Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа по биологии на тему

Ондар Доржатмаа Владимировна

Автор учебной программы В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_1.docx72.13 КБ
Файл kimy_5_klass.docx153.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Чадана им. Байлак Веры Чульдумовны Дзун-Хемчикского кожууна РТ»

       Рассмотрено                                                                                            Согласовано                                                                                    Утверждаю

       на заседании МО                                                                                         Зав. УПК                                                                       Директор МБОУ СОШ № 4

       Протокол №  ____                                                                                      _______/Саая Б.Д/                                                     г. Чадана______/Монгуш С.С/

       от «___»________2017 г.                                                                          от «___»_______2017 г.                                                      от «__»________2017 г.

       Руководитель МО                                                                                                                                                                                      Приказ № _______

       ___________/Ондар Ч.Ч ./          

     

Рабочая программа

по биологии 5 класса

на 2017-2018 учебный год

Программа: Программы для общеобразовательных школ. Биология. – М.: «Дрофа», 2001. Авторы – В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, Р.Д. Маш.

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник В.В. Пасечник.-5-е изд., с тереотип. – М.: Дрофа, 2016 г.

Количество часов: в год – 34, в неделю – 1 ч.

г. Чадана - 2017 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

        Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

        Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5 - 9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1. основное содержание;

а) предметные результаты обучения;

         - Учащиеся должны знать/

         - Учащиеся должны уметь:

б) метапредметные результаты обучения;

в) личностные результаты обучения;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

        В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

        Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

        В результате изучения биологии ученик должен

        знать/понимать

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.  

        уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Учебно-тематический план

Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

В том числе на проведение

экскурсий

лабораторных и практических

работ

1.

Введение

6

1

1

2.

Тема 1. Клеточное строение организмов

10

-

6

3.

Тема 2. Царство Бактерии

2

-

-

4.

Тема 3. Царство Грибы

5

-

3

5.

Тема 4. Царство Растения

10

-

4

Итого: 33 часа (экс-1; л/р и п/р - 14). Резервное время – 2 часа.

Описание материально-технической базы

Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.;
  2. Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.;
  3. Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др.

        Дополнительная литература для обучающихся:

  • Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.;
  • Красная книга Республики Тыва;
  • В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.;
  • Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.;
  • С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология/ Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для обучающихся основной школы.- М.: Мнемозина, 2000.- 206 с.: ил.;
  • Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./глав.ред. М. Д. Аксеонова - М.: Аванта+, 1998.-704 с.: ил.
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
  • Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.;
  • Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2004 г.;
  • Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.

        Интернет-ресурсы:

  • 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru;
  • 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru.

Содержание программы

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Личностные результаты

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы ,методами естественных наук. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни. Мотивация к дальнейшему изучению биологии.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (10 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Календарно-тематическое планирование, 5 класс

п/п

Тема урока

Кол –во часов

Элементы содержания урока  

Планируемые результаты

Д./з.

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План.

Факт.

Тема. Введение (6 часов)

1.

Биология - наука о живой природе.

1

Биология как наука. Значение биологии.

Учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают  понятия «биология», «биосфера», «экология».

Познавательные:

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные:

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, раз-витие навыков само-оценки и самоанализа

Коммуникативные:

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

У учащихся формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

§1-читать.

2.

Методы исследования в биологии.

1

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его

результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование.

Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

К: Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.

§2. Составить дневник

наблюдений за погодой.

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого от неживого.

1

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.

П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных  и прочитанных текстов .

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  перечислять отличительные свойства живого

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

 §3. Составить характеристику по плану.

4.

Среды обитания живых организмов.

1

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

П: Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу.

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§4.

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на

живые организмы.

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируются элементы экологической культуры.

§5.

6.

Обобщающий урок.

1

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений

и животных.

Лабораторные и практические работы

1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и

приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

П: Анализируют какие изменения происходят в природе осенью

Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

К: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Выучить термины.

Тема № 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7.

Устройство увеличительных приборов.

1

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.

Лабораторные и практические работы

2.Устройство лупы и светового микроскопа, правила работы с ними

3.Рассматривание клеток растения

с помощью лупы

Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними

Р: Называют части  приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в электронном приложении

Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

§6.

8.

Строение клетки (до пластид).

1

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма,

ядро, вакуоли

Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части).

П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Р: Самостоятельно определять цель учебной деятельности

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§7.

9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Лабораторные и практические работы

4.Приготовление препарата клеток кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

Приобретут навык готовить препарат кожицы лука и умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение  клетки.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§7, напи-

сать  

отчет лаб .р-ты.

10.

Пластиды.

1

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторные и практические работы

5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Имеют понятия о пластидах и хлоропластах, развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучение их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют

увиденное

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

§7.

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение

органических веществ в клетках растений

Научатся называть основные органические и неорганические  вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

П: Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Р: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

К: Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

§8.

12.

Жизнедеятельность

клетки: поступле-ние

веществ в клетку

(дыхание, питание).

1

Жизнедеятельность клетки (питание,

дыхание).

Лабораторные и практические работы

6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют движение цитоплазмы.

Р: Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

§9.

13.

Жизнедеятельность

клетки: рост, развитие.

1

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о

росте и развитии клеток разных растений

Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жизнедеятельности клетки, структурируют знания.

П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о росте и развитии живых организмов

§9.

14.

Деление клетки.

1

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клеток.

П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития живых организмов

§9.

15.

Понятие «ткань».

1

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных

растительных тканей

Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах.

П: Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями

Р: Прогнозируют последствия повреждения  тканей у растений

К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов.

§10.

16.

Обобщающий урок.

1

Систематизация и обобщение понятий

раздела. Контроль знаний и умений

работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Структурируют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей, их значении для живых организмов.

П: Структурируют  знания о клетке

Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.

Повторить  изуч. темы,  выучить  терми-ны.

Тема № 2. Царство Бактерии (2 часа)

17.

Бактерии, их разнообразие, строение и

жизнедеятельность.

1

Бактерии, особенности строения и

жизнедеятельности. Формы бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение

Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и  многообразия бактерий.

П: Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.

§11.

18.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

П: Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

§12.

Тема № 3. Царство Грибы (5 часов)

19.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека.

П: Анализируют строение клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью внесения необходимых дополнений

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.

§13.

20.

Шляпочные грибы.

1

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами.

Лабораторные и практические работы

8.Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Учащиеся знакомятся со строением шляпочных  грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни, усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.

§14, принести плесневелый хлеб.

21.

Плесневые грибы

и дрожжи.

1

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторные и практические работы

9.Строение плесневого гриба мукора.  10.Строение дрожжей

Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение   грибной клетки.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

§15.

22.

Грибы-паразиты.

1

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика,

ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека.

П: Устанавливают причинно-следственные связи  строения грибов и их среды обитания

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формирует-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

§16.

23.

Обобщающий урок.

1

Систематизация и обобщение понятий

раздела. Контроль знаний и умений

работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Учащиеся закрепляют знания о царстве грибов, их строении и роли грибов в природе и жизни человека.

П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р: Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты

К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирует-ся научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Повторить изуч. темы.

Тема № 4. Царство Растения (10 часов)

24.

Ботаника - наука

о растениях.

1

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

П: Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Р: Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

§17.

25.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность,

размножение, среда обитания зелёных,

бурых и красных водорослей.

Лабораторные и практические работы

11.Строение зелёных водорослей

Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение   зелёных водорослей.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

§18.

26.

Роль водорослей в

природе и жизни

человека. Охрана

водорослей.

1

Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Учащиеся имеют представления о роли водорослей в природе и необходимости их охраны.

П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками.

§18.

27.

Лишайни-ки.

1

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и

размножение лишайников. Значение

лишайников в природе и жизни человека

Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах.

П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

§19.

28.

Мхи.

1

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие,

распространение, среда обитания, роль

в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные и практические работы

12.Строение мха (на местных видах).

Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении.

§20.

29.

Папоротники,

хвощи, плауны.

1

Высшие споровые растения.Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие,

распространение, среда обитания, роль

в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные и практические работы

13.Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника

(на усмотрение учителя)

Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

§21, составить  кроссворд по изученной теме.

30.

Голосеменные растения.

1

Голосеменные растения, особенности

строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль

в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторные и практические работы

14.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения».

П: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Р: Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении.

§22.

31.

Покрытосеменные

растения.

1

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. 

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

П: Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений

Р: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.

§23.

32.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Методы изучения древних растений.

Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.

П: Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Работа в группах:  умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

§24.

33.

Обобщающий урок.

1

Систематизация и обобщение понятий

раздела. Подведение итогов за год.

Летние задания

Учащиеся закрепляют знания о царстве растений, их строении и роли растений в природе и жизни человека.

П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р: Осознают качество и уровень усвоения изученного материала

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Выполнить летние задания.

 Резервное время - 2 ч (на обобщающие уроки по курсу).



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы.  ФГОС.  Биология.  5 класс.

                                           Входной контроль.

5 класс.  1 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1) Верхний слой почвы имеет тёмный цвет за счёт того, что:

     А) он лучше прогревается солнцем

     Б) это среда обитания множества мелких насекомых

     В) здесь накапливается перегной

2) Какие организмы в круговороте веществ являются основными производителями органических веществ:

     А) бактерии

     Б) грибы

     В) растения

     Г) животные

3) Какой газ организмы поглощают при дыхании:

     А) кислород

     Б) азот

     В) углекислый газ

     Г) водород

4) Выбери представителей экосистемы озера:

    А) ель, дятел, лось

    Б) клевер, дождевой червь, мышь-малютка

    В) кувшинка, беззубка, щука

5) Среди перечисленных растений выберите цветковое растение:

     А) папоротник

     Б) водоросль

     В) земляника

     Г) ель

6) Из перечисленных животных выберите хищников:

     А) верблюд, антилопа, северный олень

     Б) песец, волк, полярная сова

     В) суслик, хомяк, полёвка

7) Из перечисленных грибов выберите ядовитый несъедобный гриб:

     А) бледная поганка

     Б) сыроежка

     В) опята

8) Выберите среди перечисленных органы пищеварения:

     А) рот, пищевод, желудок , кишечник

     Б) гортань, трахея, бронхи, лёгкие

     В) сердце, кровеносные сосуды

Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Почему не рекомендуют чистить уши твёрдыми и острыми предметами?
  2. Почему некоторыми болезнями человек не болеет  дважды?

Задание 3. Выберите правильные утверждения:

  1. Нервная система управляет организмом человека.
  2. В состав кровеносной системы человека входят лёгкие.
  3. Язык является органом вкуса.
  4. Мышцы обеспечивают движение человека.
  5. Хрусталик – это часть органа слуха.

Входной контроль.

5 класс. 2 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1) Основное свойство почвы - это:

     А) рыхлость

     Б) плодородие

     В) долго сохраняет влагу

2) Какие организмы в круговороте веществ являются основными потребителями органических веществ:

     А) бактерии

     Б) грибы

     В) растения

     Г) животные

3) Какой газ организмы выделяют при дыхании:

     А) кислород

     Б) азот

     В) углекислый газ

     Г) водород

4) Выбери представителей экосистемы леса:

    А) ель, дятел, лось

    Б) клевер, дождевой червь, мышь-малютка

    В) кувшинка, беззубка, щука

5) Из перечисленных растений выберите хвойное растение:

     А) картофель

     Б) клён

     В) берёза

     Г) сосна

6) Из перечисленных животных выберите растительноядных:

     А) лисица, волк, бурый медведь

     Б) песец, полярная сова

     В) суслик, хомяк, полёвка

7) Из перечисленных грибов выберите ядовитый несъедобный гриб:

     А) подберёзовик

     Б) мухомор

     В) лисичка

8) Выберите среди перечисленных органы дыхания:

     А) рот, пищевод, желудок, кишечник

     Б) гортань, трахея, бронхи, лёгкие

     В) сердце, кровеносные сосуды

Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Почему не рекомендуется слушать слишком громкую музыку?
  2. Зачем работники санитарного надзора уничтожают мух, тараканов и крыс?

Задание 3. Выберите правильные утверждения:

  1. В состав нервной системы человека входит головной мозг.
  2. Сердце – часть  кровеносной системы человека.
  3. Пища переваривается в желудке и кишечнике человека.
  4. Органом осязания человека является нос.
  5. Барабанная перепонка входит в состав органа зрения.

Тема: Введение.

1 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

   А) неподвижны

   Б) состоят из химических веществ

   В) имеют клеточное строение

   Г) имеют цвет

2.Все живые организмы способны к:

   А) неограниченному росту

   Б) размножению

   В) питанию готовыми питательными веществами

   Г) быстрым перемещениям

3.Биология – это наука о:

   А) космосе

   Б) строении Земли

   В) живой природе

   Г) веществах

4.Наука, изучающая растения, называется:

   А) зоология

   Б) ботаника

   В) анатомия

   Г) астрономия

5.Метод изучения природы:

   А) сложение

   Б) деление

   В) умножение

   Г) наблюдение

6.В наземно-воздушной среде обитает:

   А) страус

   Б) дельфин

   В) медуза

   Г) крот

7.Животные в наземно-воздушной среде имеют скелет, так как в ней:

   А) резкие перепады температуры

   Б) низкая плотность воздуха

   В) недостаток света

   Г) не хватает влаги

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

К биологическим наукам относятся:

  1. Физика
  2. Зоология
  3. Химия
  4. Бактериология
  5. География
  6. Анатомия

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

1.Для чего необходим прибор – микроскоп?

2.К какой группе факторов относятся климат и рельеф?

Тема: Введение.

2 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Клеточное строение имеют:

   А) все тела в природе

   Б) только грибы и растения

   В) только животные

   Г) все живые организмы

2.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

   А) имеют массу

   Б) способны к обмену веществ

   В) не состоят из химических веществ

   Г) имеют форму

3.Наука о живой природе:

   А) география

   Б) физика

   В) химия

   Г) биология

4.Наука, изучающая животных, называется:

   А) зоология

   Б) ботаника

   В) анатомия

   Г) экология

5.Сезонные изменения в природе изучают, используя метод:

   А) эксперимент

   Б) наблюдение

   В) измерение

   Г) анкетирование

6.В наземно-воздушной среде обитает:

   А) кенгуру

   Б) дождевой червь

   В) сом

   Г) акула

7.Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глаза, так как в почвенной среде:

   А) есть вода, которая заливает глаза

   Б) слишком мало кислорода

   В) есть твёрдые частицы, которые могут повредить глаза

   Г) отсутствует свет

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

К биологическим наукам относятся:

  1. Ботаника
  2. Астрономия
  3. Физика
  4. Физиология
  5. Химия
  6. Микология

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

1.Для чего необходим прибор – бинокль?

2.К какой группе факторов относится деятельность человека?

Тема 1: Клеточное строение организмов.

1 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Зрительная трубка микроскопа называется:

   А) объектив

   Б) окуляр

   В) тубус

   Г) штатив

2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

   А) 150 раз

   Б) 200 раз

   В) 250 раз

   Г) 300 раз

3.Какая часть клетки содержит наследственную информацию?

   А) оболочка

   Б) ядро

   В) цитоплазма

   Г) вакуоли

4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:

   А) кальций

   Б) хлор

   В) кислород

   Г) фосфор

5.Какое вещество в клетке относится к неорганическим:

   А) вода

   Б) углеводы

   В) белки

   Г) нуклеиновые кислоты

6.Каждая клетка появляется путём деления:

   А) межклеточного вещества

   Б) материнской клетки

   В) клеточных стенок соседних клеток

   Г) органических и минеральных веществ

7.К каким растительным тканям относится кожица:

   А) покровные

   Б) механические

   В) основные

   Г) проводящие

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

Какие части входят в состав только растительной клетки:

  1. Ядро
  2. Цитоплазма
  3. Хлоропласты
  4. Оболочка из целлюлозы
  5. Вакуоли с клеточным соком
  6. Ядрышко

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 1 и 4?

Кaкие клетки изобрaжены нa рисунке - рисунки моего села

Тема 1: Клеточное строение организмов.

2 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:

   А) регулировочном винте

   Б) окуляре

   В) объективе

   Г) предметном столике

2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

   А) 150 раз

   Б) 200 раз

   В) 250 раз

   Г) 300 раз

3.Бесцветное вязкое вещество внутри клетки называется:

   А) оболочка

   Б) ядро

   В) цитоплазма

   Г) вакуоли

4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:

   А) калий

   Б) сера

   В) углерод

   Г) железо

5.Какое вещество в клетке относится к органическим:

   А) вода

   Б) углеводы

   В) соли кальция

   Г) соли фосфора

6.Благодаря делению и росту клеток организм:

   А) дышит

   Б) питается

   В) растёт и развивается

   Г) выделяет вредные вещества

7.К каким растительным тканям относятся сосуды:

   А) покровные

   Б) механические

   В) основные

   Г) проводящие

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

Растительная клетка имеет три главные части:

  1. Ядро
  2. Цитоплазма
  3. Хлоропласты
  4. Оболочка
  5. Вакуоли с клеточным соком
  6. Ядрышко

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 2 и 5?

Кaкие клетки изобрaжены нa рисунке - рисунки моего села

Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.

1 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Организмы, клетка которых не имеет ядра, - это:

   А) грибы

   Б) животные

   В) растения

   Г) бактерии

2.Шарообразные по форме бактерии называются:

   А) кокки

   Б) бациллы

   В) вибрионы

   Г) спириллы

3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами отмерших организмов, называются:

   А) паразиты

   Б) автотрофы

   В) сапротрофы

   Г) симбионты

4.Споры необходимы бактериям для:

   А) размножения

   Б) переживания неблагоприятных условий

   В) дыхания и питания

   Г) существования в благоприятных условиях

5.Основная часть гриба, состоящая из множества нитей, называется:

   А) грибница

   Б) мукор

   В) пеницилл

   Г) плодовое тело

6.Подберёзовик обеспечивает берёзу:

   А) белками

   Б) жирами

   В) углеводами

   Г) водой и минеральными солями

7.Для выпечки хлеба используются грибы:

   А) трутовики

   Б) маслята

   В) дрожжи

   Г) лисички

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

1.Бактерии используются человеком для получения:

   1) кефира и йогурта

   2) молока

   3) квашеной капусты

   4) солёных грибов

   5) витаминов и некоторых лекарств

   6) ваты и бинтов

2.Ядовитыми грибами являются:

   1) мухомор

   2) подберёзовик

   3) ложный опёнок

   4) лисичка

   5) сатанинский гриб

   6) сыроежка

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб пеницилл.

Какую роль он играет в жизни человека?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=fd57a62ca32596153ccc97c950ebad3b-61-144&n=21 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=997907dedae2b1cc76296c7e13f22697-90-144&n=21

       http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4d286d5e6e54b4a1c5429de739cb93de-110-144&n=21        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e5e4902b0f1ebf722e764b757eed8663-37-144&n=21

Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.

2 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Клетки бактерий не имеют:

   А) цитоплазмы

   Б) ядра

   В) нуклеиновой кислоты

   Г) наружной мембраны

2.Палочковидные по форме бактерии называются:

   А) кокки

   Б) бациллы

   В) вибрионы

   Г) спириллы

3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов, называются:

   А) паразиты

   Б) автотрофы

   В) сапротрофы

   Г) симбионты

4.Бактерии размножаются:

   А) делением

   Б) с помощью оплодотворения

   В) черенкованием

   Г) почкованием

5.Споры необходимы грибам для:

   А) дыхания и питания

   Б) размножения

   В) образования питательных веществ

   Г) переживания неблагоприятных условий

6.Подосиновик получает от осины:

   А) воду

   Б) минеральные соли

   В) органические вещества

   Г) неорганические вещества

7.Для борьбы с болезнетворными бактериями человек использует лекарства, получаемые из гриба:

   А) подберёзовика

   Б) пеницилла

   В) сыроежки

   Г) мукора

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

1.Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:

   1) туберкулёз

   2) холера

   3) грипп

   4) СПИД

   5) чума

   6) гепатит

2.К съедобным грибам относятся:

   1) мухомор

   2) подосиновик

   3) маслёнок

   4) бледная поганка

   5) сатанинский гриб

   6) шампиньон

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб мукор.

Какую роль он играет в жизни человека?

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d653e4e1629578f2271d74b294c1f8a2-54-144&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3fd5c3378e5fa8c0730dc514c2efa47c-78-144&n=21               http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=64813cc2c3329d7157d0263fd9386af8-67-144&n=21                                                           http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a4acf4408bd38db6eebd4c6030dafb9a-75-144&n=21        4

Тема 4: Царство Растения.

1 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Тело водоросли называется:

   А) орган

   Б) хламидомонада

   В) органоид

   Г) слоевище

2.В отличие от водорослей у большинства мхов имеются:

   А) корни

   Б) стебли и листья

   В) цветки

   Г) плоды с семенами

3.Размножение папоротников происходит с помощью:

   А) грибницы

   Б) ризоидов

   В) спор

   Г) семян

4.Отмершие части древних папоротников, хвощей и плаунов образовали полезное ископаемое:

   А) каменный уголь

   Б) нефть

   В) торф

   Г) железную руду

5.У голосеменных растений, в отличие от папоротников, имеются:

   А) корни

   Б) плоды

   В) цветки

   Г) семена

6.Внутри плода семена располагаются у растений:

   А) покрытосеменных

   Б) папоротников

  В) голосеменных

  Г) мхов

7.Из перечисленных растений выберите однолетнее:

   А) морковь

   Б) тюльпан

   В) сирень

   Г) горох

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

Зелёными водорослями являются:

  1. Порфира
  2. Ламинария
  3. Хламидомонада
  4. Дрожжи
  5. Хлорелла
  6. Спирогира

Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).

        РАСТЕНИЕ                              ОТДЕЛ

А. Сосна                                      1. Голосеменные

Б. Рис                                           2. Покрытосеменные

В. Томат

Г. Лиственница

Д. Подсолнечник

Е. Пихта

Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:

1.Дайте понятие: высшие растения. Приведите 1-2 примера высших растений.

2.Опишите строение лишайника.

Тема 4: Царство Растения.

2 вариант.

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1.Группа растений, тела которых не имеют корней, стеблей, листьев и цветков:

   А) водоросли

   Б) папоротники

   В) голосеменные

   Г) покрытосеменные

2.У папоротников, в отличие от мхов, имеются:

   А) споры, листья и стебли

   Б) ризоиды

   В) цветки, плоды и семена

   Г) корни

3.Размножение мхов происходит с помощью:

   А) грибницы

   Б) ризоидов

   В) спор

   Г) семян

4.Отмершие части мха сфагнума образуют полезное ископаемое:

   А) каменный уголь

   Б) нефть

   В) торф

   Г) железную руду

5.Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

   А) стеблей

   Б) цветков

   В) листьев

   Г) корней

6.Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:

   А) корни

   Б) стебли и листья

   В) цветки

   Г) семена

7.Из перечисленных растений выберите двулетнее:

   А) морковь

   Б) тюльпан

   В) липа

   Г) горох

Задание 2. Выберите три правильных ответа:

Мхами являются:

  1. Кукушкин лён
  2. Щитовник
  3. Орляк
  4. Сфагнум
  5. Риччия
  6. Хламидомонада

Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).

         РАСТЕНИЕ                             ОТДЕЛ

А. Василёк                                  1. Голосеменные

Б. Ель                                           2. Покрытосеменные

В. Груша

Г. Огурец

Д. Кедр

Е. Кактус

Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:

1.Дайте понятие: низшие растения. Приведите 1-2 примера низших растений.

2.Укажите 2-3 значения лишайников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...