использование интерактивных образовательных ресурсов
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Интерактивные образовательные ресурсы в структуре современного урока биологии"
ПОДГОТОВИЛА : Бабий Т.В.,
учитель биологии
2017/2018 уч.год
Модернизация образования более явно ориентирует на «свободное развитие человека».
В биологическом образовании тоже произошла смена целевой ориентации и более четко обозначилась ее развивающая функция. Проблема развития учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы главным образом зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.
Один из приоритетных ориентиров в преподавании биологии - подходы в обучении (личностно-ориентированный, деятельностный, практико-ориентированный).Это предполагает совершенствование методики преподавания курса биологии и обуславливает выбор учителем технологий обучения.
Чтобы помочь школьнику, нам, учителям, необходимо самим не отставать от современности. В новых условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий.Для меня, как и для многих учителей, актуален вопрос: как эффективно учить современных школьников? Какие технологии использовать в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?Модернизация российского образования идет по нескольким направлениям и важнейшим является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» сказал академик Андрей Петрович Семёнов и она должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Поэтому условием повышения качества образования я вижу использование на уроках новых информационных технологий, в частности интернет-ресурсов.Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационно- коммуникативных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Данные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Уроки с использованием ИКТ для учащихся становятся эффективными, интересными, наглядными и мобильными. Применение ИКТехнологий обуславливает активно- деятельностный подход обучения за счет интерактивности.
Однако всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, также позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Структура урока с использованием ИКТ определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Планируя урок с применением ЭОР, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:четко определять педагогическую цель применения данного ресурса в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использован;согласовывать выбранный ресурс с другими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
возможности анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Что такое ЭОР?
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:
предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;
осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;
контроль за результатами обучения и продвижения в учении;
автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и учебно-воспитательного.
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;позволяют индивидуализировать процесс обучения;повышают интерес к урокам;активизируют познавательную деятельность учащихся;развивают творческий потенциал учащихся;осовременивают урок.
Основные образовательные возможности ЭОР:
объективность контроля,
возможности индивидуализации процесса обучения,
возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий),
возможность сочетания методических приемов,
разнообразие видов деятельности обучаемых.
Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.
учет особенностей восприятия современных детей и подростков,
использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность),
быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств,
оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ….
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел.
Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Так как наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики, необходимый для развития наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Но нельзя и полностью заменять на уроках биологии натуральные объекты объектами виртуальной среды. Все средства обучения необходимо применять комплексно, исходя из цели, задач урока, особенностей обучающихся.
Мой учебный кабинет биологии оборудован РМ учителя с выходом в Интернет, что позволяет активно использовать в учебном процессе ЭОР: учебники, энциклопедии, практикумы, тестирующие и обучающие программы, авторские мультимедийные презентации, электронные словари и справочники.
Я давно успешно использую электронные образовательные ресурсы, расположенные на сайтах и могу их порекомендовать так как их качество вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР
http://www.school.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
www.window.edu.ru
Федеральный портал.Российское образование
http://eor.edu.ru.
Работать с ними легко и интересно. Эти ресурсы разработаны и представлены в 3-х вариантах: информационные, практические и контрольные модули. Их можно использовать в разных целях и на разных этапах урока, их можно рекомендовать детям, не посещающим занятия по тем или иным причинам, для самостоятельного изучения материала.
Также использую электронное интерактивное дидактическое приложение
к методическому пособию для 6-11 классов /авт. О.Л. Ващенко,
к учебнику с сайта www.drofa.ru в профильном классе по программе Захарова В.Б.,
электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С. (как пособие в 6классах) и др .
В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.
Презентации готовлю не только сама, но и мои ученики. Бумажные таблицы уже практически не использую.
При изучении новой материала ребята показывают свои презентации (проекты) по теме. Это повышает мотивацию и вызывает интерес к предмету, учит выбирать главное.
ЭОРы можно применять на различных этапах урока. На своих уроках я применю следующие виды ЭОР.
Этап урока | Вид ЭОР |
Актуализации знаний: | электронные тесты, ЭОР, в том числе собственных разработок. |
Объяснения нового материала | электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, интерактивные рисунки |
Закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков | электронные тесты, ЭОР, в том числе собственных разработок |
Контроль и оценка знаний, умений и навыков | многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения, программы – тренажёры, электронные тесты, ЭОР, в том числе собственных разработок |
Электронные тесты можно использовать как на уроках, так и при подготовке к экзаменам (online тесты) .И применяю тесты с сайтов https://ege.yandex.ru/biology/, https://ege.yandex.ru/biology-gia/, chrome://bookmarks/, http://www.ctege.info/ege-po-biologii/, http://fipi.ru/ .
Для проверки знаний использую образовательные тесты с сайтов http://testedu.ru/test/biologiya/,http://ymnik.kz/tests/biology/.
Для развития познавательного интереса и проверки знаний, для подготовки к конкурсам использую тесты и кроссворды с сайта http://biouroki.ru/test/.
При помощи программы MyTestX я составляю тесты сама.
При проведении уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных биологических понятий и закономерностей.
Таким образом, применение ЭОР позволяет :
более глубоко осветить теоретический вопрос,
помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей,
организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу,
обеспечить подготовку к ЕГЭ и ГИА,
быстро и объективно проверить знания обучающихся,
повысить эффективность организации учебно-воспитательного процесса,
развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся,
способствует повышению мотивации, формированию общеучебных умений и навыков,
стимулирует активную поисковую познавательную деятельность,
позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.
За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя , переход от вещания к дискуссии и профессиональная компетентность.
Нынешний век -век технологий. ЭОР -современное средство обучения. Применение его в учебном процессе эффективно .ЭОР можно применять на уроках ( на разных этапах) ,во внеурочной деятельности и даже внеклассных мероприятий. Оно способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей у учащихся и т.д Но применять ЭОР необходимо в соотвествии с нормами СанПин. В своей работе я делюсь ссылками проверенных сайтов ,где ЭОР качественные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...
Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка
Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успеш...
Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)
Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям....
статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках изобразительного искусства»
Самым важным стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для стан...
статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках биологии»
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках биологии в рамках освоения образовательной программы...
Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О
Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...
ПРОЕКТ Совершенствование использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе
Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе...