ||||
26 | Гуморальная регуляция | Урок-лекция | Давать определении понятиям «ростовые вещества», «гормоны». Характеризовать механизм регуляции по плану: способ передачи информации, скорость передачи, быстрота реагирования, длительность действия. | |||
27 | Бесполое размножение. Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений» | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. | ||||
28 | Половое размножение растений | Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть значение полового размножения, органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах). Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||
29 | Половое размножение животных | Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть значение полового размножения, органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах), женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | ||||
30 | Рост и развитие растений. Лабораторная работа № 9 «Прорастание семян» | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов. | ||||
31 | Рост и развитие животных. Лабораторная работа № 10 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за рост и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | ||||
32 | Организм как единое целое | Урок-беседа | Характеризуют биологический процесс по плану: механизм, орган, осуществляющий процесс, условия. | |||
33 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | Урок-игра | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями. | |||
34 | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...