«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»
статья по информатике и икт ( класс) на тему
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока и соответственно повышать качество образования на уроке.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока и соответственно повышать качество образования на уроке.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Главными целями обучения (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах:
- целенаправленности;
- научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся;
- наглядности; прочности;
- доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника;
- коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке.
Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:
- информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;
- сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;
- блоги и форумы;
- ресурсы электронных библиотек и баз данных.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и образовательные интернет-ресурсы. Образовательному процессу необходимы не только грамотные пользователи, но и грамотные разработчики электронных средств.
При условии систематического использования электронных мультимедиа-учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учащихся с разноуровневой подготовкой.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов..
Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя, ученика и школы. Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности. Обучение должно формировать ИКТ-компетентность не только обучающихся, но и всего педагогического коллектива и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР, которые выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
ЭОРы служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке.
Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.
Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.
Применение на уроках ЭОРов в разных формах:
- сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.
- использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
Применение ЭОР на различных этапах урока:
- ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
- ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Ветвление», «Множество» для 4 класса (Информатика в играх и задачах Горячев) можно использовать следующие ЦОР игра Можно использовать Виртуальные лаборатории. Они развивают логическое мышление, показывает использование команды в жизни. Здесь все логично и последовательно, подчинено строгому порядку. Я часто на уроках использую логические он-лайн игры, такие как Волк и козы, спички. Это хорошая гимнастика ума.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков:
- Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.
- Проектная деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
- Электронные тесты
Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Литература
- Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
- Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для ведения уроков информатики в школе
Применение компьютерных технологий в обучении информатике позволяет видоизменить весь процесс преподавания данного предмета, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, ...
Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"
Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...
статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках изобразительного искусства»
Самым важным стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для стан...
статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках биологии»
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках биологии в рамках освоения образовательной программы...
«Внедрение электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования»
Создание условий для разработки и внедрения цифровых учебно-методических материалов нового поколения и современных образовательных технологий в практику работы гимназии направлено на решение двух взаи...