Рабочая программа по биологии 6 класс И.Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1078» (ГБОУ Школа № 1078)
ОКПО 52793518 ОГРН 1037739426790 ИНН/КПП 7718200721/771801001
107207, город Москва, Алтайская улица, дом 10 А Телефон/факс: (495) 466-9503, 466-36-31 http://sch1078.mskobr.ru e-mail: 1078@edu.mos.ru
РАССМОТРЕНО на МО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель МО | СОГЛАСОВАНО Старший методист
«___» ____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа № 1078 _________________ Ю.В. Иванова «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 учебный год
по биологии
(указать предмет)
Уровень обучения (класс): 6 (основное общее образование)
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Уровень: базовый
Учитель: Поддубская Елена Николаевна
Квалификационная категория: высшая
Учебник, автор: И.Н. Пономарева
Издательство, год издания: Вентана-Граф, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.
В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в основной и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В 7-м классе соответствующие разделы дополняются.
Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.
Задачи:
- обучения:
- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 34 уроков;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие раскрыть взаимосвязь строения и физиологии органов растения через лабораторные работы и систему домашних задании;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий;
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;
- воспитания:
способствовать воспитанию, формированию у обучающихся валеологической и коммуникативной компетентностей: воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме.
Основной формой обучения являются уроки разных типов.
В программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:
- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;
- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;
- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля | Примечание | Форма деятельности | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||
Глава1. Наука о растениях.(4часов) | ||||||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей Доказывать, что растение живой организм (биосистема). Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности, обмен веществ, деление клетки, питание клетки. | Л.Р.№ 1 Знакомство с внешним строением растения. | |||||
2 | Многообразие жизненных форм растений | |||||||
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | выводы по л\работе | Л.р. № 2. Знакомство с клетками растений. | |||||
4 | Ткани растений. | |||||||
Глава II. Органы цветковых растений( 8 часов) | ||||||||
5 | Семя, его строение и значение. |
Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня, на живых объектах внешнее строение стебля, видоизменения побегов. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Устанавливать соответствие: между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять: взаимосвязь стебля с другими органами растения Доказывать: что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги.
| выводы по л\работе | Л.Р.№ 3. Изучение строения семени двудольных растений. | ||||
6 | Условия прорастания семян. | |||||||
7 | Корень, его строение и значение. | |||||||
8 | Побег, его строение и развитие. | |||||||
9 | Лист, его строение и значение. | карточки - задания | ||||||
10 | Стебель, его строение и значение. | карточки - задания | ||||||
11 | Цветок, его строение и значение. | |||||||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | карточки - задания | ||||||
Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) | ||||||||
13 | Минеральное питание растений и значение воды. | Приводить примеры приспособлений органов цветкового растения к различным условиям. Характеризовать развитие растения. Использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни. | ||||||
14 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | карточки - задания | ||||||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений. | карточки - задания | ||||||
16 | Размножение и оплодотворение у растений. | карточки - задания | ||||||
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. | |||||||
18 | Рост и развитие растений. | карточки - задания | ||||||
19 | Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений» | тест | ||||||
Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.(12 часа) | ||||||||
20 | Систематика растений, её значение для ботаники. | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые растения своей местности.Определять важнейшие растения своего края. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её. Работать в группах Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Распознавать важнейшие с/х растения. Называть центры происхождения культурных растений. Объяснять способы расселения культурных растений. | устный: текущий | |||||
21 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | карточки- задания | ||||||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | карточки- задания | ||||||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | карточки- задания | ||||||
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | карточки- задания | ||||||
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | устный: текущий | ||||||
26 | Семейства класса Двудольные. | |||||||
27 | Семейства класса Однодольные. | таблица | ||||||
28 | Историческое развитие растительного мира. | устный: текущий | ||||||
29 | Разнообразие и происхождение культурных растений. | |||||||
30 | Дары Нового и Старого Света. | таблица | ||||||
Глава VI. Природные сообщества. (3 часа) | ||||||||
31 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. | Определять важнейшие растения своего края . Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека. Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе, для пропаганды природоохранного поведения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её. Работать в группах. | ||||||
32 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | схема | ||||||
33 | Смена природных сообществ и её причины. | |||||||
34 | Итоговый урок «Биология 6 класс» |
Содержание учебного курса
Глава 1. Наука о растениях.
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение - живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно – воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями из произрастания в разных средах жизни.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Глава II. Органы цветковых растений
Семя
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение семян в природе и в хозяйстве человека.
Корень
Виды корней (главные, боковые, придаточные,). Типы корневых систем: стержневая, мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, присоски, втягивающие).
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы, корневища, клубень, луковица.
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и не вскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растений как живого организма. Растение как живая система – биосистема.
Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: содержание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком, глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития от условий окружающей среды.
Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и в народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Хвойные растения нашего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковичные.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.Н.Вавилова.
Дары Старого и Нового Света.
9. Природные сообщества
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты
- Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
- осознание значения здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
- овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
1. В познавательной сфере:
- выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
- обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
- понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
- определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
- обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
- распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
- определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
- распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
- определение и классификация основных биологических понятий;
- овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
- понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
- знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
- развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
- соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
- овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
- развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты
- Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
- умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
- овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
- овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссий.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1) Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)
2) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011;
3) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Диски:
- Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25 августа 2006 г
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся презентации, разработанные учителем ;
- материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Список литературы (основной и дополнительной)
Литература для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
3) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.;
4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
Приложения к программе
Проекты:
1. Кирпичики жизни – клетки 2. Космическая роль зелёных растений
3. Рекордсмены в мире растений 4. Растение – целостный организм
5. Дары Старого и Нового Света. 6. Бактерии – друзья или враги?
7. Кто любит земле кланяться — без добычи не останется
8. Мир растений 9. Индикаторы природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...