Программа факультатива "Юный исследователь"
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Малешкина Юлия Леонидовна

Программа разработана для обучающихся 7-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  

Ярцевская  средняя общеобразовательная  школа №1

Согласовано

Заместитель директора  

школы по УВР

_____________Е.А. Якуничева

Утверждено

Директор МБОУ СОШ №1

_______________И.Л. Саленкова

Приказ №    от «____»___________ года

 ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

 «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

(ДЛЯ 7 КЛАССА)

Учитель: Малешкина Ю.Л.

Квалификационная  категория: категории нет

Программа  рассмотрена на заседании школьного   МО  учителей  

биологии и химии

Протокол  № ____ от «_____» ____________ 20_____ года

Руководитель школьного МО  Аренкина Г.Н. (________________)

г.Ярцево

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 Цели и задачи:

•    освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

•    овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

•    развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

•    воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

•   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде. 

Нормативные правовые документы:

. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

•Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

•Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ;  

•Федеральная программа развития образования;

•Учебные стандарты школ России;

•Государственный образовательный стандарт  основного общего  образования;

•Устав ОУ.

Место и роль учебного курса:

Факультатив  является  пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Количество учебных часов:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 3   раздела: «Биология как наука», «Сезонные изменения в живой и неживой природе», « Исследовательские проекты».  Программа факультатива рассчитана  на  68 учебных часов   из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации,  выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Технологии обучения:  дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневой и технология критического обучения; групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами;  применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим;  участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся:  

  • овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); 
  • сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
  • смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий;
  • овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля: отчеты по практическим   работам, экскурсиям; творческие задания (защита рефератов и проектов).   

Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать 

  • многообразие   веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • - важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические  проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);
  • определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

На уроках биологии в 7 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые обучающиеся  должны усвоить на уроках «Юный исследователь» в 7 классе достаточно велико, поэтому введение факультатива «Юный исследователь»  будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений  обучающимися в процессе обучения.  Программа  направлена на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений обучающихся, а также на развитие кругозора обучающихся.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, использование проектного метода, активное вовлечение обучающихся   в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы обучающихся  как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Биология как наука (8 часов)

Биология как наука.  Становление  науки. Разнообразие растений. Сезонные изменения  в жизни растений. Осенние явления  в жизни  живой природы.  Методы изучения живой природы. Разнообразие  увеличительных приборов.  Клеточное строение организма.  Внешнее и внутреннее строение  растительной  и животной клеток. Ткани, их строение, разновидность тканей животных и растений.

Практические работы:

№ 1  «Знакомство  с измерительными приборами. Электронный микроскоп»

№ 2  «Строение     растительной и животной  клеток»

№ 3 «Раздражимость живых организмов»

Раздел 2. Сезонные изменения в живой и неживой природе (5 часов)

Климат на Земле. Погода. Умеренный климат, его особенности. Параметры погодных условий, приборы и погода. Осенние изменения  в живой и неживой природе.

Практические работы:

№ 4  «Оформление «Дневник наблюдений»

Экскурсии

№ 1 «Осенний водоём

№ 2 «Осенние изменения   в жизни  растений

№ 3 «Осень  в городе»

Раздел 3. Исследовательские проекты (55 часов)

Глава 1. Оценка экологического качества воды (16 часов)

Вода на Земле: планетарная и космическая роль. Физические и химические  свойства  воды. Водоёмы. характеристики воды. Приёмы изучения воды.

Практические работы:

№ 5 «Как движется вода»

№ 6 «Определение  содержания растворённого  кислорода  в пробе  речной воды»

№ 7 «Микробное  загрязнение речной   воды»

№ 8 «Определение  содержания  ионов  водорода  в воде: рН-фактор воды»

№ 9 «Исследование  влияния  температуры  воды  на её качество»

№ 10 «Микробное  загрязнение  воды»

№ 11 «Исследование мутности речной воды»

№ 12 «Изучение  жёсткости воды»

№ 13 «Исследование  цвета и запаха   воды»

Глава 2. Белая страница (12 часов)

Зимние изменения  в живой и неживой природе. Поведение  животных  в умеренном климате  во время зимы. Зимний покой  у растеннгий.

№ 4  «Жизнь лесных  обитателей в зимний период»

№ 5  «Жизнь лесных  обитателей. Млекопитающие

№ 6 «Животные  в зимнем городе».

Глава 3.   Оценка  экологического  качества городского воздуха (23 часа)

Атмосферный воздух, его состав. Факторы, влияющие на  состав атмосферного воздуха. Растения-индикаторы: лишайники, хвойные породы. Методики изучения состава воздуха.

Практические работы

№ 14 «Из чего состоит воздух?»

№ 15 «Получаем  кислород и углекислый газ»

№ 16 «Исследование  воздуха  на содержание  твёрдых примесей»

№ 17 «Исследование загрязнения  воздуха городским транспортом»

№ 18 «Определение ионов свинца   в снегу»

№ 19 «Изучение   снега  на общую  химическую  токсичность»  

№ 20 «Изучение   кислотности  осадков»

№ 21 «Исследование атмосферы   с помощью  растений-индикаторов»

№ 22 «Сбор и  гербаризация лишайников»

№ 23  «Оценка  загрязнения  воздуха   с помощью  лишайников»

№ 24  «Оценка загрязнения  воздуха  по состоянию  хвои сосны»

№ 25  «Изготовление  коллекции  «Хвоя»

№ 26 «Исследование микробного загрязнения   воздуха»

Раздел 3. Весенний переполох (4 часа)

Весенние изменения  в  живой и неживой природе. Перелётные птицы, первоцветы.

Экскурсия № 7  «Весенний переполох».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Всего

Раздел 1. Биология как наука  

8

1.

02.09

Введение

1

2.

02.09

Наука  о живой природе

1

3.

09.09

Что такое исследование?

1

4.

09.09

Отечественные  и зарубежные исследователи

1

5.

16.09

Методы исследования в биологии

1

6.

16.09

Пр.р. № 1  «Знакомство  с измерительными приборами. Электронный микроскоп»

1

7.

23.09

Пр.р. № 2  «Строение     растительной и животной  клеток»

1

8.

23.09

Признаки живой природы. Пр.р. 3 «Раздражимость живых организмов».

1

Раздел 2. Сезонные изменения в живой и неживой природе

5

9.

30.09

Наблюдения   в живой природе. Экскурсия № 1 «Осенний водоём».

1

10.

30.09

Экскурсия № 2 «Осенние изменения   в жизни  растений».

1

11.

07.10

Экскурсия № 3 «Осень  в городе».

1

12.

07.10

Пр.р. № 4  «Оформление «Дневник наблюдений».

1

13.

14.10

Правила поведения  в природе

Раздел 3. Исследовательские проекты

55

Глава 1. Оценка экологического качества воды

16

14.

14.10

Разработка  проекта 1 «Оценка  экологического  качества  воды»

1

15.

21.10

Вода  на планете Земля.

1

16.

21.10

Водоёмы  Ярцевского района. Вопь.

1

17.

28.10

Состояния  воды

1

18.

28.10

Пр.р. № 5 «Как движется вода».

1

19.

11.11

Наблюдаем силу  воды. Фонтан .

1

20.

11.11

Пр.р. № 6 «Определение  содержания растворённого  кислорода  в пробе  речной воды».

1

21.

18.11

Пр.р. № 7 «Микробное  загрязнение речной   воды».

1

22.

18.11

Растворение газов  и веществ в воде

1

23.

25.11

Пр.р. № 8 «Определение  содержания  ионов  водорода  в воде: рН-фактор воды».

1

24.

25.11

Пр.р. № 9 «Исследование  влияния  температуры  воды  на её качество».

1

25.

02.12

Водные растворы.

1

26.

02.12

Пр.р. № 10 «Микробное  загрязнение  воды».

1

27.

09.12

Пр.р. № 11 «Исследование мутности речной воды».

1

28.

09.12

Пр.р. № 12 «Изучение  жёсткости воды».

1

29.

16.12

Пр.р. № 13 «Исследование  цвета и запаха   воды».

1

Глава 2. Белая страница

12

30.

16.12

Разработка проекта  2 «Белая страница».

1

31.

23.12

Сезонные изменения   в  мире животных

1

32.

23.12

Экскурсия   № 4  «Жизнь лесных  обитателей в зимний период».

1

33.

30.12

Полёт. Лучшая форма для полёта

1

34.

30.12

Оформление коллекции «Перья лесных птиц».

1

35.

13.01

Оформление фотоальбома  «Зимний лес».

1

36.

13.01

Экскурсия   № 5  «Жизнь лесных  обитателей. Млекопитающие».

1

37.

20.01

Оформление коллекции «Чьи в лесу шишки».

1

38.

20.01

Экскурсия № 6 «Животные  в зимнем городе».

1

39.

27.01

Оформление презентации «Зимние обитатели».

1

40.

27.01

Оформление  фотоальбома «Чьи следы на снегу?».

1

41.

03.02

Оформление итоговой  презентации  «Белая  страница».

1

Глава 3.   Оценка  экологического  качества городского воздуха

23

42.

03.02

Разработка проекта 3 «Оценка  экологического  качества городского воздуха».

1

43.

10.02

Определение  значения  климатических  показателей  состояния  атмосферы

1

44.

10.02

Воздух. Пр.р. № 14 «Из чего состоит воздух?».

1

45.

24.02

Пр.р. № 15 «Получаем  кислород и углекислый газ».

1

46.

24.02

Токсичные  вредные вещества.

1

47.

03.03

Пр.р. № 16 «Исследование  воздуха  на содержание  твёрдых примесей».

1

48.

03.03

Влияние транспорта на  состояние атмосферы.

1

49.

10.03

Пр.р. № 17 «Исследование загрязнения  воздуха городским транспортом

1

50.

10.03

Оформление стенгазеты «Транспорт   и  атмосферный воздух».

1

51.

17.03

Атмосферные осадки. Виды, значение.

1

52.

17.03

Пр.р. № 18 «Определение ионов свинца   в снегу».

1

53.

24.03

Пр.р. № 19 «Изучение   снега  на общую  химическую  токсичность»  Пр.р. № 20 «Изучение   кислотности  осадков».

1

54.

24.03

Пр.р. № 20 «Изучение   кислотности  осадков».

1

55.

31.03

Биоиндикация.

1

56.

31.03

Пр.р. № 21 «Исследование атмосферы   с помощью  растений-индикаторов».

1

57.

14.04

Лишайники – удивительные живые  объекты

1

58.

14.04

Пр.р. № 22 «Сбор и  гербаризация лишайников».

1

59.

21.04

Пр.р. № 23  «Оценка  загрязнения  воздуха   с помощью  лишайников».

1

60.

21.04

Хвойные породы.  Значение  для  человека.

1

61.

28.04

Пр.р. № 24  «Оценка загрязнения  воздуха  по состоянию  хвои сосны».

1

62.

28.04

Пр.р. № 25  «Изготовление  коллекции  «Хвоя».

1

63.

05.05

Пр.р. № 26 «Исследование микробного загрязнения   воздуха».

1

64.

05.05

Оформление альбома  по проекту  3 «Оценка  экологического  качества воздуха».

1

Раздел 3. Весенний переполох

4

65.

12.05

Экскурсия № 7  «Весенний переполох»

1

66.

12.05

Фотовыставка «Весенний переполох».

1

67.

19.05

Изготовление  презентации «Признаки весны».

1

68.

19.05

Итоговая  викторина «Юный исследователь».

1

Всего часов

68

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся  должны знать

  • разнообразие тканей растительного и животного организма
  • сезонные изменения  в природе
  • методики изучения воды, атмосферного воздуха
  • растения-индикаторы
  • водоёмы Ярцевского района

Обучающиеся должны уметь

  • различать наиболее распространённые   растения в Ярцевском районе;
  • устно описывать растения;
  • пропагандировать знания об охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • пользоваться  измерительными  приборами.

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология:  Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся.Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 2013. – 106 с. Ил.
  2.  Энциклопедия для детей. Том 2. Биология, 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М.: Аванта +, 2009. – 704 с.
  3. Ашахмина Т.Я. Экологический мониторинг. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Катровский А.П. География Смоленской области. Учебное пособие.- Издание четвёртое, переработанное и дополненное. – Смоленск, 2000.
  5. Мансурова С.Е., Кокуева  Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 класс: Школьный практикум. – М.: ВЛАДОС, 2001.-112 с.: ил.
  6. Розенштейн А. М.  Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения, 2-ое издание, переработанное. М.: Просвещение, 1998 г – 144 с., ил.
  7. Рохлов А., Теремов А., Пестрова Р.  Занимательные уроки.   Книга для учащихся, учителей и родителей. М.:  Аст – пресс, 2011, 430 сТарасов А. И.   Эколого-ботанические экскурсии в природу.  Учебно – методическое пособие. Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. Северный дом, 1995 г.- 88 с., ил.
  8. Фёдорова В. Н., Шапошников Н. И. и др.;  Методическое обучение ботанике, под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М.  Просвещение,  2012. – 351 с. Ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...