Урок по биологии в 5 классе "Значение бактерий"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Разработка содержит технологическую карту урока по биологии 5 класс "Значение бактерий" ФГОС, программа В.В.Пасечник 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_no2_znachenie_bakteriy.docx | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии «Роль бактерий в природе и жизни человека»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет - Биология | Класс - 5 | Учитель: Морозова М.С. | ||||||
Тема урока - Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». | Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики. | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы. | ||||||
Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | ||||||||
Ресурсы урока:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | ||||||||
Технологическая карта урока | ||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результаты обучения | ||||
1. Организационный момент Цель: - в мотивация учащихся к учебной деятельности, включение деловой ритм урока | Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии. | Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний | ЛУУД (личностные) - широкая мотивационная основа учебной деятельности; РУУД (регулятивные) - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, ПУУД (познавательные) - строить рассуждение и алгоритмы; КУУД(коммуникативные) - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; | Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока | ||||
2.Мотивация Цель : -создание проблемной ситуации) | Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?» | Вступают в диалог с учителем. Фронтальная беседа. Возникают противоречивые мнения: 1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле. 2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят. Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.
| ||||||
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности Цель: повторить изученный материал ; выявить уровень знаний , изучить типичные недостатки | Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы. -Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?
- Мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?» Что нужно узнать для решения проблемы? Какие источники информации можем использовать? Ребята, назовите тему урока. | Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. Отвечают на вопросы. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут. Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предполагаемые ответы учеников: «Мы должны выяснить, какое значение выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки». Называют тему урока: « Роль бактерий в природе и жизни человека». | КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, | |||||
| Предлагает сформулировать цели урока (планируемые результаты урока) Какие цели мы перед собой поставим сегодня? | Называют цели урока. 1.Изучить роль бактерий в природе. 2.Изучить роль бактерий в жизни человека. | ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; | |||||
5. Мотивация учебной деятельности Цель: - выполнение заданий для получения знаний -изучение новой темы | Организовывает работу в группах. Инструкция по работе для группы ( Приложение №3) (4 группы по 5 – 6 учеников). Каждой группе выдает таблицу для заполнения ( Приложение №1) Группа работает над своим вопросом. Каждому ученику выдается оценочный лист ( Приложение №2) Время работы 5 минут | Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы Каждая группа фиксирует результаты в таблице (Приложение №1), готовят выступление. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп. | КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме, ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; КУУД -строить монологическое высказывание; - контролировать действие партнера; - учитывать разные мнения ПУУД -анализ объектов с выделением существенных признаков; - обобщать; -использовать алгоритмы РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия | Активные действия учащихся Активные действия учащихся Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся. Выполнение учащимися предложенных учителем заданий | ||||
1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения». Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами. Птица – гнилица 2 группа работает с текстом « Почвенные бактерии» Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты. Много клевера сортов: Белый, желтый, красный… Сладок запах их цветов В летний полдень ясный.
Земледельцу клевер – клад. Дар чудесный неба. И везде его велят Сеять возле хлеба. Ничего от почвы он Даром не похитит. Ею вскормлен и взращен, Почву он насытит. Чем насытит почву клевер? (азотом) В черном ящике находится растение, которое является зеленым удобрение, т.к. на его корнях находятся мельчайшие организмы, благодаря которым улучшается развитие растений и повышается плодородие почвы. Что находится в черном ящике? (Фасоль) 3 группа работает с текстом «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии». Учитель корректирует ошибки. 4 группа работает с текстом «Болезнетворные бактерии» Учитель корректирует ошибки. Задает вопросы пассивным учащимся, читает загадку: Хоть и малышка, Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме. -Ребята, вы успешно заполнили таблицу Молодцы! | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока каждый ученик осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». ( Приложение №2) Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока каждый ученик осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». ( Приложение №2) | |||||||
6. Физкультминутка Цель: - снятие общего утомления; снятие утомления глаз | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. Если на экране появится изображение растения -подпрыгиваем, Если на экране появится изображение бактерии- приседаем, Если на экране появится изображение животного- Делаем наклоны, Если на экране появится изображение грибов- сжимаем и разжимаем пальцы | Выполняют упражнения согласно инструкции в течение 1 минуты. | РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий | Выполнение учащимися предложенных учителем заданий | ||||
7. Закрепление полученных знаний Цель: - выполнение заданий, развитие мыслительных операций и учебных навыков | Организует закрепление знаний. Каждой группе выдает набор карточек с названием бактерий и их значением. Необходимо соединить карточки (Приложение №4)
| Выполняют упражнения согласно инструкции | КУУД -строить монологическое высказывание; - контролировать действие партнера; - учитывать разные мнения ПУУД -анализ объектов с выделением существенных признаков; - обобщать; -использовать алгоритмы РУУД -учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий | Выполнение учащимися предложенных учителем задани | ||||
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?
Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. | Участвуют в обсуждении. Предполагают: Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними. | КУУД - формулировать собственное мнение; -учитывать разные мнения; РУУД - принимать и сохранять учебную задачу, - выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме ПУУД: - строить рассуждения в форме простых суждений об объекте ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; | Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся | |||||
8. Рефлексия деятельности Цель: проанализировать успешность урока, организация рефлексии, самооценка собственной учебной деятельности. | Предлагает вспомнить тему и цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели . Работа с оценочном листом каждого ученика ( Приложение №2) | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). | ЛУУД - ориентация на понимание причин успеха( неуспеха) в учебной деятельности КУУД - формулировать собственное мнение -строить монологическую речь | Адекватность самооценки учащегося Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | ||||
9. Домашнее задание Цель: выполнение заданий, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. | §12, вопрос 7,8. | Понимание домашнего задания |
Приложение №1
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии | Значение | Среда обитания | |
Положительное | Отрицательное | ||
Разложения и гниения | |||
Азотофиксирующие (клубеньковые) | |||
Молочнокислые | |||
Болезнетворные |
Приложение 2.
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса | |
Число ответов, вопросов, дополнений. + + + | |
Активность на уроке: ответы, дополнения. | |
Личный вклад в работу группы. | |
Итоговая отметка за урок: |
Приложение №3
Инструкция по работе для группы. №1.
- Прочитайте текст в учебнике «Бактерии разложения и гниения»
с. 56 – 57.
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о значении бактерий разложения и гниения в природе и жизни человека.
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №2.
- Прочитайте текст в учебнике «Почвенные бактерии»
с. 57 – 58.
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о значении почвенных бактерий в природе и жизни человека.
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №3.
- Прочитайте текст в учебнике «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека»
с. 58 – 59.
2. Заполните строку в таблице «Молочнокислые бактерии».
3. Подготовьте небольшое сообщение о значении молочнокислых бактерий в природе и жизни человека.
Время работы - 5 минут.
Инструкция по работе для группы. №4.
- Прочитайте текст в учебнике «Болезнетворные бактерии»
с. 60 – 62.
2. Заполните соответствующую строку в таблице.
3. Подготовьте небольшое сообщение о значении болезнетворных бактерий в природе и жизни человека.
Приложение №4
Закрепление материала. Найти соответствия
Виды бактерий | Значение бактерий | ||
1. | Бактерии гниения | 1. | Усваивают азот из воздуха, превращая его в азотсодержащие вещества. |
2. | Почвенные бактерии | 2. | Превращают органическое вещество почвы (перегной), в минеральные вещества. |
3. | Клубеньковые бактерии. | 3 | Питаясь сахаром, который содержится в молоке, они образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу. |
4. | Молочно-кислые бактерии | 4. | Превращают органические вещества отмерших организмов в органическое вещество почвы (перегной) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...
Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"
Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....
урок по биологии 5 класс "Бактерии"
Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; пок...