Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)
методическая разработка по теме

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов для реализации  интерактивных форм и методов обучения  в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям.

 Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения, таких как:​

  • электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.

ЭОР центра

МЭО (Мобильное электронное образование) -Готовая система для организации обучения с использованием современных образовательных технологий. В системе есть календарно-тематическое планирование, готовые задания с самопроверкой. Предусмотрена возможность выдача заданий на дом с последующей проверкой.​ Отсутствует возможность создавать материалы самостоятельно.​

SMART-Инструмент для создания мультимедийных дидактических игр по шаблону или полностью самостоятельно. В системе предусмотрена возможность подключения дистанционно к личному кабинету педагога, то есть реализована возможность работать с разработанными материалами без установки программы.

Творческим коллективом Лаборатории разработан классификатор игр и реализовано (подготовлено) более 100 игр по разным темам с использованием элементов игрофикации.

Для нас это те ресурсы, которые позволяют сэкономить время на подготовку к занятиям. По сути, для педагога это готовая разработка, что особенно важно в случае большой нагрузки или небольшого опыта работы.

А самое главное — это то, что привлекательно и интересно для ребёнка: здесь он может получить знания, выполнить задания в игровой форме и получить обратную связь в виде мгновенной проверки.

Практика работы в нашем Центре свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.  Изначально мы готовились и проводили занятия в традиционной форме (использовали предметные картинки, рабочие тетради, в которых дети выполняли ряд упражнений и заданий).

В рамках работы лаборатории «IT-сопровождение» были разработаны мультимидийные дидактические игры к лексическим темам, которые мы стали включать в занятия, используя интерактивную доску. Позже, в процессе апробации дошкольного блока МЭО мы поняли, что это два ресурса, которые можно успешно сочетать в нашей работе. Сейчас мы бы хотели остановиться на тех основных преимуществах использования МЭО и мультимидийных дидактических игр (Smart notebook)

  • Экономия времени педагога на подготовку к занятиям
  • Привлекательная подача материала и разнообразие заданий
  • Возможность индивидуализации обучения
  • Совместное использование в триаде «педагог-ребёнок-родитель»
  • Самостоятельное конструирование и планирование занятий, отвечающих конкретным коррекционным задачам
  • Повышение мотивации детей
  • Задействование всех основных сенсорных систем человека (визуальную, слуховую, кинестетическую)

Но нельзя забывать про главное правило, что использование данных ресурсов должно быть дозировано и в соответствии с санитарными нормами (5-10 минут от занятия).

Использование данных ресурсов возможно в разных формах работы:

  • Индивидуальной
  • Групповой

Направлениях работы:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Развитие фонематического восприятия
  • Коррекция лексико-грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза

А сейчас мы переходим к практической части нашего выступления. Мы продемонстрируем наш небольшой опыт использования данных ресурсов с учётом направлений работы логопеда в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих II-IV уровень речевого развития.

Задачи:

  • Уточнение и расширение словарного запаса
  • Формирование грамматического строя (обучение образованию относительных, притяжательных прилагательных, закрепление навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий, формирование навыка изменения существительных по падежам)
  • Формирование навыка различения звуков по признаку «твёрдость - мягкость», «глухость-звонкость»
  • Развитие связной речи (обучение пересказу, составление рассказа-описания с опорой на план-схему, составление рассказа по сюжетной картине)

Пример №1.

Тема «Дикие и домашние животные»

МЭО Тема 7. Занятие 1 «Угости животных»

Беседа по сюжетной картине.

Пример №2

Тема «Профессии»

МЭО – Тема 22. Занятие №1 «Одень для работы»

Занятие №3 «Догадайся, кем хочет стать мальчик»

Пример №3

Тема «Посуда»

МЭО- Тема 12. Занятие №2 «Ищем посуду со звуком «А»».

Пример №4

Тема: «Транспорт»

МЭО- Тема 11. Занятие 2 «Машины в городе -1»

«Машины в городе – 2»

Пример №5

Игры на различение звуков по твёрдости/ мягкости

МЭО- Тема 17. Занятие 5

МЭО-Тема 13. Занятие 5

глухости/звонкости

Используя эти два ресурса мы можем:

  • повысить познавательный интерес, уровень мотивации у дошкольников.
  • сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
  • разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, 
  • оптимизировать процесс коррекционной работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕНА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВНОВОГО ПОКОЛЕНИЯАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мам...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Использование электронных образовательных ресурсов сети Интернет при организации дистанционного обучения.

Использование электронных образовательных ресурсов сети Интернет при организации дистанционного обучения.      В последние несколько лет в любых дискуссиях на тему образования...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...