Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii_urok.odt | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по биологии и валеологии в 7 классе.
Суд над бактериями.
Тип урока: обобщающий.
Цели урока: 1)Обучающие: закрепить терминологию, связанную с бактериями, повторить виды бактерий и бактериальных заболеваний. Изучение роли бактерий в природе и жизни человека, а также особенностей молочнокислых, гнилостных, почвенных и клубеньковых бактерий.
2)Развивающие: развивать внимание, системное мышление, анализ.
3)Воспитывающие: прививать учащимся здоровый образ жизни, интерес к валеологии, медицине и биологии. Постепенно формировать биологически грамотную и целостную личность.Здоровьесбережение.
Оборудование урока: таблица «Бактерии» или слайд на экране с проектором, молоко, ряженка, кефир, гнилые овощи или фрукты. Бейджики для участников суда. Проектор, экран и компьютер.
Ход урока.
Персонажи: судья, секретарь, пострадавшие от бактерий, обвинитель, защитник. Остальные ученики участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя.
Секретарь. Встать! Суд идет! (Все встают, входит судья. Все садятся)
Судья. Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие и все присутствующие, сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель 1. В 590г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение 1 часа умирало до 80 человек. В середине XIVв. Улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах, но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн. человек. В 1848г. В Петербурге была страшная эпидемия холеры: ее завез в город больной человек, прибывший по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!
Обвинитель 2. Якуты называли проказу «ленивой смертью». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает6 лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают волосы бровей и ресниц. Болезнь может длиться десятки лет: больной организм медленно и неуклонно разрушается, а потом наступает смерть. Требую судить возбудителей этих страшных заболеваний и наказывать!
Домохозяйка. У меня сломался холодильник и продукты хранить негде, а гнилостные бактерии не дают мне покоя. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Я требую наказать их за вредительство!
Пострадавший от туберкулеза. Чаще всего возбудитель туберкулеза — туберкулезная палочка поражает легкие, в которые попадает с вдыхаемым воздухом. Когда больной кашляет или чихает, он распространяет туберкулезные палочки воздушно-капельным путем. Кроме того, они оседают вместе с пылью на предметы интерьера, посуду, полотенца, одежду. Через эти предметы больной может заразить окружающих.
Учитель. Всегда ли туберкулезные палочки, попавшие в организм, проявляют себя сразу? Ответ: нет, они могут долгое время находиться внутри организма в виде спор и никак себя не проявлять, однако, при неблагоприятных условиях (переохлаждение, недоедание) они активизируются и размножаются и разрушают ткани легких.)
Какие условия среды губительны для этих бактерий? Ответ: сухие условия, чистота, яркий солнечный свет, жара)
Какие болезни, кроме чумы, туберкулеза, оспы, вызываются бактериями?
Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей или не промытой в чистой воде пищи, некипяченой воды из неизвестных источников может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом или холерой. Яды — токсины, выделяемые возбудителями этих заболеваний, вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу.
Учитель. Назовите меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Ответ: необходимо тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, употреблять в пищу только хорошо вымытые и свежие овощи и фрукты. Продукты нужно изолировать от контакта с насекомыми, закрывать их от мух и тараканов. Нельзя пить сырую воду. Мясо и рыбу обязательно надо хорошо проваривать или прожаривать.
Технолог молокозавода 1. Не все бактерии такие злодеи. Среди них много полезных и даже необходимых человеку. На нашем заводе перерабатывают молоко. В одном цехе его пастеризуют при +80гр. С и разливают по пакетам . А в другом цехе молоко заражают молочнокислыми бактериями, которые, питаясь молочным сахаром, быстро размножаются и выделяют молочную кислоту. Молочная кислота превращает белки молока а нерастворимые сгустки, и мы получаем густую простоквашу. Если вместо молока взять сливки, то получится сметана.
Технолог молокозавода 2. Простокваша — очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются организмом человека, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают продукт целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты (кефир, ряженка, кумыс, тан, сметана, йогурты...) с успехом применяются для профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний и укрепляют нервную систему, так как содержат много витаминов гр.В.
Технолог молокозавода 3. Помимо того, что молочнокислые продукты легко усваиваются, они обладают еще одним важным свойством - они хорошо сохраняются: молочная кислота, выделяемая бактериями, решительно вытесняет другие бактерии — гнилостные, т е работает, как консервант.. Подобные продукты спасли немало любей от голодной смерти, особенно в древние времена.
Учитель. Каким научным термином правильно называть гнилостные бактерии? Ответ: сапрофитные.
Биохимик 1. Я тоже выступаю в защиту бактерий. На рыбе, мясе иногда появляется много безвредных светящихся бактерий. Если их перенести в чашку с питательной средой, они разовьются в чистую культуру, излучающую зеленовато-голубоватый свет. Именно такие интересные бактерии разводил немецкий ученый Дюбуа-Реймон. Он писал, что ему удалось осветить большую комнату светом, подобному яркому лунному. Вечером при этом свете можно было читать.
Биохимик 2. Есть бактерии. Живущие за счет нефти и природного газа. Размножаются они в бескислородной среде, богатой этими углеводородами. С их помощью можно обнаружить залежи нефти и природного газа. Это бактерии-разведчики.
Агроном. И я защищаю бактерии. Многие бактерии живут в почве. Среди них есть азотофиксирующие бактерии. Они забирают азот из воздуха, превращают его в растворимые соединения и накапливают их в почве. В таком виде азот легко усваивается растениями. К азотофиксирующим бактериям относятся клубеньковые: они похожи на паразитов, так как живут на корнях бобовых растений, образуя клубеньки — маленькие наросты. Это пример симбиоза бактерий с растениями: бактерии делятся с соседом азотом, а растение — питательными веществами, выработанными при фотосинтезе.
Врач. Я согласен, что болезнетворные бактерии заслуживают сурового наказания., но мы, люди, часто сами виноваты в распространении инфекционных заболеваний, когда не соблюдаем правила гигиены. Кроме того, люди научились бороться с инфекциями с помощью самих же возбудителей. В 1796г. Э. Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одного из самых страшных заболеваний человека — натуральной оспы. Это была прививка-вакцина с возбудителем коровьей оспы. С тех пор вакцинация — надежное средство профилактики инфекционных заболеваний. Каждый должен понимать значение прививок и не уклоняться от них.
Защитник бактерий. В защиту бактерий скажу, что, во-первых, гнилостные бактерии или сапрфиты уничтожают в природе тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и вообще различный мусор, таким образом, бактерии являются санитарами. Во-вторых, чтобы уберечь продукты от порчи, их можно консервировать, засаливать и сушить. В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами. В-четвертых, они используются человеком для приготовления лекарств, продуктов питания и кормов животных. Наконец, в-пятых, микробы, жившие на нашей планете миллиарды лет назад, дали начало всему живому. А также образовали огромные залежи полезных ископаемых. Я настаиваю на сохранении бактерий.
Судья. Суд учтет ваши показания. В заключении, слово предоставляется подсудимым, бактериям.
Бактерии. Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот и приходится бороться за существование, как можем. Просим учесть. Что мы — самые древние существа на Земле, а также то, что без нас остановится круговорот веществ и энергии, нарушится равновесие в природе и вся планета покроется мертвыми телами, которые некому разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.
Секретарь. Встать! Суд идет.
Судья. Приговор. 1. Учитывая, что бактерии портят продукты, книги и рукописи по великой халатности и небрежности людей, нельзя считать их в этом виновными. 2. Учитывая огромные заслуги бактерий в круговороте веществ, просим считать их неприкасаемым звеном в цепи питания. 3. Пусть живут и работают на благо человечества молочнокислые и почвенные бактерии. 4. Учитывая черные дела всех болезнетворных бактерий, погубивших сотни тыс людей и вызывающих многие опасные инфекции в наше время, заклеймить их позором, а ученым Земли надлежит тщательно изучать этих паразитов и разрабатывать меры борьбы с ними. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Все участники суда рассаживаются в кабинете за парты для выполнения письменного задания.
Учитель. В заключении нашего урока, выполните небольшой тест на проверку полученных знаний и сдайте работы.
Вопросы теста выводятся на экран через проектор или раздаются в виде карточек.
- Бактерии являются организмами..
а) многоклеточными
б) одноклеточными
2. Бактериальная клетка включает в себя (выберите 3 ответа)
а) оболочку
б) ядро
в) пластиды
г) цитоплазму
д) кольцевидную ДНК
- Образование спор у бактерий необходимо для
а) размножения
б) переживания неблагоприятных условий
- Какой способ питания характерен для бактерий?
а) фотосинтез
б) сапрофитный
в) паразитический
- Бактерии, превращающие в перегной мертвые тела, называются..
а) бактерии гниения
б) молочнокислые
в) клубеньковые
г) почвенные
- Бактерии, усваивающие азот из воздуха и превращающие его в минеральное удобрение, называются..
а) бактерии гниения
б) молочнокислые
в) клубеньковые
7. Бактерии, имеющие форму палочек
а) бациллы
б) спириллы
в) кокки
- Организмы, для жизни которых не нужен кислород
а) анаэробы
б) аэробы
- Организмы, использующие для своего питание неорганические вещества
а) анаэробы
б) автотрофы
- Организмы, использующие для своего питание органические вещества
а) гетеротрофы
б) автотрофы
Ответы: 1 — б, 2 — а, г, д, 3 — б, 4 — а, б, в, 5 — а, 6 — в, 7 — а, 8 — а, 9 — б, 10 — а.
Учитель. Спасибо за внимание. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ
Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....
Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Бактерии - живые организмы"
Тема урока: «Бактерии – живые организмы» Цели и задачи урока: -познакомить обучающихся с самой древ...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе "Витамины"
Цель урока: изучение понятия витамины как биологически активных веществ клетки и их влияния на обменные процессы. Задачи урока: Образовательные:Í рассмотреть п...
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на пра...