Рабочая программа по биологии 6 класс И.Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 6 класс на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_klass.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1078»  (ГБОУ Школа № 1078)

ОКПО 52793518  ОГРН 1037739426790                                                     ИНН/КПП 7718200721/771801001

107207, город Москва, Алтайская улица, дом 10 А                          Телефон/факс: (495) 466-9503, 466-36-31 http://sch1078.mskobr.ru    e-mail: 1078@edu.mos.ru                                                                     

РАССМОТРЕНО на МО

                                                                          Протокол №_____от

                                                                             «____»__________20____г.

                                                                   Руководитель МО

СОГЛАСОВАНО                                                                

Старший методист

 

«___» ____________ 20___  г.

УТВЕРЖДАЮ:

                 Директор ГБОУ Школа № 1078

_________________ Ю.В. Иванова

«___» ___________ 20___  г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2018-2019 учебный год

по   биологии

(указать предмет)

Уровень  обучения (класс): 6 (основное общее образование)

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Уровень: базовый 

Учитель: Поддубская Елена Николаевна

Квалификационная категория: высшая

Учебник, автор: И.Н. Пономарева

Издательство, год издания: Вентана-Граф, 2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Федерального закона от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ    «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.

Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в основной и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В 7-м классе соответствующие разделы дополняются.

Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.

Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    

 Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.  

   Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Задачи:

- обучения:

- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии  в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 34 уроков;

- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие раскрыть  взаимосвязь строения и физиологии органов растения через лабораторные работы и  систему домашних задании;

-продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий;

- развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;

- воспитания:

способствовать воспитанию, формированию у обучающихся  валеологической и коммуникативной компетентностей: воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме.

Основной формой обучения являются уроки разных типов.

В программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика

деятельности обучающихся

Вид

 контроля

Примечание

Форма деятельности

Дата проведения

План

Факт

Глава1.  Наука о растениях.(4часов)

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

 Распознавать и описывать основные органы растения.

Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей

Доказывать, что растение живой организм (биосистема).

 Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её. Объяснять  возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности, обмен веществ, деление клетки, питание клетки.

Л.Р.№ 1 Знакомство с внешним строением растения.

2

Многообразие жизненных форм растений

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

выводы по л\работе

Л.р. № 2. Знакомство с клетками растений.

4

Ткани растений.

Глава II. Органы цветковых растений( 8 часов)

5

Семя, его строение и значение.

 

 Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня, на живых объектах внешнее строение стебля, видоизменения побегов. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Устанавливать соответствие: между  функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять: взаимосвязь стебля с другими органами растения Доказывать:   что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги.

 

выводы по л\работе

Л.Р.№ 3. Изучение строения семени двудольных растений.

6

Условия прорастания семян.

7

Корень, его строение и значение.

8

Побег, его строение и развитие.

9

Лист, его строение и значение.

карточки - задания

10

Стебель, его строение и значение.

карточки - задания

11

Цветок, его строение и значение.

12

Плод. Разнообразие и значение плодов.

карточки - задания

Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

13

Минеральное питание растений и значение воды.

 Приводить примеры приспособлений органов цветкового растения к различным условиям.

Характеризовать развитие растения.

Использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке.

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Сравнивать различные способы размножения  и объяснять их биологический смысл.

Применение полученных

знаний и умений на уроках и в жизни.

14

Воздушное питание растений – фотосинтез.

карточки - задания

15

Дыхание и обмен веществ у растений.

карточки - задания

16

Размножение и оплодотворение у растений.

карточки - задания

17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

18

Рост и развитие растений.

карточки - задания

19

Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

тест

Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.(12 часа)

20

Систематика растений, её значение для ботаники.

 Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые растения своей местности.Определять важнейшие растения своего края. 

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её.

Работать в группах

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Распознавать важнейшие с/х растения. Называть центры происхождения культурных растений. Объяснять способы расселения культурных растений.

устный: текущий

21

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

карточки- задания

22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

карточки- задания

23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

карточки- задания

24

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

карточки- задания

25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

устный: текущий

26

Семейства класса Двудольные.

27

Семейства класса Однодольные.

таблица

28

Историческое развитие растительного мира.

устный: текущий

29

Разнообразие и происхождение культурных растений.

30

Дары Нового и Старого Света.

таблица

Глава VI. Природные сообщества. (3 часа)

31

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

Определять важнейшие растения своего края .

Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение.

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе, для пропаганды природоохранного поведения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете,  анализировать и оценивать её.

Работать в группах.

32

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

схема

33

Смена природных сообществ и её причины.

34

Итоговый урок  «Биология 6 класс»


Содержание учебного курса

Глава 1.  Наука о растениях.

  Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

    Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

   Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение  - живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

   Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно – воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями из произрастания в разных средах жизни.

 Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

  Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

   Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток,  движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Глава II. Органы цветковых растений

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых  растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

   Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение семян в природе и в хозяйстве человека.

Корень

Виды корней (главные, боковые, придаточные,). Типы корневых систем: стержневая, мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

   Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, присоски, втягивающие).

Побег

    Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

     Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.  Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.

    Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

   Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы, корневища, клубень, луковица.

Цветок и плод

   Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

   Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и не вскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

   Взаимосвязь органов растений как живого организма. Растение как живая система – биосистема.

Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений

    Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

    Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: содержание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

   Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

   Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Споры и семена как органы размножения  и расселения растений  по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком, глазком), размножение тканями.

     Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития от условий окружающей среды.

Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.

     Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

   Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей.

    Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и в народном хозяйстве.

     Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных  папоротниковидных в природе и для человека.

   Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Хвойные растения нашего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека.

     Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных  растений  в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные  и Однодольные.

     Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковичные.

    Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.Н.Вавилова.

    Дары Старого и Нового Света.

9. Природные сообщества

     Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

    Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

     Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

    Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

    Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении.    

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты

  • Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
  • осознание значения здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
  • овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

1. В познавательной сфере:

  • выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
  • понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
  • определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
  • обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
  • определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  • выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
  • распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
  • определение и классификация основных биологических понятий;
  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
  • понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
  • знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
  • соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

  • овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;

5. В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Метапредметные результаты

  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
  • овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссий.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные методы изучения растений;

—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

—роль растений в биосфере и жизни человека;

—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику растительного царства;

—объяснять роль растений в биосфере;

—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1) Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы»  / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)

2) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011;

3) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Диски:

- Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Производитель: 1С (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», Фирма «1С»; 25 августа 2006 г

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся презентации, разработанные учителем ;

- материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.;

4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

Приложения к программе

Проекты:

1. Кирпичики жизни – клетки        2. Космическая роль зелёных растений

3. Рекордсмены в мире растений        4. Растение – целостный организм

5. Дары Старого и Нового Света.        6. Бактерии – друзья или враги?

7. Кто любит земле кланяться — без добычи не останется

8. Мир растений                               9. Индикаторы природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...