«Социальное проектирование как cредство развития активной гражданской позиции у детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7 класс) на тему
из опыта работы с детьми ОВЗ, по формированию активной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы с детьми ОВЗ | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции у детей с ОВЗ»
У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям…, других можно назвать «аудиоучениками»... Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.
Г. Драйден, Д. Вое «Революция в обучении»
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Подростковый возраст является тем сензитивным периодом, когда становление активной гражданской позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным. Развитие человека в современном обществе невозможно без акцентирования внимания на становлении его личностной позиции, которая определяет поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития.
В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Сегодня проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере.
Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу. Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей. Поэтому, осознавая все это, администрация нашей школы приложила все усилия, чтобы создать и дать возможность развиваться данному кружку в системе дополнительного образования. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование во внеурочной деятельности в системе дополнительного образования. Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетенций школьников отражается целым рядом важнейших характеристик:
1. Проектирование даёт возможность учащимся первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой, формировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;
2. Соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоёв, становиться активными и ответственными гражданами;
3. Представляет подросткам возможность на практике проверить всю принадлежность к местному сообществу, найти своё место в жизни, апробировать свой первый гражданский опыт.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Поэтому, сегодня школа занимается вопросами становления личности, а значит и вопросами ее социального поведения. Перед образовательными учреждениями стоит цель: формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.
Так как социальное проектирование является активной формой воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной гражданской позиции и воспитанию личности созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»[1].
Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда является сегодня одной из важнейших задач образовательного процесса. Проблема гражданского становления подрастающего поколения, являющегося стратегическим ресурсом общества, - одна из актуальнейших в современном российском образовании.
Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
В качестве главного результата образования, как указывается в документах по ФГОС[2], рассматривается готовность и способность ее выпускников нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Достижение указанного результата невозможно без гражданского образования, направленного на формирование свободного и независимого гражданина разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры.
Новый образовательный стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В частности, в разделе 1.5 подчеркивается, что «в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением этих и многих других требований к современной системе образования, которые предъявляются не только государством, но и современной общественной жизнью.
Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к проектному мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу. Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей.
Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно - ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы формирования гражданской позиции подростков. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.
ФГОС – это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование, будет достигать трёх уровней результатов:
приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);
формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результат воспитания будет, достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, подростка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Главное для детй с ОВЗ: понимание важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне школы, города, страны, и попытки найти, и предложить свои варианты решения назревших проблем; привлечение внимания властных структур к их решению.
Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.
Социальное проектирование ставит своей целью создания условий для творческой реализации и успешной социальной адаптации юных граждан в условиях современного общества через социальное проектирование.
Задачи:
1. обучающие:
- развитие у подростков интереса к технологии социального проектирования;
- включение подростков в познавательную и практическую деятельность по социальному проектированию;
- приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в проектах;
- освоение обучающимися универсальных учебных действий в области социального проектирования, достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
- развитие мотивации к занятию социальным проектированием.
2. воспитательные:
- стимулировать активность личности;
- создавать условия для социализации личности;
- стимулировать формирование гражданской позиции.
3. развивающие:
- развитие самостоятельности, активности, ответственности;
- формирование потребности в саморазвитии.
Актуальность обусловлена современными жизненными реалиями, выражающимися в становлении гражданского общества. Занятия проектной деятельностью позволяют воспитывать юных граждан именно такими. И делать это лучше всего в школе. Дело в том, что подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников. Важная роль в педагогической работе с учащимися принадлежит социальному проектированию. Гражданская позиция – это интегративная система отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности. Признаками сформированности гражданской позиции учащихся являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; умения и навыки, необходимые для эффективной гражданской деятельности.
Проектирование реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
Результаты освоения основных общеобразовательных программ согласно Концепции ФГОС | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности | освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях | сформированность системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе |
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Заложенная в программе внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию и поэтому прекрасно подходит для реализации данных принципов.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные методы и формы обучения:
- методы обучения: лекции, беседы, социологический опрос, самостоятельная работа (с документами, источниками и т.д.), просмотр фильма, тренинги, ролевые игры.
- формы обучения: парная, групповая, индивидуальная; очное, электронное, самообразование.
Используются личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы; информационно-коммуникационные технологии, проектная, здоровьесберегающая и др. технологии.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- разработка и реализация социальных проектов;
- решение актуальных вопросов города, округа;
- участие в конференциях, слетах, фестивалях, акциях и конкурсах;
- увеличение количества школьников, занимающихся проектной деятельностью.
Реализация программы способствовует развитию:
1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
- компетентность по приобретению знаний;
- компетентность предвидеть результаты, планировать;
- компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем;
- компетентность в реализации выдвинутых решений;
- компетентность оценивать и объяснять полученный результат.
2. ключевых компетентностей:
- социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.);
- коммуникативную (владение устным и письменным общением);
- информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию);
- учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками).
Обеспечение методическими видами продукции:
• Иллюстративные материалы: фотографии.
• Информационные технологий: презентации, компьютерные слайд-шоу.
• Наглядные материалы: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
• Практические: реализация социального проекта, репетиции выступлений.
• Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.
• Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы: групповая, индивидуальная; индивидуально-групповая.
• Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ текста, структуры.
Поиск партнеров по реализации проекта:
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.
Возможные деловые партнеры: органы власти, общественные объединения,
предприятия, связанные с решаемой проблемой, образовательные учреждения, благотворители, спонсоры и грантодатели.
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения.
Программа дополнительного образования «Я - гражданин России» дает основы проектной деятельности для всех обучающихся по ней ребят, а также более глубокое погружение в данную проблематику для обучающихся, взявшихся за разработку социального проекта для участия в акции «Я – гражданин России», фестивале «Диалог цивилизаций», слете детских и молодежных объединений «Лидер», муниципальном этапе конкурса «Лидер 21 века, конкурсе детских и молодежных объединений, конкурсе проектов в сфере управления образования и молодежной политики «Творчество», молодежном проекте «Учеба Для Актива Региона» и др.
Данная программа имеет пятилетний этап реализации, на высоком уровне зарекомендовала себя в кругах школьной, городской и окружной общественности, в среде родителей и педагогов.
Формы проведения итогов реализации программы: участие в городских и окружных молодежных образовательных фестивалях, акциях, конкурсах с защитой социальных проектов различной направленности.
Перспективность программы: программа в перспективе может быть использована для совместных проектов деятельности и реализации, социальной адаптации школьников в сотрудничестве: с молодежными организациями, дошкольными образовательными учреждениями, спортивными комплексами, библиотеками, властными структурами и заинтересованными организациями.
Программа «Я - Гражданин России» имеет главное: адаптирована для любого проекта социальной направленности, для решения важных социальных проблем гражданского общества. Способствует объединению целей и задач, реализации различных социальных проектов, необходимых современному обществу и социализации детей в том числе.
В настоящее время разрабатываются и реализовываются социальные проекты, направленные на:
- профилактику правонарушений среди учащихся школы;
Социальный проект «Всё лучшее впереди!
- укрепление здоровья детей посредством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости описторхозом у учащихся школы.
Социальный проект «Ешьте рыбку осторожно…».
- Социальный проект «Говорим, пишем не задумываясь…!».
- Социальный проект «На примере героев учимся!».
- Социальный проект «Синтетические наркотики: правда и иллюзии…».
Каждый проект содержал две части: когнитивную и результативно-деятельностную. Когнитивный компонент реализовывался через знания, которые учащиеся получали в разнообразных видах деятельности: викторины, ток-шоу, спортивные мероприятия, практические занятия (поделки). Планы этих мероприятий разрабатывались подростками таким образом, чтобы участники младшие школьники обязательно получали новые знания и умения.
Результативно-деятельностный компонент предполагал, что каждое мероприятие в рамках проекта имеет практический результат. Кроме того, включение в практическую деятельность в социальном проектировании интересно как для участников – учащихся начальных классов, так и для организаторов – авторов проекта – подростков, их родителей и педагогов.
Специфика привлечения подростков к социальному проектированию заключалась в следующем: над проблемой совместно работали несколько подростков в союзе с педагогом и представителями социума. К проектной деятельности привлекались родители подростков; поскольку проекты являются социально значимыми, подростки могли самостоятельно отслеживать личностную и общественную значимость проекта; все проекты, выполненные подростками, заканчивались получением реального и наглядного продукта, например: в социальном проекте «Святое дело – Родине служить» продукт коллективной деятельности - форум, где старшеклассники, с использованием мультимедийной системы, показали и рассказали о героях нашего времени, стойко и мужественно прошедших испытания в ходе боевых действий, имеющих заслуженные боевые награды, выбравших профессию офицера и достойно выполняющие свой долг; в социальном проекте «Воспитатель – призвание души!» продукт коллективной деятельности – создание социального ролика.
По окончании деятельности в рамках реализации социальных проектов предполагается, что обучающиеся продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, принося реальную пользу обществу, в котором они живут.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья, учителя; с общественной жизнью, социальными, политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, округа, наконец, страны в целом. Участвуя в этом, школьники конкретными делами проявляют свой патриотизм, гражданскую активность, ответственность за благополучие своей страны.
Технология социального проектирования привлекательна еще и тем, что в нем могут участвовать школьники как старшего, так и среднего звена. Она на практическом материале дает возможность освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня.
Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, поэтому очень важно, чтобы участники ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Пути гражданско-патриотического воспитания могут быть разнообразными, но главное, чтобы учащиеся поняли, как ответственно быть гражданином своей страны.
В результате реализации механизма работы по внедрению социального проектирования в систему дополнительного образования обучающиеся могут:
- практически и теоретически владеть технологией социального проектирования;
- самостоятельно анализировать, исследовать и решать социальные проблемы;
- устанавливать конструктивные отношения с людьми,
- взаимодействовать с ними в решении социальных проблем, уважать иное мнение и позицию других людей;
- критически мыслить, анализировать и оценивать информацию;
- работать с различными источниками информации,
- применять свои знания при создании проектов, презентаций,
- успешно участвовать в конкурсах различного уровня, обучены навыкам коллективного творчества, сотрудничества,
- излагать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- осознавать роль и важность этико-правовых, политических, экономических, социальных и культурных знаний и компетенций в жизни человека;
- а также способны принимать участие в социальных значимых акциях и мероприятиях, например «Лидер»., «У.Д.А.Р», «Лидер XXI века» и др.
.
В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:
- социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании активной гражданской позиции и социальной активности детей и повышает уровень воспитанности;
- появился дух творчества среди участников образовательного процесса;
- осуществление общественно-полезной деятельности для детей становится нормой;
- появились новые традиции.
Разрабатывая и реализуя проекты, обучающиеся учатся выявлять потребности приложения своих сил, инициативы, знаний, умения, способностей, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Через реализацию проекта обучающиеся знакомятся с элементами гражданского общества, они могут реально увидеть результаты своего труда, доказать себе и другим, что даже небольшое сообщество сознательных молодых людей может улучшить жизнь своей малой Родины.
Конечно, очень приятно побеждать в конкурсах проектов, но в тоже время ребята нашей школы не хотят стоять на месте. Они готовы идти дальше по пути строительства новых отношений, улучшения реальной жизни и творческой реализации своих способностей.
В заключение, хочется вспомнить слова философа Махмата Ганди: «Стань сам, той переменой, которую ты больше всего хочешь видеть в своей жизни». И я искренне надеюсь и верю, что наша смена – подростки нашей школы действительно станут этой самой лучшей переменой!
[1] Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 04 февраля 2010 г.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 17 декабря 2010г. № 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной гражданской позиции у школьников
в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
Формирование активной гражданской позиции...
Культурное наследие и духовность России как основа формирования активной гражданской позиции молодежи.
Эссе на заявленную тему....
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...