Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Старченко Екатерина Викторовна

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakterii_urok.odt31.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Интегрированный урок по биологии и валеологии в 7 классе.

                                                      Суд над бактериями.

   Тип урока: обобщающий.

   Цели урока: 1)Обучающие: закрепить терминологию, связанную с бактериями, повторить виды бактерий и бактериальных заболеваний. Изучение роли бактерий в природе и жизни человека, а также особенностей молочнокислых, гнилостных, почвенных и клубеньковых бактерий.

2)Развивающие: развивать внимание, системное мышление, анализ.

3)Воспитывающие: прививать учащимся здоровый образ жизни, интерес к валеологии, медицине и биологии. Постепенно формировать биологически грамотную и целостную личность.Здоровьесбережение.

   Оборудование урока: таблица «Бактерии» или слайд на экране с проектором, молоко, ряженка, кефир, гнилые овощи или фрукты. Бейджики для участников суда. Проектор, экран и компьютер.

  Ход урока.

Персонажи: судья, секретарь, пострадавшие от бактерий, обвинитель, защитник. Остальные ученики участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя.

   Секретарь. Встать! Суд идет! (Все встают, входит судья. Все садятся)

   Судья. Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие и все присутствующие, сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.

   Обвинитель 1. В 590г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение 1 часа умирало до 80 человек. В середине XIVв. Улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах, но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн. человек. В 1848г. В Петербурге была страшная эпидемия холеры: ее завез в город больной человек, прибывший по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!

   Обвинитель 2. Якуты называли проказу «ленивой смертью». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека,  медленно его разрушает6 лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают волосы бровей и ресниц. Болезнь может длиться десятки лет: больной организм медленно и неуклонно разрушается, а потом наступает смерть. Требую судить возбудителей этих страшных заболеваний и наказывать!

   Домохозяйка. У меня сломался холодильник и продукты хранить негде, а гнилостные бактерии не дают мне покоя. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Я требую наказать их за вредительство!

   Пострадавший от туберкулеза. Чаще всего возбудитель туберкулеза — туберкулезная палочка поражает легкие, в которые попадает с вдыхаемым воздухом. Когда больной кашляет или чихает, он распространяет туберкулезные палочки воздушно-капельным путем. Кроме того, они оседают вместе с пылью на предметы интерьера, посуду, полотенца, одежду. Через эти предметы больной может заразить окружающих.

   Учитель. Всегда ли туберкулезные палочки, попавшие в организм, проявляют себя сразу? Ответ: нет, они могут долгое время находиться внутри организма в виде спор и никак себя не проявлять, однако, при неблагоприятных условиях (переохлаждение, недоедание) они активизируются и размножаются и разрушают ткани легких.)

Какие условия среды губительны для этих бактерий? Ответ: сухие условия, чистота, яркий солнечный свет, жара)

Какие болезни, кроме чумы, туберкулеза, оспы, вызываются бактериями?

Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей или  не промытой в чистой воде пищи, некипяченой воды из неизвестных источников может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом или холерой. Яды — токсины, выделяемые возбудителями этих заболеваний, вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу.

   Учитель. Назовите меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Ответ: необходимо тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, употреблять в пищу только хорошо вымытые и свежие овощи и фрукты. Продукты нужно изолировать от контакта с насекомыми, закрывать их от мух и тараканов. Нельзя пить сырую воду. Мясо и рыбу обязательно надо хорошо проваривать или прожаривать.

   Технолог молокозавода 1. Не все бактерии такие злодеи. Среди них много полезных и даже необходимых человеку. На нашем заводе перерабатывают молоко. В одном цехе его пастеризуют при +80гр. С и разливают по пакетам . А в другом цехе молоко заражают молочнокислыми бактериями, которые, питаясь молочным сахаром, быстро размножаются и выделяют молочную кислоту. Молочная кислота превращает белки молока а нерастворимые сгустки, и мы получаем густую простоквашу. Если вместо молока взять сливки, то получится сметана.

   Технолог молокозавода 2. Простокваша — очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются организмом человека, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают продукт целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты (кефир, ряженка, кумыс, тан, сметана, йогурты...) с успехом применяются для профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний и укрепляют нервную систему, так как содержат много витаминов гр.В.

   Технолог молокозавода 3. Помимо того, что молочнокислые продукты легко усваиваются, они обладают еще одним важным свойством -  они хорошо сохраняются: молочная кислота, выделяемая бактериями, решительно вытесняет другие бактерии — гнилостные, т е работает, как консервант.. Подобные продукты спасли немало любей от голодной смерти, особенно в древние времена.

   Учитель. Каким научным термином правильно называть гнилостные бактерии? Ответ: сапрофитные.

   Биохимик 1. Я тоже выступаю в защиту бактерий. На рыбе, мясе иногда появляется много безвредных светящихся бактерий. Если их перенести в чашку с питательной средой, они разовьются в чистую культуру, излучающую зеленовато-голубоватый свет. Именно такие интересные бактерии разводил немецкий ученый Дюбуа-Реймон. Он писал, что ему удалось осветить большую комнату светом, подобному яркому лунному. Вечером при этом свете можно было читать.

   Биохимик 2. Есть бактерии. Живущие за счет нефти и природного газа. Размножаются они в бескислородной среде, богатой этими углеводородами. С их помощью можно обнаружить залежи нефти и природного газа. Это бактерии-разведчики.

   Агроном. И я защищаю бактерии. Многие бактерии живут в почве. Среди них есть азотофиксирующие бактерии. Они забирают азот из воздуха, превращают его в растворимые соединения и накапливают их в почве. В таком виде азот легко усваивается растениями. К азотофиксирующим бактериям относятся клубеньковые: они похожи на паразитов, так как живут на корнях бобовых растений, образуя клубеньки — маленькие наросты. Это пример симбиоза бактерий с растениями: бактерии делятся с соседом азотом, а растение — питательными веществами, выработанными при фотосинтезе.

   Врач. Я согласен, что болезнетворные бактерии заслуживают сурового наказания., но мы, люди, часто сами виноваты в распространении инфекционных заболеваний, когда не соблюдаем правила гигиены. Кроме того, люди научились бороться с инфекциями с помощью самих же возбудителей. В 1796г. Э. Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одного из самых страшных заболеваний человека — натуральной оспы. Это была прививка-вакцина с возбудителем коровьей оспы. С тех пор вакцинация — надежное средство профилактики инфекционных заболеваний. Каждый должен понимать значение прививок и не уклоняться от них.

   Защитник бактерий. В защиту бактерий скажу, что, во-первых, гнилостные бактерии или сапрфиты уничтожают в природе тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и вообще различный мусор, таким образом, бактерии являются санитарами. Во-вторых, чтобы уберечь продукты от  порчи, их можно консервировать, засаливать и сушить. В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами. В-четвертых, они используются человеком для приготовления лекарств, продуктов питания и кормов животных. Наконец, в-пятых,  микробы, жившие на нашей планете миллиарды лет назад, дали начало всему живому. А также образовали огромные залежи полезных ископаемых. Я настаиваю на сохранении бактерий.

  Судья. Суд учтет ваши показания. В заключении, слово предоставляется подсудимым, бактериям.

   Бактерии. Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот и приходится бороться за существование, как можем. Просим учесть. Что мы — самые древние существа на Земле, а также то, что без нас остановится круговорот веществ и энергии, нарушится равновесие в природе и вся планета покроется мертвыми телами, которые некому разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.

   Секретарь. Встать! Суд идет.

   Судья. Приговор. 1. Учитывая, что бактерии портят продукты, книги и рукописи по великой халатности и небрежности людей, нельзя считать их в этом виновными. 2. Учитывая огромные заслуги бактерий в круговороте веществ, просим считать их неприкасаемым звеном в цепи питания. 3. Пусть живут и работают на благо человечества молочнокислые и почвенные бактерии. 4. Учитывая черные дела всех болезнетворных бактерий, погубивших сотни тыс людей и вызывающих многие опасные инфекции в наше время, заклеймить их позором, а ученым Земли надлежит тщательно изучать этих паразитов и разрабатывать меры борьбы с ними. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!

    Все участники суда рассаживаются в кабинете за парты для выполнения письменного задания.

   Учитель. В заключении нашего урока, выполните небольшой тест на проверку полученных знаний и сдайте работы.

  Вопросы теста выводятся на экран через проектор или раздаются в виде карточек.

  1. Бактерии являются организмами..

а) многоклеточными

б) одноклеточными

2. Бактериальная клетка включает в себя (выберите 3 ответа)

а) оболочку

б) ядро

в) пластиды

г) цитоплазму

д) кольцевидную ДНК

  1. Образование спор у бактерий необходимо для

а) размножения

б) переживания неблагоприятных условий

  1. Какой способ питания характерен для бактерий?

а) фотосинтез

б) сапрофитный

в) паразитический

  1. Бактерии, превращающие в перегной мертвые тела, называются..

а) бактерии гниения

б) молочнокислые

в) клубеньковые

г) почвенные

  1. Бактерии, усваивающие азот из воздуха и превращающие его в минеральное удобрение, называются..

а) бактерии гниения

б) молочнокислые

в) клубеньковые

7. Бактерии, имеющие форму палочек

а) бациллы

б) спириллы

в) кокки

  1. Организмы, для жизни которых не нужен кислород

а) анаэробы

б) аэробы

  1. Организмы, использующие для своего питание неорганические вещества

а) анаэробы

б) автотрофы

  1. Организмы, использующие для своего питание органические вещества

а) гетеротрофы

б) автотрофы

Ответы: 1 — б, 2 — а, г, д, 3 — б, 4 — а, б, в, 5 — а, 6 — в, 7 — а, 8 — а, 9 — б, 10 — а.

   Учитель. Спасибо за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....

Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Бактерии - живые организмы"

Тема урока: «Бактерии – живые организмы»  Цели и задачи урока:                -познакомить обучающихся с самой древ...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»

Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...

Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе "Витамины"

Цель урока: изучение понятия  витамины как биологически активных веществ клетки и их влияния на обменные процессы. Задачи урока:      Образовательные:Í рассмотреть п...

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».

Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания  и умения о  различных способах вегетативного размножения цветковых  растений и научиться применять полученные знания  на пра...