Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017-2018 учебный год ориентирована на использование учебника Сонина Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. (синяя линия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_kl.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайская СОШ Протокол №_________ от «___» ___________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _________(Петухова С.В.) «___» ____________ 20___г. Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017-2018 учебный год
| «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ___________ (Цуканова Е.И.) Приказ № ___________ от «___» __________ 20___г. |
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года; примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения); Примерной программы по учебному предмету биология 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и авторской программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: «Дрофа», 2012 г. Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы ООО ФГОС, образовательного стандарта ООО.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Сонина Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с.
Требования к результатам освоения учебного предмета в 5 классе
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
- В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы (Л/р №1)
- Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (Л/р №2)
- Строение клеток кожицы чешуи лука (Л/р №3)
- Определение физических свойств белков, жиров и углеводов (Л/р №4)
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч.)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
- Контрольная работа №1. Многообразие живых организмов.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
- Определение наиболее распространенных растений и животных (Л/р №5)
- Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр. раб. №1)
- Контрольная работа №2. Среды обитания живых организмов.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч.)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях
природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
- Измерение своего роста и массы тела (Л/р №6)
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (Пр. раб. № 2)
- Итоговая контрольная работа за курс биологии 5 класса.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности (УУД) | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | ||||||
1 | Что такое живой организм. | Урок-лекция | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Применяют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | |||
2 | Наука о живой природе. | |||||
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». | Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Выполняют лабораторную работу. Соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | ||||
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | |||||
5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | |||||
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов». | |||||
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности. Строят сообщения в соответствии с учебной задачей, используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач. | ||||
8 | Великие естествоиспытатели. | Урок-проект | ||||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | ||||||
9 | Как развивалась жизнь на Земле | Урок-лекция | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы. Имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении. Проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Понимают социальную роль и нравственную позицию ученика. Дополняют и расширяют имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды. Применяют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||
10 | Разнообразие живого | Урок-беседа | ||||
11 | Бактерии | |||||
12 | Грибы | |||||
13 | Общая характеристика растений. Водоросли | |||||
14 | Зеленые листостебельные мхи | |||||
15 | Папоротники | Сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию, строят понятное монологическое высказывание, обмениваются мнениями в паре, активно слушают одноклассников и понимают их позицию, находят ответы на вопросы, формулируют их. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач. | ||||
16 | Голосеменные растения | |||||
17 | Покрытосеменные (цветковые) растения | |||||
18 | Значение растений в природе и жизни человека | Урок-игра | ||||
19 | Общая характеристика животных. Простейшие | Урок-исследование | ||||
20 | Беспозвоночные животные | |||||
21 | Позвоночные животные | |||||
22 | Значение животных в природе и жизни человека | Урок-игра | ||||
23 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов». | |||||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | ||||||
24 | Три среды обитания живых организмов | Урок-беседа | Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивают приемы исследовательской деятельности. Составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Выполняют лабораторную и практическую работу. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач. | |||
25 | Жизнь на разных материках | Урок- конференция | ||||
26 | Природные зоны Земли | |||||
27 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных». | |||||
28 | Практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | |||||
29 | Контрольная работа по теме «Среды обитания живых организмов». | |||||
Раздел 4. Человек на Земле | ||||||
30 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела». | Осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни. Проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении. Стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования. Владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений. Выполняют лабораторную и практическую работу. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач. | ||||
31 | Как человек изменил Землю | Урок-исследование | ||||
32 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | Урок-проект | ||||
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему». | |||||
34 | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...