Рабочая программа по биологии 9 класс И.Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_klass.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя: ПОДДУБСКОЙ Е.Н.
9 класс
(базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова
Название: Биология. 9 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:68 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Общая характеристика учебного предмета
Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержании курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Компетенции | |
Предметные и метапредметные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Личностные |
|
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1. | Введение в основы общей биологии | 3 |
2. | Основы учения о клетке | 11 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 |
4. | Основы наследственности и изменчивости | 10 |
5. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 |
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 |
7. | Учение об эволюции | 10 |
8. | Происхождение человека | 5 |
9. | Основы экологии | 11 |
10. | Обобщение | 3 |
11. | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 68 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | 1 |
2. | Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения» | 1 |
3. | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач» | 1 |
4. | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 |
5. | Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 |
Итого | 5 |
3. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
1. Биология. 9 класс И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова.
2. Рабочая программа. Общая биология. 9 класс. И.Н. Пономарева.
3. Методическое пособие для учителя. Основы общей биологии. 9 класс.
И.Н.Пономарева, Н.М. Чернова.
4. Рабочая тетрадь. «Общая биология» 9 класс. (1, 2 часть). Биология. 9 класс И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1. Биология. 9 класс И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова.
5.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные понятия. | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды контроля | Д.З |
Тема№1. Введение в основы общей биологии |
| 3 | |||||
1. | Биология – наука о живом мире | Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника. Биотехнология. Биофизика. Биохимия. Радиобиология | Давать определение термину биология. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. | Устный опрос | |||
2. | Общие свойства живых организмов | Жизнь. Открытая система. Самовоспроизведение. Раздражимость. Рост. Развитие. Эволюция. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Выделять особенности развития живых организмов. | Устный опрос | |||
3. | Многообразие живых организмов | Таксон. Система. Иерархия. | Давать определение понятию таксон. Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. | Устный опрос | |||
Тема№2. Основы учения о клетке | 11 | ||||||
4. | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток | Цитология. Клетка. Клеточная теория. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать – что клетка живая структура. | Устный опрос | |||
5. | Химический состав клетки | Микро- и макроэлементы. Углеводы. Липиды. Гормоны. | Давать определения терминам микро – и макроэлементы. Приводить пример микро- и макроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть неорганические и органические вещества клетки, клетка, ткани, органы богатые липидами и углеводами. Характеризовать биологическое значение микро – и макроэлементов, воды, значение солей и неорганических кислот, биологическую роль углеводов и липидов. | Устный опрос | |||
6. | Органические вещества клетки | Белки. Ферменты. Нуклеиновые кислоты(ДНК, РНК). Нуклеотид. Гормоны. | Давать полное название, нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Назвать продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Приводить пример белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | Устный опрос | |||
7. | Строение клетки | Органоиды. Цитоплазма. Эукариоты. Прокариоты. | Узнавать и различать клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.
| Устный опрос | |||
8. | Органоиды клетки и их функции | ЭПС, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, пластида. Рибосома. Клеточный центр. | Называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | Устный опрос | |||
9. | Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток растений, животных. Работать с микроскопом. Сравнивать строение клеток растений и животных, делать вывод на основании сравнения. | Лабораторная работа №1 | ||||
10. | Обмен веществ и энергии в клетке | Ассимиляция (анаболизм). Диссимиляция (катаболизм). Фермент. АТФ | Давать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращение энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. | Устный опрос | |||
11. | Биосинтез белков в живой клетке | Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. | Давать определение терминам ассимиляция, ген. Называть свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать механизм транскрипции и трансляции. | Устный опрос | |||
12. | Биосинтез углеводов - фотосинтез | Питание. Фотосинтез. Фотолиз. Хлоропласты. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиз. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. | Устный опрос | |||
13. | Обеспечение клетки энергией | Гликолиз. Брожение. Дыхание | Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. | Устный опрос | |||
14. | «Основы учения о клетке» | ||||||
Тема№3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | ||||||
15. | Типы размножения организмов | Размножение. Бесполое и вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. | Давать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Устный опрос | |||
16. | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения» | Митотический цикл. Интерфаза. Митоз. Редупликация. Хроматиды. | Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. | Лабораторная работа №2 | |||
17. | Образование половых клеток. Мейоз. | Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Конъюгация. Перекрест хромосом. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности полового и бесполого размножений. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения, причины наследственности и изменчивости. | Устный опрос | |||
18. | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез. | Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов, роста организма. Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | Устный опрос | |||
19. | «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | ||||||
Тема№4. Основы наследственности и изменчивости | 10 | ||||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | Аллельные гены. Ген. Генотип. Изменчивость Наследственность. Фенотип. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей. | Устный опрос | |||
21. | Генетические опыты Г. Менделя | Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак. | Давать определение понятиям: гибридологический метод, гомозгота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Составлять схему моногибридного и анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по генотипу фенотип и наоборот, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Устный опрос | |||
22. | Дигибридное скрещивание | Генотип. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание. Фенотип. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания. | Устный опрос | |||
23. | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач» | Уметь применять полученные знания на практике. | Лабораторная работа №3 | ||||
24. | Сцепленное наследование | Гомологичные хромосомы. Локус гена. Перекрест. Конъюгация. Сцепленные гены. | Давать определения терминам гомологичные хромосомы, коньюгация, сцепленные гены. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследвании. | Устный опрос | |||
25. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | Аллельные гены. Генотип. Доминирование. Фенотип. | Приводить примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. | Устный опрос | |||
26. | Наследование признаков, сцепленных с полом | Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Половые хромосомы. | Давать определение понятию аутосомы. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | Устный опрос | |||
27. | Наследственная изменчивость | Геном. Изменчивость. Мутации. Мутаген. Полиплоидия. | Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Объяснять причины мутаций. | Устный опрос | |||
28. | Другие типы изменчивости. | Вариационная кривая. Изменчивость. Модификация. Норма реакции. | Приводить примеры (ненаследственной изменчивости) модификаций, нормы реакций признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. | Лабораторная работа №4 | |||
29. | «Основы наследственности и изменчивости». | ||||||
Тема№5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | ||||||
30. | Генетические основы селекции организмов | Селекция | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. | Устный опрос | |||
31. | Особенности селекции растений | Гетерозис. Гибридизация. Депрессия. Мутагенез. Сорт | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | Устный опрос | |||
32. | Особенности селекции животных | Мутагенез. Порода | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Устный опрос | |||
33. | Основные направления селекции микроорганизмов | Биотехнология. Штамм | Давать определения понятиям биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и др. отраслей промышленности. | Устный опрос | |||
Тема№6. Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 | ||||||
34. | Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. | Гипотеза. Коацерваты. Пробионты. | Давать определение понятию гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. | Устный опрос | |||
35. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология. Прокариоты. Эукариоты. Эволюция. | Давать определения понятиям Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология. Прокариоты. Эукариоты. Эволюция. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Устный опрос | |||
36. | Этапы развития жизни на Земле | Ароморфизм. Идиоадаптации. | Давать определение понятиям ароморфоз, идиоадаптация. | Устный опрос | |||
37. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | Ароморфизм. Идиоадаптации. | Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. | Устный опрос | |||
Тема№7. Учение об эволюции | 10 | ||||||
38. | Идея развития органического мира в биологии | Эволюция. Искусственный отбор. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. | Устный опрос | |||
39. | Основные положения в эволюционной теории Ч. Дарвина | Наследственная изменчивость. Борьба за существование. | Давать определения понятиям наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование. | Устный опрос | |||
40. | Результат эволюции. Многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания | Адаптация. Мимикрия. Маскировка. Предупреждающая окраска. Физиологические адаптации. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. | Устный опрос | |||
41. | Современное представление об эволюции органического мира | Факторы эволюции. | Объяснять роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Устный опрос | |||
42. | Вид, его структура и особенности | Вид. Виды – двойники. Ареал. Популяция. | Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры видов животных и растений. Характеризовать критерии вида. | Устный опрос | |||
43. | Процесс образования видов – видообразование. | Микроэволюция. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | Устный опрос | |||
44. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции | Биологический прогресс и регресс. Макроэволюция. | Давать биологический прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Устный опрос | |||
45. | Основные направления эволюции | Макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать примеры микро и макроэволюций. | Устный опрос | |||
46. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов» | Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, роль биологического разнообразия на сохранении биосферы. | Лабораторная работа №5 | ||||
47. | «Учение об эволюции» | ||||||
Тема№8. Происхождение человека | 5 | ||||||
48. | Место и особенности человека в системе органического мира | Антропология. Антропогенез. | Давать определение терминам антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в живой природе, родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. | Устный опрос | |||
49. | Доказательства эволюционного происхождения человека | Объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими животными. | Устный опрос | ||||
50. | Этапы эволюции вида Человек разумный | Движущие силы антропогенеза. | Называть признаки биологического объекта – человек. Объяснять место и роль человека в живой природе, родство человека с животными. Характеризовать стадии развития человека. | Устный опрос | |||
51. | Человеческие расы, их родство и происхождение | Человеческие расы. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Доказывать единство человеческих рас. | Устный опрос | |||
52. | «Происхождение человека» | ||||||
Тема№9. Основы экологии | 11 | ||||||
53. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | Экология. Абиотический фактор. Биотический фактор. Антропогенный фактор. Ограничивающий фактор. | Давать определение терминам экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | Устный опрос | |||
54. | Закономерности действия факторов среды на организмы | Абиотический фактор. Биотический фактор. Антропогенный фактор. Ограничивающий фактор. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | Устный опрос | |||
55. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | Приспособленность организмов к различным факторам. | Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Лабораторная работа №6 | |||
56. | Биотические связи в природе | Конкуренция. Хищничество. Симбиоз. Паразитизм. | Давать определение терминам конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, авто - и гетеротрофы. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры различных типов взаимодействий организмов. Характеризовать разные типы взаимодействий. | Устный опрос | |||
57. | Популяции как форма существования видов в природе | Популяция | Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). | Устный опрос | |||
58. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | Популяция | Называть признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы происходящие в популяции. | Устный опрос | |||
59. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | Популяция. Биоценоз. Экосистема. | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистем. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | Устный опрос | |||
60. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии | Биогеохимические циклы. Биогенные элементы. Микроэлементы. Гумус. Фильтрация. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, фосфора, азота. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Составлять схемы пищевых цепей. | Устный опрос | |||
61. | Основные законы устойчивости живой природы | Биосфера | Давать определение понятию биосфера. Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. | Устный опрос | |||
62. | Рациональное использование природы и ее охрана. | Природные ресурсы. | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. | Лабораторная работа №7 | |||
63. | Экологические проблемы | Парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, «озоновые дыры» | Называть современные глобальные экологические проблемы, антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Устный опрос | |||
Обобщение | 3 | ||||||
64 | Клетка – структурное и функциональная единица живого | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | Описывать химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. | Тест | |||
65. | Закономерности наследственной изменчивости | Закономерности наследования и изменчивости. Опыты Г. Менделя. Прикладное значение генетики. | Давать определения законам Г. Менделя Называть формы изменчивости. Составлять родословные, решать генетические задачи. | Тест | |||
66 | «Итоговая работа по курсу «Общая биология»» | ||||||
67-68 | Итоговое повторение курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...