статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках биологии»
статья по биологии
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках биологии в рамках освоения образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использования смартфонов как стимул повышения мотивации на уроках биологии .
21 век - это период компьютерных технологий, когда человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, это необходимо для развития современного грамотного человека. Одной из задач, стоящей перед образованием, является овладение информационными, телекоммуникационными технологиями, для формирования обще-учебных навыков работы с информацией. В настоящее время существует необходимость организации процесса обучения на основе ИКТ с использованием компьютера, аудиосредств, видеоматериалов, учебных приложений и on-line сервисов.
Урок всегда был и остается главной организационной формой обучения, а с использованием ИКТ на уроке можно добиться ряда преимуществ: повышения наглядности, увеличение темпа, индивидуализация обучения, объективной независимой оценки знаний учащихся, красочности, увеличение информативности.
Как показывает опыт преподавания биологии и химии, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы с использованием ИКТ:
- элементы лекционно-семинарской системы;
- организация проектной деятельности;
- исследовательской работы;
- экспериментальные задания.
Компьютер и смартфон позволяет усилить мотивацию к учению у учащихся, устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе, обусловленный проблемами в знаниях.
Использование on-line сервисов на уроках химии и биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по химии и биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием on-line сервисов источником информации является не только учитель, но и сам ученик, а самое главное они в процессе обучения становятся партнерами.
Сегодня на своих уроках я применяю одну из новых технологий образовательной системы использование QR-кодов на уроках биологии и химии.
QR (Quick Response переводится как «быстрый ответ») коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину страницы формата А4. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде белых и черных квадратов (могут быть выполнены и в других цветах).
QR- код содержит в себе и дополнительные данные, которые требуются для правильного распознавания (декодирования) информации специальными программами мобильных телефонов или иных устройств. Разработала QR-код в 1994 году японская фирма Denso Wave.
Задача QR-кодов заключалась в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения. Процессу сканирования не должны препятствовать ни повреждение, ни частичное загрязнение кода. Любой смартфон или достаточно современный телефон легко сможет распознать и расшифровать данную информацию. Для этого нужно только поднести камеру смартфона (или телефона) с установленной программой для распознавания QR-кода к коду. Программа расшифрует код, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Наиболее распространены в мире следующие форматы: Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет-ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера. Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера. Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
- SMS. Нередко для участия в мероприятии, акции, игре требуется отправить SMS. QR-код избавит вас от необходимости набора текста.
- Можно отсканировать код и получить готовое к отправке сообщение.
- Географические данные. В QR-коде могут быть зашифрованы геоданные. Это позволяет посмотреть расположение того или иного объекта, например, в «Картах Google».
- Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения до информационной справки.
- Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
В той или иной форме учащиеся ежедневно работают с информацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление, переводят из одной формы в другую и т.д. Использование сервисов для различных видов обработки информации может оказать помощь педагогам в урочной и внеурочной деятельности.
Немного о возможности использования системы QR кодов в прикладной деятельности в образовательном учреждении:
- Можно использовать QR коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники, и ресурсы, помогающие решить ту или иную задачу. Распечатав коды их можно вклеивать непосредственно в тетради или записные книжки школьников.
- При организации проектной деятельности можно создавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии и др.
- QR коды можно публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, плакатах и др.
- При использовании в работе библиотеки, когда QR коды можно размещать на информационных стендах с информацией, как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу или иному матер иалу.
Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов не только библиотеки, но и учебного кабинета. Можно значительно обогатить информационную среду школьного кабинета при размещении кода для комментариев, ссылок на мультимедиа и ресурсы.
- Школьникам будет удобно сохранять в памяти телефонов интересующую их информацию, материалы интегрированного урока, когда урок проводится с использованием различных материалов.
- Использовать непосредственно на уроке, раздав контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий.
Есть специальный сервис ClassTools.NET, который позволяет создавать такие задания в виде QR кодов (есть и другие формы). Можно эффективно использовать при проведении различных эстафет, игр, мероприятий, когда на одном из этапов (по любому предмету или на внеклассном мероприятии) задание будет предложено в виде QR кода. Прочитав который можно будет выполнить задание.
- QR коды можно размещать на визитках (бумажных или электронных),
на бейджиках участников различных мероприятий, конференций, предметных слетов и т.д. при отработке игровых маршрутов в качестве источника информации для
посетителей.
- Для использования изображений различных кодов в интернете, нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и многое другое (школьный сайт, проект, сообщество и др.)
Таким образом, QR-код может использоваться везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Все ограничивается только фантазией. В РФ QR-код пока еще не получил большого признания.
Сотовые телефоны имеют почти все (школьники, педагоги, родители и др.),
что и позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности. Создать QR-код не сложно. С учетом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR кодов имеется множество сервисов и программ. Коды можно сохранять в виде графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет.
Онлайн сервис для создания QR кодов:
- Русскоязычный сервис QR coder http://www.qrcoder.ru/
Для распознавания QR кодов разработано множество программ и различных
сервисов. Распознавать коды можно следующим образом:
- с помощью камеры мобильного телефона и программы, установленной
на него;
- С помощью ВЕБ камеры и программного обеспечения обычного
компьютера/ноутбука
- С помощью онлайн сервиса или программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код или указать
ссылку на страничку с кодом.
Наиболее популярна программа считывания кодов с помощью смартфона или ВЕБ камеры компьютера QuickMark
http://www.quickmark.com.tw/En/basic/downloadMain.asp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы - фактор, обеспечивающий повышение качества образования
Статья, описывающая опыт работы с применением цифровых образовательных ресурсов...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.
"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.
ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации контроля школьников, в работе со...
«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...

Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования
Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти тенденции ...

"Использование электронных образовательных ресурсов как условие повышения качества образования"
Как эффективно использовать электронные образоательные ресурсы для повышения качества образования...

статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках изобразительного искусства»
Самым важным стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для стан...