Технологическая карта урока по биологии 9 класс коррекционной школы
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Кровеносные сосуды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Гребенькова Олега Михайловича (первая квалификационная категория)
(фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)
Предмет:биология.
Тема: « Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Кровеносные сосуды.»
Дата: 13.12. 2018 г.
Интернет ресурсы: http://fb.ru/article/234227/kak-ustroena-krovenosnaya-sistema-iz-kakih-organov-sostoit , https://doctor-cardiologist.ru/organy-krovenosnoj-sistemy-stroenie-i-funkcii-2 , http://hi-intel.ru/302/101.html.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА | |
Цель урока | Расширить знания учащихся об органах кровообращения: закрепить знания об особенностях кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров); познакомить учащихся с расположением, строением и работой сердца. |
Задачи урока | Коррекционно-образовательные: 1. Расширение и уточнение представлений о сердечно-сосудистой системе. 2. Формирование умения анализировать, различать понятия, факты, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи и делать обоснованные выводы. 3. Формирование навыка составления простого предложения. |
Коррекционно-развивающие: 1. Коррекция зрительной памяти и внимания. 2. Коррекция зрительного и слухового восприятия. 3. Коррекция мышления. 4. Развитие связной речи. | |
Коррекционно-воспитательные: 1. Воспитание мотивации к обучению. 2. Воспитание интереса к предмету, любознательности. 3. Формирование культуры здорового образа жизни: значение сердца для организма человека. | |
БУД – учебные действия | Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Учащийся осознаёт для чего нужна учёба, понимает свою ответственность за будущий результат, умеет делать правильный выбор. |
Предметные: Выявлять положительные и отрицательные последствия деятельности человека и факторов среды, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Коммуникативные: Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме. | |
Педагогические технологии | Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные. |
Методы, методические приемы | Словесные, наглядные, практические. |
СТРУКТУРА УРОКА | |
Этапы урока |
Содержание |
Введение в урок | Организационный момент. Проверка подготовленности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей. |
Основная часть |
Задание № 1. «Строение крови». На доске рисунок «Строение крови». Надо расставить таблички с названиями частей крови соответственно их нумерации на рисунке. (Один ученик выполняет, другой – проверяет). Дополнительный вопрос:
(Правильный ответ: эритроцитов – миллионы, лейкоцитов – тысячи). Задание № 2. На доске тест: - Почему эритроциты – красного цвета? Потому что, в них находится а) ядро, б) гемоглобин, в) органоиды. Подчеркнуть правильный ответ. (Гемоглобин) Задание № 3. «Особенности клеток крови». На доске таблички: Плазма – разносят кислород, выводят углекислый газ. Лейкоциты – разносит питательные вещества. Эритроциты – борются с инфекцией. Задание: Исправить ошибки. (Плазма – разносит питательные вещества. Лейкоциты – борются с инфекцией. Эритроциты – разносят кислород, выводят углекислый газ.) №4 Индивидуальные задания на карточках «Виды сосудов». Учащимся раздаются карточки с признаками кровеносных сосудов; Задание: соединить названия сосудов с их признаками. Соедини название сосуда и его два признака: капилляры несут кровь от сердца стенки толстые, упругие артерии тоньше человеческого волоса несут кровь к сердцу вены пронизывают каждый участок тела стенки мягкие и тонкие Правильный ответ: ( капилляры тоньше человеческого волоса пронизывают каждый участок тела артерии стенки толстые, упругие несёт кровь от сердца вены несёт кровь к сердцу стенки мягкие и тонкие) |
Физминутка. | Пальчиковая гимнастика, релаксационная пауза. |
Основная часть. | Изучение нового материала. 1) Строение сердца. - Итак, вы уже знаете, что кровь в организме человека находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела постоянно получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Непрерывность тока крови обеспечивается совместной работой сердца и кровеносных сосудов. Запомните: Сердце и сосудывместе составляют кровеносную систему. - Где расположено сердце? стр.59 – 2 абзац. (В грудной полости, несколько сдвинуто влево). - Знаете ли вы, сколько весит сердце взрослого человека?(Примерно 300г.) - Прочитайте, какой тканью образовано сердце человека. (Особой мышечной тканью, которая способна ритмично сокращаться: поперечнополосатой сердечной). ( Запись в тетрадь предложений из учебника: стр.59 – 2 абзац.) - Сердце человека состоит из 4-х камер (отделов): двух предсердий и двух желудочков. Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой. (Запись в тетрадь схемы с доски: Правое предсердие Левое предсердие Перегородка Правый желудочек Левый желудочек) Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой с помощью специального отверстия, которое открывается и закрывается с помощью створчатых клапанов. При этом, створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков. Благодаря этому, кровь может двигаться только из предсердий в желудочки. Из желудочков кровь выталкивается с артерии. Здесь также находятся клапаны, которые не дают крови вернуться обратно. Эти клапаны называются полулунные. (Запись в тетрадь с доски: Клапаны: створчатые полулунные) 2) Работа сердца. Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. Ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с его работоспособностью. Работа сердца заключается в перекачивании крови. Различают три фазы работы сердца:сокращение предсердий, сокращение желудочков и пауза, когда и желудочки, и предсердия одновременно расслаблены. За 1 минуту сердце сокращается 60-70 раз. - А как вы думаете, сердце больше работает или отдыхает? Помочь с ответом на этот вопрос нам поможет таблица: Фазы работы Предсердия Желудочки 1-ая фаза сокращаются расслаблены 2-ая фаза расслаблены сокращаются 3-я фаза расслаблены расслаблены - Какой вывод можно сделать о работе и отдыхе предсердий и желудочков? (Чаще они находятся в состоянии отдыха). - Как в учебнике объясняется высокая работоспособность сердца? Стр.60, середина третьего абзаца. (Чередуются фазы работы сердца: в момент работы одних отделов, другие – расслабляются. Во время расслабления сердечная мышца восстанавливает свою работоспособность). - Как вы думаете, от чего зависит частота сердечных сокращений? (При физической нагрузке сердце сокращается быстрее, во время сна – медленнее. Здоровое сердце сокращается сильнее и реже, чем ослабленное или больное, значит организм лучше снабжается кислородом). 4. Закрепление полученных знаний. - Какие органы образуют кровеносную систему? - В чем заключается работа сердца? - Расскажите, где расположено сердце и покажите по картине его камеры (отделы). - Покажите створчатые и полулунные клапаны, расскажите об их значении. - В чём причина неутомляемости сердца? Индивидуальное задание (для слабых учащихся) На карточках, изображающих строение сердца подписать его отделы. 5. Домашнее задание. 1 педгруппа - стр. 58 – 61 читать, отвечать на вопросы. 2 педгруппа - стр. 58 – 61 читать. |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика, релаксационная пауза. |
Мониторинг | Обобщение и систематизация знаний. |
Рефлексия | Закрепление полученных знаний. Задания и вопросы: - Какие органы образуют кровеносную систему? - В чем заключается работа сердца? - Расскажите, где расположено сердце и покажите по картине его камеры (отделы). - Покажите створчатые и полулунные клапаны, расскажите об их значении. - В чём причина неутомляемости сердца? Индивидуальное задание (для слабых учащихся) На карточках, изображающих строение сердца подписать его отделы. |
Заключение | Итог урока: Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца и узнали, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомнили, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца. Оценка деятельности учащихся. |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | |
Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение. На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения: учебная картина «Сердце человека», таблица « Фазы работы сердца», иллюстрация « Строение крови», карточки со словарными словами: правое предсердие, левое предсердие, правый желудочек, левый желудочек, перегородка; которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной и письменной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись представления о сердечно-сосудистой системе. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащиеся также получили положительный эмоциональный настрой от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....
Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...
Технологическая карта урока по биологии 9 класс коррекционной школы
исправленная дата...