Культурное наследие и духовность России как основа формирования активной гражданской позиции молодежи.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема
«Культурное наследие и духовность России как основа формирования активной гражданской позиции молодежи».
Шогина Ирина Георгиевна
.
г. Ржев 2014 г.
Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто.
В.А. Сухомлинский
Я очень люблю свою Родину. Я горд тем, что родился в России. Но я знаю, как ей сейчас трудно — моей стране. У каждого государства, как и у каждого человека, своя судьба, свой путь, свой крест. Росси досталась судьба трудная и крест очень тяжелый, я думаю, не каждой стране такое по силам. Столько пережила она на своем веку, столько всего видела: и обман, и коварство, и открытую ненависть, но выстояла, все перенесла, всех врагов победила. И опять трудные времена, опять напряжение в стране, опять звучит это страшное слово - «кризис». Кризис во всем: в экономике, в социальной сфере. Но как и прежде, Россия и ее народ нашли в себе силы, ситуация нормализуется, жизнь налаживается. Мы начали преодолевать кризис, правда, не во всех сферах это преодоление одинаково легко дается. Я имею в виду кризис в духовной сфере. На востоке есть страшное проклятие: жить в эпоху перемен. Вот такая эпоха у нас сейчас. Мы все уверены, что эти перемены к лучшему, но от этого трудностей не становится меньше.
На мой взгляд, самое страшное в такое время — утрата духовности. Ведь именно ею сильна Россия. И сохранить духовность - значит сохранить свою Родину, свою страну. Думаю, что не только мне, но и моим сверстникам, которые задумывались о своем будущем, о том, в какой стране им предстоит жить, о своем месте в этом мире, не раз приходилось с сожалением вспоминать рассказы родителей об их пионерском детстве, о романтике комсомольской юности. Да, конечно, это было, что называется, идеологизированное детство, но у молодого поколения появлялся некий нравственный стержень. Ранее такой стержень давало православное воспитание, и люди четко знали, что хорошо, что плохо, как надо поступать, а как - не следует. Сейчас такое время, что православие только возвращается в нашу жизнь, влияние его на молодое поколение, к сожалению, еще очень невелико. Национальной идеи, подобной той, что составляет предмет гордости западных стран, что звучит, как лозунг, и является своеобразным знаменем, у нас тоже еще нет. Таким образом, в духовной сфере образовался некий вакуум. Чем его заполняет современная молодежь?
Главная задача сейчас - сохранить духовность в сложное для России время. Нас спасет удивительная, накопленная веками нашим народом, богатейшая культура. Она важнейшая составляющая часть духовности. В ней мы черпаем силы, когда трудно, находим веру, когда ситуация, казалось бы, становится безнадежной, обретаем уверенность в себе, в правоте своих начинаний и помыслов. Русская культура хороша тем, что открыта для всех народов, щедро делится с каждым своим богатством, но главное - с благодарностью, с радостью принимает лучшие достижения других национальных культур.
Родина. Такое знакомое с детства слово, такое теплое, такое доброе. У К. Симонова есть стихотворение, где он говорит о том, что у человека две родины: его Отчизна, его страна - большая Родина и Родина малая — то место на земле, где он появился на свет. Пока мы малы, мы любим свой дом, свою улицу, свой город, но проходит время, и приходит осознание того, что ты - частичка своего народа, что у тебя есть Отчизна - земля, которая тебя породила, которая нужна тебе, потому что она дает кров, заботится о тебе, защищает, наконец. Но потом наступает момент, когда ты понимаешь, что Родина тоже нуждается в тебе: ей теперь уже нужна твоя помощь и твоя защита. И ты не можешь ей в этом отказать. Потому что Родина - понятие святое. И очень древнее.
В языческом пантеоне славян верховным богом был Род - бог жизни, человеческого рода. Может быть, поэтому в русском языке так много слов с корнем «род»: родной, родители, родня, родник, народ, природа, родинка и -Родина.
Так как же можно ее не любить, не помогать ей и не защищать, если будет необходимость, свою Родину?
Д. С. Лихачев, величайшей знаток древнерусской культуры и человек, свято любящий свою землю, писал: «Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели». (Д.С. Лихачев «Заметки о русском», Москва, «Советская Россия», 1984 год).
Для человека важно быть патриотом, то есть ценить созданное предками, преумножать и создавать новое, то, что будет служить процветанию Отчизны. Каждый из нас воспитывается в определенной социо-культурной среде, постепенно вбирая в себя все, что оставили нам предки, он учится уважать прошлое и ценит настоящее, у него формируется чувство долга перед потомками, которым он должен «передать» свою Родину, сохранив ее могущество, не растратив богатства и преумножив славу своей земли. По-настоящему нравственный человек всегда испытывает чувство ответственности перед своей Родиной.
Русский человек воспитывается и формируется как личность в особой духовной атмосфере, для него понятие добра, любви - основное, главное в жизни. Наш фольклор, детские сказки, песни - они все о любви и добре. Это вовсе не значит, что русскому человеку всегда легко жилось (не перечесть испытаний, выпавших на его долю), просто он умел трудности встречать с добром. Даже древнерусское искусство преодолевает окружающую человека косность, расстояния между людьми, мирит его с окружающим миром.
Оно, это искусство, - доброе. Неудивительно, что человек, воспитывающийся с детства в атмосфере добра, тоже впитывает эти качества, присущие всему русскому народу: доброту, любовь, жалость. Жалость, не унижающую достоинство человека, а жалость как синоним любви и заботы. Ведь раньше на Руси не говорили: «Он ее любит», но: «Он ее жалеет».
Наверное, будет правильным утверждение, что для такого человека нет абстрактного восприятия понятия «народ», народ для него - это отдельные люди со своими проблемами, страданиями и радостями, праздниками и болезнями.
К сожалению, современная жизнь вносит поправки в представленную ситуацию: люди становятся равнодушными, жестокими и злыми. Это дань времени, когда нарушаются связи между людьми, не ценится культурное наследие прошлого. Так отреагировал человек на «предложенные » условия и новые ценности жизни. И все же не все потеряно. Недаром веками русский народ отбирал все самое лучшее, самое ценное, что было у него, чтобы потом появилась, сформировалась «загадочная русская душа», способная пережить трудности, выстоять в них, сохранить духовность да еще помочь страждущему и нуждающемуся. Очевидно, поэтому именно сейчас проявляются лучшие качества людей, которые способны любить не просто святое понятие «Родина», а конкретного человека.
Как много примеров этому мы видим в средствах массовой информации, в книгах, журналах, театральных и кинопремьерах.
Начинает работать президентская программа по уменьшению числа сирот в России. Такое количество брошенных детей, действительно, национальный позор. Но как отрадно слышать, что в последнее время все большее число малышей обретает семью. Удалось заработать большие деньги - и человек вкладывает их в реставрацию храма, чтобы хоть несколько живущих на селе старушек могли прийти туда помолиться, или помогает детскому приюту, дому инвалидов и престарелых.
А если нет денег? Но не все же измеряется материальным. Разве меньше значит простое участие, умение разделить боль, взять на себя решение проблемы, если человек нуждается в такой помощи?
«Говорить о любви к человечеству легче, чем помочь в беде одному человеку, чем доставить радость родному, близкому »], - утверждалВ. Сухомлинский. (В.А. Сухомлинский «Не только разумом, но и сердцем», Москва, «Молодая гвардия», 1986 год.)
Нельзя не согласиться с его точкой зрения, так как благополучие Отечества складывается из благополучия каждого отдельного человека. И чем больше будет у нас счастливых, здоровых, радующихся жизни людей, чем больше будет тех, кто уверен в завтрашнем дне, тем благополучнее и сильнее будет и наша Родина.
В наше время из лексикона людей стало вытесняться слово «гражданин», нас называют народом, населением, обывателями. Нет ничего плохого и в этих словах, но жаль, что мы постепенно забываем гордое некрасовское:
... Но гражданином быть обязан.
Ведь особое, гражданское отношение к своей Родине, осознание чувства долга перед ее историей и ее будущим нужно воспитывать с детства. Высший смысл этого воспитания заключается в том, чтобы человек получал радость от общения с другими людьми, осознавал себя частью великого народа, чтобы это общение обогащало, чтобы оно было источником полноты и многогранности жизни.
Только такое отношение к человеку возможно у личности нравственной, духовно богатой. Но ведь и нравственность, и духовность тоже нужно воспитывать. Корни такого воспитания в знании своей культуры, истории, традиций твоего народа, ибо именно там все лучшее, что накапливалось и отбиралось веками, там принципы добра и справедливости, чувства долга и ответственности.
Такие качества души человеческой не появляются сами собой. Они не могут быть врожденными, но могут стать благоприобретенными, если взрослые люди будут правильно направлять ребенка на жизненном пути, чтобы равнодушие никогда не стало качеством его характера. И начинаться эта работа должна в семье. Любовь к семье включает в себя чувство привязанности, заботу о членах семьи, посильную помощь каждому их них, проявление интереса к жизни старших поколений, знание своих истоков, доверие к членам семьи. Одним из способов осуществления этих признаков является совместная деятельность родителей и детей, через которую ребенок сможет ощутить себя не одинокой песчинкой в море людей, а звеном в цепи надежного и здорового механизма семьи, испытывать чувство счастья от сопричастности к своей семье, а затем и к народу, к стране, к каждому отдельному человеку. Нужно учить думать о счастье — о счастье отдельного человека, о счастье каждой семьи, о счастье народа в целом.
Представляется верным, что критериями сформированности чувства патриотизма могут служить любовь и уважение к своей семье, любовь и бережное отношение к природе, знание и проявление интереса к истории своей семьи, доброжелательность к людям, потребность трудиться на благо Родины, интерес к культуре родной страны, любовь к родному городу, деревне.
Мы знаем множество примеров в нашей истории, когда люди помогали друг другу в пору испытаний: спасали незнакомых солдат, рискуя собственной жизнью, брали в свои семьи осиротевших детей, понимая, может быть, подсознательно, что все мы дети одной земли, одного Отечества, а, следовательно, все родные, потому что у нас одна Родина. Очень хочется, чтобы это святое понятие сохранилось в сердце каждого человека, чтобы даже в наше трудное время, когда на смену русской духовности приходит власть денег и силы, появляются другие приоритеты, мы все-таки воспринимали друг друга с добром, с любовью, с готовностью прийти на помощь, то есть так, как завещали нам наши предки. И если будет так, то сильна и благополучна будет наша Родина, наша Россия.
Таким образом, представляется верным, что один из путей сохранения духовности, а значит - и спасения своей Родины, - это приобщение молодых людей к культуре, к ее богатствам и ценностям. Именно за такими людьми, которые знают и ценят свою культуру, воспитывают в себе чувство гражданственности и патриотизма, то есть занимают активную жизненную позицию, - будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной гражданской позиции у школьников
в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
Формирование активной гражданской позиции...
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...
Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника
Список использованной литературы:1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...
Мотивация молодёжи как основа для её вовлечения в общественную жизнь и формирования активной гражданской позиции
Статья обосновывает необходимость участия учащейся молодёжи в общественной жизни как часть образовательного и воспитательного процесса, а также процесса социализации и самоопределения молодого поколен...