Урок по биологии в 5 классе "Строение бактерий"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Разработка содержит техгологическую карту урока по биологии 5 класс " Строение бактерий" ФГОС , программа В.В.Пасечника 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_no1_stroenie_bakteriy.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет - Биология | Класс - 5 | Учитель: Морозова М.С. | ||||||
Тема урока - Строение и жизнедеятельность бактерий | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия « бактерия», «прокариоты», « спора», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты» , «деление», «кокки», «вибрионы», «бациллы», «спириллы» | Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики. | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы. | ||||||
Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | ||||||||
Ресурсы урока:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | ||||||||
Технологическая карта урока | ||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результаты обучения | ||||
1. Организационный момент Цель: - в мотивация учащихся к учебной деятельности, включение деловой ритм урока | Здравствуйте ребята, рада вас видеть. | Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний | ЛУУД (личностные) - широкая мотивационная основа учебной деятельности; РУУД (регулятивные) - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, ПУУД (познавательные) - строить рассуждение и алгоритмы; КУУД(коммуникативные) - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; | Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока | ||||
2.Мотивация Цель : - строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение. | - В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. -Что же это за существа? Это бактерии. | Вступают в диалог с учителем. Фронтальная беседа. Высказывают предположения.
| ||||||
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности Цель: повторить изученный материал ; выявить уровень знаний , изучить типичные недостатки | Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы. - Сквозь волшебный прибор Левенгука На поверхности капли воды Обнаружила наша наука Удивительной жизни следы. Государство смертей и рождений, Нескончаемой цепи звено,- В этом мире чудесных творений Сколь ничтожно и мелко оно! (Николай Заболоцкий) -Ребята, сколько царств живой природы вы знаете? -Можем ли мы ответить на вопрос: «Почему бактерии выделили в отдельное царство?» Что нужно узнать для решения проблемы? Какие источники информации можем использовать? Ребята, назовите тему урока. | Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут. Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предполагаемые ответы учеников: «Мы должны выяснить, чем отличаются бактерии от других живых организмов. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки». Называют тему урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий». | КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, | |||||
| Предлагает сформулировать цели урока (планируемые результаты урока) Какие цели мы перед собой поставим сегодня? | Называют цели урока. 1 Выяснить строение бактерии? 2 Узнать где живут бактерии? 3.Узнать как бактерии размножаются? 4 Чем бактерии питаются? 5. Что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица Земли? | ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; | |||||
5. Мотивация учебной деятельности Цель: - выполнение заданий для получения знаний -изучение новой темы | Организовывает работу в группах. Инструкция по работе для группы ( Приложение №4) (6 группы по 4-5 учеников). Каждой группе выдает таблицу для заполнения ( Приложение №1) Группа работает над своим вопросом. Каждому ученику выдается оценочный лист ( Приложение №2) Время работы 5 минут | Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы Каждая группа фиксирует результаты в таблице (Приложение №1), готовят выступление. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп. | КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; КУУД -строить монологическое высказывание; - контролировать действие партнера; - учитывать разные мнения ПУУД -анализ объектов с выделением существенных признаков; - обобщать; -использовать алгоритмы РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия КУУД -строить монологическое высказывание; - контролировать действие партнера; - учитывать разные мнения ПУУД -анализ объектов с выделением существенных признаков; - обобщать; -использовать алгоритмы РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия | Активные действия учащихся Активные действия учащихся Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся. Выполнение учащимися предложенных учителем заданий | ||||
1 группа работает с текстом «Форма бактерий ». Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами. Задание: На экране разные формы бактериальных клеток. Необходимо узнать их название. За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой Р 2 группа работает с текстом «Строение бактерий» Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты. Задание На экране изображение растительной и бактериальной клетки Найдите как можно больше отличий. За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой О
3 группа работает с текстом «Распространение бактерий ». Учитель корректирует ошибки. Задание: По мере удаления от поверхности земли воздух становится все более и более чистым. На высоте 2000 м 500 бактерий в 1м3 воздуха, а на высоте 500 м- в 50 раз больше. Сколько там бактерий? За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой М
4 группа работает с текстом « Питание бактерии» Учитель корректирует ошибки. Задает вопросы пассивным учащимся Задание В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению? За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой К 5 группа работает с текстом « Размножение бактерий» Учитель корректирует ошибки Задание: Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполнить моря и океаны. Почему это не происходит? За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой И 6 группа работает с текстом « Образование спор» Задание: Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, ; чумы в 4 раза; тифа в 30 раз; сибирской язвы в 1826 раз дольше, чем холеры? За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой Б - Какое слово у нас получилось? МИКРОБ -Ребята, вы успешно заполнили таблицу Молодцы! | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока каждый ученик осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». ( Приложение №2) Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока каждый ученик осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». ( Приложение №2) Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока каждый ученик осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». ( Приложение №2) | |||||||
6. Физкультминутка Цель: - снятие общего утомления; снятие утомления глаз | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. Если на экране появится изображение растения -подпрыгиваем, Если на экране появится изображение бактерии- приседаем, Если на экране появится изображение животного- Делаем наклоны, Если на экране появится изображение грибов- сжимаем и разжимаем пальцы | Выполняют упражнения согласно инструкции в течение 1 минуты. | РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий | Выполнение учащимися предложенных учителем заданий | ||||
7. Закрепление полученных знаний Цель: - выполнение заданий, развитие мыслительных операций и учебных навыков | Организует закрепление знаний. Каждой группе выдает задание для закрепления 1 вариант (1,2 и 3 группе) 2 вариант (4,5 и 6 группе) Приложение №3 Через 5 минут группы обмениваются и производят взаимопроверку | Выполняют упражнения согласно инструкции Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). | КУУД -строить монологическое высказывание; - контролировать действие партнера; - учитывать разные мнения ПУУД -анализ объектов с выделением существенных признаков; - обобщать; -использовать алгоритмы РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий | Выполнение учащимися предложенных учителем задани | ||||
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?
Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. | Участвуют в обсуждении.
| КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме ПУУД: - строить рассуждения в форме простых суждений об объекте ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; | Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся | |||||
8. Рефлексия деятельности Цель: проанализировать успешность урока, организация рефлексии, самооценка собственной учебной деятельности. | Предлагает вспомнить тему и цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели . Работа с оценочном листом каждого ученика ( Приложение №2) | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). | ЛУУД - ориентация на понимание причин успеха( неуспеха) в учебной деятельности КУУД - формулировать собственное мнение -строить монологическую речь | Адекватность самооценки учащегося Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | ||||
9. Домашнее задание Цель: выполнение заданий, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. | §11 Изучив дополнительные источники, вы можете узнать много интересного:
| Понимание домашнего задания |
Приложение №1
№1 Формы клеток №2 Особенность бактериальной клетки №3 Где можно
1. 1. встретить бактерии
2. 2. 1.
3. 3. 2.
4. 3.
№4 Питание(………………) №5 Размножение бактерий №6 Образование спор
( нарисовать схему) Спора-…….
Приложение 2.
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса | |
Число ответов, вопросов, дополнений. + + + | |
Активность на уроке: ответы, дополнения. | |
Личный вклад в работу группы. | |
Итоговая отметка за урок: |
Приложение №3
1 Вариант
1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,
относят: а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.
2. Шаровидные бактерии:
а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.
3. Изогнутые бактерии:
а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы
4. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.
5. Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
6. Бактерии-паразиты питаются:
а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами
в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом
2 Вариант
1. У бактерий отсутствует: а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик
2. Палочковидные бактерии:
а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы
3. Бактерии, похожие на спираль:
а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы.
4. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:
а) быстро размножаются б) не дышат, не растут в) могут не питаться г) могут образовывать споры.
5. Бактерии размножаются:
а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки
6. Бактерии-сапрофиты питаются:
а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов
в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов
Приложение №4
Инструкция по работе для группы. №1.
- Прочитайте текст в учебнике «Форма бактерии»
с. 52
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о форме бактерий
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №2.
- Прочитайте текст в учебнике «Строение бактерий»
с. 53
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение об особенностях бактериальной клетки
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №3.
- Прочитайте текст в учебнике «Распространение бактерии»
с. 53
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о необычных местах, где могут встретиться бактерии
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №4.
- Прочитайте текст в учебнике « Питание бактерии»
с. 53-54
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о питании бактерий, объясните новые слова.
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №5.
- Прочитайте текст в учебнике « Размножение бактерии»
с. 54
2. Заполните соответствующую строку в таблице (схема).
3. Подготовьте небольшое сообщение о скорости размножения бактерий
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №6.
- Прочитайте текст в учебнике « Образование спор»
с. 54-55
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о значении спор в жизни бактерий
Время работы - 5 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...
Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"
Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....
урок по биологии 5 класс "Бактерии"
Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; пок...