РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса Биология .Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы В.В.Пасечник А.А., Каменский , Крикскунов Е.А.(сборник «Биология. Рабочие программы. 10—11 классы.» - М.: Дрофа, 2015.)
Пасечник В.В., Каменский А. А, Криксунов Е.А.. Биология. Общая биология. 10-11 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Положением о рабочей программе АОУ школы №11.
В соответствии с учебным планом школы предусмотрено _1_учебный час в неделю на изучение предмета « Биология» в __10_ классе, соответственно ___34_ часа в учебном году (34 недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
(АОУ ШКОЛА №11)
«УТВЕРЖДАЮ»
директор АОУ школы №11
_________________ Арапиди М.А.
“ ___ ” ____________ 2018 г.
Рабочая программа
по биологии для 10–х классов
Составитель: Иванова Л.А.,
высшая квалификационная категория.
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса Биология В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Пасечник В.В., Каменский А. А, Криксунов Е.А.. Биология. Общая биология. 10-11 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Положением о рабочей программе АОУ школы №11.
В соответствии с учебным планом школы предусмотрено _2_учебный час в неделю на изучение предмета « Биология» в __10_ классе, соответственно ___68_ часа в учебном году (34 недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения биологии в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание
Базовый уровень 10 КЛАСС
(2/1 ч в неделю, всего 70/35 ч, из них 6/4 ч — резервное время)
Введение (7/4 ч)
Биология как наука. Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно - научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно - научной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». Портреты ученых.
понятия об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе науки, об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии
Раздел 1 КЛЕТКА (33/15 ч)
Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно - научной картины мира. Химический состав клетки. Неорганические и органичские вещества. Макромолекулы. Биополимеры. Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование бактерий человеком. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном. Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот», «Биологические катализаторы», «Строение и размножение вирусов». Модели клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами, об особенностях строения клеток прокариот, о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом. понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении.
Лабораторные и практические работы
Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты).
Раздел 2 РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (8/4 ч) Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Многообразие организмов», «Половое и бесполое размножение», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организмов». Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
понятие о клеточном цикле, об апоптозе – как способе размножения прокариот. О периодах деления клеток эукариот.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (13/6 ч)
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Современные представления о гене и геноме. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Закономерности наследования», «Закономерности изменчивости», «Мутации, их причины», «Мутагены».
понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение элементарных генетических задач.
Раздел 4 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (3/2 ч)
Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Методы исследования генетики человека», «Влияние мутагенов на организм человека», «Профилактика наследственных заболеваний человека».
понятие об онтогенезе. Его типах. Способах оплодотворения, метаморфозе, стадиях эмбрионального развития.
Лабораторные и практические работы Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Составление родословных.
Резервное время — 6/4 ч.
. Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.
Содержание курса полностью соответствует авторской
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
1. | Введение | 7 | |
Тема: Биология как наука (1 ч). Тема: Современная естественно - научная картина мира (2 ч) Тема: Объект изучения биологии (3ч) Тема Методы научного познания (1 ч) | 1 2 3 1 | ||
2. | Раздел 1: Клетка | 33 | Л.р. 4 |
Тема. Клеточная теория (1 ч) Тема: Химический состав клетки (6 ч) Тема. Клетка — структурная единица живого (8 ч) Тема. Клетка — функциональная единица живого (6ч) Тема: Генетическая информация, ее воспроизведение, передача и реализация в клетке (12 ч) | 1 6 8 6 12 | 1 1 2 | |
3. | Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие | 8 | Л.р. 1 |
Тема: Размножение организмов (3 ч) Тема: Индивидуальное развитие организмов (5 ч) | 3 5 | 1 | |
4. | Раздел 3. Основы генетики | 13 | Л.р. 2 |
Тема: Наследственность и изменчивость — свойства организмов (13 ч) | 13 | 2 | |
5 | Раздел 4. Генетика человека | 3 | Л.р. 1 |
Тема: Генетика человека (3 ч) | 3 | 1 | |
6. | Итого | 68 | 8 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение (7 ч) | |||
1. | Тема: Биология как наука (1 ч). | ||
Тема: Современная естественно - научная картина мира (2 ч) | |||
2. | Современная естественно - научная картина мира | ||
3. | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира | ||
Тема: Объект изучения биологии (3ч) | |||
4 | Сущность жизни и свойства живого | ||
5. | Уровни организации живой материи | ||
6. | Биологические системы. Общие признаки биологических систем | ||
Тема Методы научного познания (1 ч) | |||
7 | Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование. Использование различных методов при изучении биологических объектов (на примере растений). Обобщающий урок по теме : Введение | ||
Раздел. Клетка 33 ч | |||
Тема. Клеточная теория (1 ч) | |||
8. | Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно - научной картины мира Л\Р №1 Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов. | ||
. | Тема: Химический состав клетки (6 ч) | ||
9 | Особенности химического состава клетки. | ||
10 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | ||
11 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | ||
12 | Строение белков. Функции белков. | ||
13 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Л/Р 2 Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты). | ||
14 | АТФ и другие органические соединения клетки. Повторение по теме: «Химическая организация клетки» | ||
Тема. Клетка — структурная единица живого (8 ч) | |||
15 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.. | ||
16 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | ||
17 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | ||
18 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движенияЛ/Р 3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | ||
19 | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | ||
20 | Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов. Л/Р 4 Сравнение строения клеток растений и животных. | ||
21 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | ||
22 | Обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная единица живого». | ||
Тема. Клетка — функциональная единица живого (6 ч) | |||
23 | Обмен веществ и энергии в клетке. | ||
24 | Энергетический обмен в клетке. | ||
25 | Энергетический обмен в клетке. Решение задач по цитологии. | ||
26 | Питание в клетке. | ||
27 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | ||
28 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | ||
Тема: Генетическая информация, ее воспроизведение, передача и реализация в клетке (12 ч) | |||
29 | Генетический код. Транскрипция. | ||
30 | Генетический код. Транскрипция. Решение задач по цитологии | ||
31 | Синтез белков в клетке. . Решение задач по цитологии | ||
32 | Синтез белков в клетке. . Решение задач по цитологии | ||
33 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | ||
34 | Жизненный цикл клетки. | ||
35 | Митоз. Амитоз. | ||
36 | Митоз. Решение задач по цитологии | ||
37 | Мейоз. | ||
38 | Мейоз. Решение задач по цитологии | ||
39 | Механизм мейоза. Решение задач по цитологии | ||
40 | Обобщающий урок по теме: Клетка | ||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 ч) | |||
Тема: Размножение организмов (3 ч) | |||
41 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | ||
42 | Половое размножение. | ||
43 | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | ||
Индивидуальное развитие организмов (5 ч) | |||
44 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | ||
45 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Л/ р № 5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | ||
46 | Постэмбриональный период. | ||
47 | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | ||
48 | Обобщающий урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | ||
Раздел 3. Основы генетики (13 ч) | |||
Тема: Наследственность и изменчивость — свойства организмов (13 ч) | |||
49 | История развития генетики. Гибридологический метод. Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой | ||
50 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | ||
51 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Л/Р 6. Решение элементарных генетических задач | ||
52 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | ||
53 | Решение элементарных генетических задач. | ||
54 | Хромосомная теория наследственности. | ||
55 | Взаимодействие неаллельных генов. | ||
56 | Цитоплазматическая наследственность. | ||
57 | Генетическое определение пола. | ||
58 | Изменчивость. | ||
59 | Виды мутаций. | ||
60 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Л\ р № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | ||
61 | Обобщение по теме «Основы генетики». | ||
Раздел 4. Генетика человека (3 ч) | |||
Тема: Генетика человека (3 ч) | |||
62 | Методы исследования генетики человека. | ||
63 | Генетика и здоровье. | ||
64 | Проблемы генетической безопасности. Составление родословной. Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | ||
65 | Повторение. Решение задач ЕГЭ | ||
66 | Повторение Решение задач ЕГЭ | ||
67 | Повторение Решение задач ЕГЭ | ||
68 | Повторение Решение задач ЕГЭ |
СОГЛАСОВАНО : СОГЛАСОВАНО :
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_____________ Иванова Л.А. _____________ Золотова Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 9 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 10 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ школы №3 ООП СОО, Федеральным комп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 11 класс (базовый уровень) Беляев 2 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА· Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего ...