СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тузова Елена Петровна

Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_urok.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

по теме  «Одноклеточные  организмы»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые гости!

Слайд 2. Представляю вашему вниманию  урок, который был  проведен в 5 классе по учебнику «Биология», автор  Владимир Васильевич Пасечник (УМК «Линия жизни»). Урок по теме «Одноклеточные организмы», согласно КТП, следует за темой «Царство Животные», что соответствует положениям Федеральной образовательной программе по предмету биология.

Слайд 3. Тип урока -  урок-исследование.

Перед уроком была проведена подготовительная работа:

Организованна парная и групповая  исследовательская работа по изучению одноклеточных организмов;

Был сделан подбор заданий для актуализации знаний на начальном этапе урока, а также заданий, используемых для закрепления полученных в ходе занятия знаний.

Слайд 4. Цели, которые были поставлены мною перед проведением урока:

        Исследовать  особенности  строения и  жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Были учтены основные з адачи урока:

  1. обучающие:  создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием одноклеточных  организмов, их значением в природе и жизни человека; сравнивать, характеризовать их сходство и различия; делать выводы, привить навыки работы при исследовательской работе .
  2. развивающие: умение выделять и  находить сходства в строении одноклеточных животных и растений; выдвигать предположения об их функциях.
  3. воспитательные:  воспитывать бережное отношение к животному  миру, формируя экологическую грамотность.

Слайд 5.

        Кроме того, задачей урока является формирование метапредметности.

Слайд 6. Для проведения урока я выбрала следующее оборудование:

  1. Микроскопы
  2. Микропрепараты одноклеточных организмов
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
  4. Карточки с алгоритмом работы для учащихся
  5. Набор материалов для изготовления и защиты проектов

Слайд 7. Основной формой организации учебной работы стала:

        Групповая форма работы обучающихся, когда класс делится на группы, каждая получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя.

        Кроме того были использованы:

Парная форма организации обучающихся, когда при поиске изучаемого материала обучающихся самостоятельно выполняют работу на ноутбуках.

Фронтальная форма использовалась в беседе во время актуализации опорных знаний обучающихся, при целеполагании и подведении итогов).

Слайд 8. В целях наиболее эффективного решения образовательных и воспитательных задач, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формулирование темы урока, постановка цели.
  4. Первичное усвоение новых знаний в процессе микроисследования.
  5. Организация первичного контроля и закрепление знаний.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия.

Давайте посмотрим, как композиционно связаны этапы урока, как активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют развитию творчества и самостоятельности мышления.

Слайд 9.

Организационный момент предполагает приветственное слово учителя и эмоциональный настрой на урок. Его микроцель – создать мотивацию учащихся к учебной деятельности используя словесный метод.

        Чтобы настроить учащихся на урок, я использую прием мотивационного включения.(в виде стихотворения)

Добрый день, мои друзья!
Перед  вами снова  я.
Долгожданный  дан  звонок,
Начинается урок.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Ученики положительно реагируют на подобные обращения.

Слайд 10.  

На втором этапе урока , с целью актуализации ранее пройденных знаний я предлагаю ученикам подумать над высказыванием Альберта Эйнштейна.

        Слайд 11

                

 «Есть два способа прожить свою жизнь.

 Первый – так, как будто чудес не бывает.

Второй – так, как будто все на свете является чудом».

Ребята, какой из этих способов вам более по душе? Почему?

Эйнштейн говорил о природе и ее загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно?

Учащиеся высказывают своё мнение

        

        Слайд 12

Далее предлагаю  вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке.

  1. Посмотрите, внимательно на рисунок, к каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке?  (к бактериям, грибам, животным, растениям).


Рис. 1 Царства живой природы

  1. Сколько царств живой природы? (вопрос задается, для того чтобы привести знания в систему и прийти к схеме, слайд

http://festival.1september.ru/articles/635049/02.gif

  1. Из чего состоят все живые организмы? (из клеток) и т.д.

        Слайд 13

На основе повторённого материала начинается проблемный диалог между учителем и учащимися.


Учитель показывает стакан воды набранной из озера.

Учитель:
-Ребята как вы думаете, что это такое?
-А откуда она?
-Почему вы так решили?
-Стоит ли пить воду из ручья, озера?
-А почему?
-Могут ли обитать в ней
какие-нибудь организмы?
-Что находится в капле воды?

Учащиеся дают ответ, который приближает их к определению содержания урока.

Слайд 14.

Так постепенно от проблемного диалога мы переходим к определению темы урока.

Микроцель данного этапа урока-  формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок.

На этом этапе урока у обучающихся формируется мотивационная основа учебной деятельности, дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Слайд 15.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока «Одноклеточные организмы» и определяют цель урока.

Результат этого этапа: активная познавательная деятельность на следующем этапе.

Задания этого этапа направлены на формирование мотивационной основы учебной деятельности, дети учатся строить логические рассуждения, осуществляют сравнение и анализ. У детей формируется собственное мнение и позиция, они учатся владеть диалогической формой речи. 

Слайд 16.

На 4 этапе - первичное усвоение новых знаний в процессе микроисследования  является постановка перед учениками учебной задачи, решение которой потребует активного применения имеющихся знаний; формирование  мотивации к поиску информации.

        

Слайд 17.

Далее приступаем к выполнению микроисследования.

Вспомнив основные правила безопасности при выполнении исследовательской работы мы переходим непосредственно к исследованию.

        

        До начала урока обучающиеся были рассажены по группам.  У каждой группы на столах находятся микроскопы, микропрепараты и  набор материалов(цветная бумага, ножницы)  для изготовления мини-макета животных.

        Группам предлагается алгоритм действия выполнения исследовательской работы.

        Каждая группа работает над своим микроисследованием. 

Первая группа - изучает одноклеточных (амеб) под микроскопом.

Вторая группа -  изучает одноклеточных (эвглена зелёная).

Третья группа- изучает одноклеточных (инфузория туфелька)

 А  четвертая группа - используя ноутбук  работает в виртуальной лаборатории и делает мультимедийную презентацию по одноклеточным животным.

Ребята уже имеют небольшой опыт групповой работы. Они сами или с помощью учителя распределяют роли – кто будет искать информацию,  кто оформлять работу, а кому будет доверено представить результат работы перед одноклассниками.  Во время работы учитель оказывает необходимую помощь, координирует деятельность групп.

Этот этап дает детям возможность осуществлять…

        

Слайд 18.

На этапе - Организация первичного контроля и закрепление знаний , Микроцель -обобщить результаты групповой и парной  работы, выяснить представления учащихся о том, что было предметом обсуждения на уроке.

Учитель организует выступления групп, помогает делать выводы, анализирует работу групп.

        

Слайд 19.

На этом этапе урока каждая группа  представляет результаты своего микроисследования в форме стендового доклада и представления мультимедийной презентации. Учащиеся  аргументируют свой ответ, анализируют ответы других выступающих.

        

Слайд 20.

Обучающиеся под руководством учителя или самостоятельно делают вывод к исследовательской работе.

        

Слайд 21.

6этап. Информация о домашнем задании

На данном этапе  учитель предлагает учащимся содержание обязательного и рекомендованного домашнего задания.

Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

►        

Слайд 22.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Задают вопросы на уточнение и прояснение содержания домашней работы.

Слайд 23.

Итог урока. Рефлексия.

        Цель - выяснение представлений детей о том, что было предметом обсуждения на уроке, оценка достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся.

        У обучающихся вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе, формируется адекватная самооценка.

        

Слайд 23. Хочу представить вашему вниманию результат исследовательской  работы .

Вывод:  Итак, каждый этап урока, кроме того, что служит общей цели, имеет свою учебную задачу: отработка тех или иных универсальных учебных действий в процессе учебного диалога.        

Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»

Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби»   Бузина Галина Владимировна  Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13»   Цель урока: обес...

Урок алгебры в 9 классепо теме: "Прогрессии."

Арифметическая и геометрическая прогрессии одна из важных тем алгебры 9 класса.Она имеет широкое применение в деятельности человека, связывает математические объекты с практикой. Учителю нужно  д...

Стендовый урок английского языка в 7классе (углубленный уровень по УМК О.В.Афанасьевой, И.М. Михеевой)

Одним из способов совершенствования своих профессиональных качеств и формирования профессионально-ценностного отношения к себе является стендовая защита планируемых урокови занятий по методике препода...

Урок чтения во 2 классепо теме: " Р. Р. Сеф: " Пятёрка".

Материал содержит разработку урока чтения по теме: " Р. Р. Сеф: " Пятёрка"...

урок в 6 коррекционном классепо теме "Нахождение числа по его части"

урок математики в 6 классе коррекции (зпр 7 вида)...

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...