Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа по биологии на тему
Автор учебной программы В.В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_1.docx | 72.13 КБ |
kimy_5_klass.docx | 153.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Чадана им. Байлак Веры Чульдумовны Дзун-Хемчикского кожууна РТ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зав. УПК Директор МБОУ СОШ № 4
Протокол № ____ _______/Саая Б.Д/ г. Чадана______/Монгуш С.С/
от «___»________2017 г. от «___»_______2017 г. от «__»________2017 г.
Руководитель МО Приказ № _______
___________/Ондар Ч.Ч ./
Рабочая программа
по биологии 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Программа: Программы для общеобразовательных школ. Биология. – М.: «Дрофа», 2001. Авторы – В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, Р.Д. Маш.
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник В.В. Пасечник.-5-е изд., с тереотип. – М.: Дрофа, 2016 г.
Количество часов: в год – 34, в неделю – 1 ч.
г. Чадана - 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5 - 9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Настоящая программа включает следующие разделы:
1. основное содержание;
а) предметные результаты обучения;
- Учащиеся должны знать/
- Учащиеся должны уметь:
б) метапредметные результаты обучения;
в) личностные результаты обучения;
2) тематическое планирование;
3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов (тем) | Количество часов по программе | В том числе на проведение | |
экскурсий | лабораторных и практических работ | |||
1. | Введение | 6 | 1 | 1 |
2. | Тема 1. Клеточное строение организмов | 10 | - | 6 |
3. | Тема 2. Царство Бактерии | 2 | - | - |
4. | Тема 3. Царство Грибы | 5 | - | 3 |
5. | Тема 4. Царство Растения | 10 | - | 4 |
Итого: 33 часа (экс-1; л/р и п/р - 14). Резервное время – 2 часа.
Описание материально-технической базы
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.;
- Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.;
- Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.;
- Красная книга Республики Тыва;
- В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.;
- Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.;
- С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология/ Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для обучающихся основной школы.- М.: Мнемозина, 2000.- 206 с.: ил.;
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./глав.ред. М. Д. Аксеонова - М.: Аванта+, 1998.-704 с.: ил.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
- Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
- Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.;
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2004 г.;
- Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.
Интернет-ресурсы:
- 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru;
- 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru.
Содержание программы
Введение (6 часов)
Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Личностные результаты
Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы ,методами естественных наук. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни. Мотивация к дальнейшему изучению биологии.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематическое планирование, 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты | Д./з. | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План. | Факт. | |||||
Тема. Введение (6 часов) | |||||||||
1. | Биология - наука о живой природе. | 1 | Биология как наука. Значение биологии. | Учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «биосфера», «экология». | Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, раз-витие навыков само-оценки и самоанализа Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | У учащихся формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. | §1-читать. | ||
2. | Методы исследования в биологии. | 1 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование. | Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы. | §2. Составить дневник наблюдений за погодой. | ||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | §3. Составить характеристику по плану. | ||
4. | Среды обитания живых организмов. | 1 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. | П: Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | §4. | ||
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируются элементы экологической культуры. | §5. | ||
6. | Обобщающий урок. | 1 | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Лабораторные и практические работы 1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. | П: Анализируют какие изменения происходят в природе осенью Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней К: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. | Выучить термины. | ||
Тема № 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||||||
7. | Устройство увеличительных приборов. | 1 | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторные и практические работы 2.Устройство лупы и светового микроскопа, правила работы с ними 3.Рассматривание клеток растения с помощью лупы | Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними Р: Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в электронном приложении | Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | §6. | ||
8. | Строение клетки (до пластид). | 1 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части). | П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Р: Самостоятельно определять цель учебной деятельности К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | §7. | ||
9. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | Лабораторные и практические работы 4.Приготовление препарата клеток кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом | Приобретут навык готовить препарат кожицы лука и умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение клетки. Р: Составляют план и последовательность действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | §7, напи- сать отчет лаб .р-ты. | ||
10. | Пластиды. | 1 | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Лабораторные и практические работы 5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Имеют понятия о пластидах и хлоропластах, развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучение их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | §7. | ||
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Научатся называть основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | П: Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Р: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. | §8. | ||
12. | Жизнедеятельность клетки: поступле-ние веществ в клетку (дыхание, питание). | 1 | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторные и практические работы 6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют движение цитоплазмы. Р: Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | §9. | ||
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | 1 | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жизнедеятельности клетки, структурируют знания. | П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о росте и развитии живых организмов | §9. | ||
14. | Деление клетки. | 1 | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клеток. | П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития живых организмов | §9. | ||
15. | Понятие «ткань». | 1 | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы 7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах. | П: Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями Р: Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов. | §10. | ||
16. | Обобщающий урок. | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Структурируют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей, их значении для живых организмов. | П: Структурируют знания о клетке Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. | Повторить изуч. темы, выучить терми-ны. | ||
Тема № 2. Царство Бактерии (2 часа) | |||||||||
17. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий. | П: Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. | §11. | ||
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | П: Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | §12. | ||
Тема № 3. Царство Грибы (5 часов) | |||||||||
19. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. | П: Анализируют строение клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью внесения необходимых дополнений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. | §13. | ||
20. | Шляпочные грибы. | 1 | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Лабораторные и практические работы 8.Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни, усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами. | §14, принести плесневелый хлеб. | ||
21. | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы 9.Строение плесневого гриба мукора. 10.Строение дрожжей | Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки. Р: Составляют план и последовательность действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | §15. | ||
22. | Грибы-паразиты. | 1 | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека. | П: Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формирует-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | §16. | ||
23. | Обобщающий урок. | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Учащиеся закрепляют знания о царстве грибов, их строении и роли грибов в природе и жизни человека. | П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р: Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирует-ся научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | Повторить изуч. темы. | ||
Тема № 4. Царство Растения (10 часов) | |||||||||
24. | Ботаника - наука о растениях. | 1 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | П: Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Р: Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. | §17. | ||
25. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | 1 | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Лабораторные и практические работы 11.Строение зелёных водорослей | Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение зелёных водорослей. Р: Составляют план и последовательность действий К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | §18. | ||
26. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Учащиеся имеют представления о роли водорослей в природе и необходимости их охраны. | П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками. | §18. | ||
27. | Лишайни-ки. | 1 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах. | П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | §19. | ||
28. | Мхи. | 1 | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 12.Строение мха (на местных видах). | Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении. | §20. | ||
29. | Папоротники, хвощи, плауны. | 1 | Высшие споровые растения.Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 13.Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) | Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | §21, составить кроссворд по изученной теме. | ||
30. | Голосеменные растения. | 1 | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторные и практические работы 14.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения». | П: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Р: Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении. | §22. | ||
31. | Покрытосеменные растения. | 1 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | П: Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений Р: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | §23. | ||
32. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | П: Характеризуют основные этапы развития растительного мира Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Работа в группах: умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. | §24. | ||
33. | Обобщающий урок. | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Учащиеся закрепляют знания о царстве растений, их строении и роли растений в природе и жизни человека. | П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р: Осознают качество и уровень усвоения изученного материала К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | Выполнить летние задания. | ||
Резервное время - 2 ч (на обобщающие уроки по курсу). |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы. ФГОС. Биология. 5 класс.
Входной контроль.
5 класс. 1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1) Верхний слой почвы имеет тёмный цвет за счёт того, что:
А) он лучше прогревается солнцем
Б) это среда обитания множества мелких насекомых
В) здесь накапливается перегной
2) Какие организмы в круговороте веществ являются основными производителями органических веществ:
А) бактерии
Б) грибы
В) растения
Г) животные
3) Какой газ организмы поглощают при дыхании:
А) кислород
Б) азот
В) углекислый газ
Г) водород
4) Выбери представителей экосистемы озера:
А) ель, дятел, лось
Б) клевер, дождевой червь, мышь-малютка
В) кувшинка, беззубка, щука
5) Среди перечисленных растений выберите цветковое растение:
А) папоротник
Б) водоросль
В) земляника
Г) ель
6) Из перечисленных животных выберите хищников:
А) верблюд, антилопа, северный олень
Б) песец, волк, полярная сова
В) суслик, хомяк, полёвка
7) Из перечисленных грибов выберите ядовитый несъедобный гриб:
А) бледная поганка
Б) сыроежка
В) опята
8) Выберите среди перечисленных органы пищеварения:
А) рот, пищевод, желудок , кишечник
Б) гортань, трахея, бронхи, лёгкие
В) сердце, кровеносные сосуды
Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы:
- Почему не рекомендуют чистить уши твёрдыми и острыми предметами?
- Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды?
Задание 3. Выберите правильные утверждения:
- Нервная система управляет организмом человека.
- В состав кровеносной системы человека входят лёгкие.
- Язык является органом вкуса.
- Мышцы обеспечивают движение человека.
- Хрусталик – это часть органа слуха.
Входной контроль.
5 класс. 2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1) Основное свойство почвы - это:
А) рыхлость
Б) плодородие
В) долго сохраняет влагу
2) Какие организмы в круговороте веществ являются основными потребителями органических веществ:
А) бактерии
Б) грибы
В) растения
Г) животные
3) Какой газ организмы выделяют при дыхании:
А) кислород
Б) азот
В) углекислый газ
Г) водород
4) Выбери представителей экосистемы леса:
А) ель, дятел, лось
Б) клевер, дождевой червь, мышь-малютка
В) кувшинка, беззубка, щука
5) Из перечисленных растений выберите хвойное растение:
А) картофель
Б) клён
В) берёза
Г) сосна
6) Из перечисленных животных выберите растительноядных:
А) лисица, волк, бурый медведь
Б) песец, полярная сова
В) суслик, хомяк, полёвка
7) Из перечисленных грибов выберите ядовитый несъедобный гриб:
А) подберёзовик
Б) мухомор
В) лисичка
8) Выберите среди перечисленных органы дыхания:
А) рот, пищевод, желудок, кишечник
Б) гортань, трахея, бронхи, лёгкие
В) сердце, кровеносные сосуды
Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы:
- Почему не рекомендуется слушать слишком громкую музыку?
- Зачем работники санитарного надзора уничтожают мух, тараканов и крыс?
Задание 3. Выберите правильные утверждения:
- В состав нервной системы человека входит головной мозг.
- Сердце – часть кровеносной системы человека.
- Пища переваривается в желудке и кишечнике человека.
- Органом осязания человека является нос.
- Барабанная перепонка входит в состав органа зрения.
Тема: Введение.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А) неподвижны
Б) состоят из химических веществ
В) имеют клеточное строение
Г) имеют цвет
2.Все живые организмы способны к:
А) неограниченному росту
Б) размножению
В) питанию готовыми питательными веществами
Г) быстрым перемещениям
3.Биология – это наука о:
А) космосе
Б) строении Земли
В) живой природе
Г) веществах
4.Наука, изучающая растения, называется:
А) зоология
Б) ботаника
В) анатомия
Г) астрономия
5.Метод изучения природы:
А) сложение
Б) деление
В) умножение
Г) наблюдение
6.В наземно-воздушной среде обитает:
А) страус
Б) дельфин
В) медуза
Г) крот
7.Животные в наземно-воздушной среде имеют скелет, так как в ней:
А) резкие перепады температуры
Б) низкая плотность воздуха
В) недостаток света
Г) не хватает влаги
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
К биологическим наукам относятся:
- Физика
- Зоология
- Химия
- Бактериология
- География
- Анатомия
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Для чего необходим прибор – микроскоп?
2.К какой группе факторов относятся климат и рельеф?
Тема: Введение.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Клеточное строение имеют:
А) все тела в природе
Б) только грибы и растения
В) только животные
Г) все живые организмы
2.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А) имеют массу
Б) способны к обмену веществ
В) не состоят из химических веществ
Г) имеют форму
3.Наука о живой природе:
А) география
Б) физика
В) химия
Г) биология
4.Наука, изучающая животных, называется:
А) зоология
Б) ботаника
В) анатомия
Г) экология
5.Сезонные изменения в природе изучают, используя метод:
А) эксперимент
Б) наблюдение
В) измерение
Г) анкетирование
6.В наземно-воздушной среде обитает:
А) кенгуру
Б) дождевой червь
В) сом
Г) акула
7.Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глаза, так как в почвенной среде:
А) есть вода, которая заливает глаза
Б) слишком мало кислорода
В) есть твёрдые частицы, которые могут повредить глаза
Г) отсутствует свет
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
К биологическим наукам относятся:
- Ботаника
- Астрономия
- Физика
- Физиология
- Химия
- Микология
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Для чего необходим прибор – бинокль?
2.К какой группе факторов относится деятельность человека?
Тема 1: Клеточное строение организмов.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Зрительная трубка микроскопа называется:
А) объектив
Б) окуляр
В) тубус
Г) штатив
2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
3.Какая часть клетки содержит наследственную информацию?
А) оболочка
Б) ядро
В) цитоплазма
Г) вакуоли
4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:
А) кальций
Б) хлор
В) кислород
Г) фосфор
5.Какое вещество в клетке относится к неорганическим:
А) вода
Б) углеводы
В) белки
Г) нуклеиновые кислоты
6.Каждая клетка появляется путём деления:
А) межклеточного вещества
Б) материнской клетки
В) клеточных стенок соседних клеток
Г) органических и минеральных веществ
7.К каким растительным тканям относится кожица:
А) покровные
Б) механические
В) основные
Г) проводящие
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Какие части входят в состав только растительной клетки:
- Ядро
- Цитоплазма
- Хлоропласты
- Оболочка из целлюлозы
- Вакуоли с клеточным соком
- Ядрышко
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 1 и 4?
Тема 1: Клеточное строение организмов.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:
А) регулировочном винте
Б) окуляре
В) объективе
Г) предметном столике
2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
3.Бесцветное вязкое вещество внутри клетки называется:
А) оболочка
Б) ядро
В) цитоплазма
Г) вакуоли
4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:
А) калий
Б) сера
В) углерод
Г) железо
5.Какое вещество в клетке относится к органическим:
А) вода
Б) углеводы
В) соли кальция
Г) соли фосфора
6.Благодаря делению и росту клеток организм:
А) дышит
Б) питается
В) растёт и развивается
Г) выделяет вредные вещества
7.К каким растительным тканям относятся сосуды:
А) покровные
Б) механические
В) основные
Г) проводящие
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Растительная клетка имеет три главные части:
- Ядро
- Цитоплазма
- Хлоропласты
- Оболочка
- Вакуоли с клеточным соком
- Ядрышко
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 2 и 5?
Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Организмы, клетка которых не имеет ядра, - это:
А) грибы
Б) животные
В) растения
Г) бактерии
2.Шарообразные по форме бактерии называются:
А) кокки
Б) бациллы
В) вибрионы
Г) спириллы
3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами отмерших организмов, называются:
А) паразиты
Б) автотрофы
В) сапротрофы
Г) симбионты
4.Споры необходимы бактериям для:
А) размножения
Б) переживания неблагоприятных условий
В) дыхания и питания
Г) существования в благоприятных условиях
5.Основная часть гриба, состоящая из множества нитей, называется:
А) грибница
Б) мукор
В) пеницилл
Г) плодовое тело
6.Подберёзовик обеспечивает берёзу:
А) белками
Б) жирами
В) углеводами
Г) водой и минеральными солями
7.Для выпечки хлеба используются грибы:
А) трутовики
Б) маслята
В) дрожжи
Г) лисички
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
1.Бактерии используются человеком для получения:
1) кефира и йогурта
2) молока
3) квашеной капусты
4) солёных грибов
5) витаминов и некоторых лекарств
6) ваты и бинтов
2.Ядовитыми грибами являются:
1) мухомор
2) подберёзовик
3) ложный опёнок
4) лисичка
5) сатанинский гриб
6) сыроежка
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб пеницилл.
Какую роль он играет в жизни человека?
Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Клетки бактерий не имеют:
А) цитоплазмы
Б) ядра
В) нуклеиновой кислоты
Г) наружной мембраны
2.Палочковидные по форме бактерии называются:
А) кокки
Б) бациллы
В) вибрионы
Г) спириллы
3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов, называются:
А) паразиты
Б) автотрофы
В) сапротрофы
Г) симбионты
4.Бактерии размножаются:
А) делением
Б) с помощью оплодотворения
В) черенкованием
Г) почкованием
5.Споры необходимы грибам для:
А) дыхания и питания
Б) размножения
В) образования питательных веществ
Г) переживания неблагоприятных условий
6.Подосиновик получает от осины:
А) воду
Б) минеральные соли
В) органические вещества
Г) неорганические вещества
7.Для борьбы с болезнетворными бактериями человек использует лекарства, получаемые из гриба:
А) подберёзовика
Б) пеницилла
В) сыроежки
Г) мукора
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
1.Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:
1) туберкулёз
2) холера
3) грипп
4) СПИД
5) чума
6) гепатит
2.К съедобным грибам относятся:
1) мухомор
2) подосиновик
3) маслёнок
4) бледная поганка
5) сатанинский гриб
6) шампиньон
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб мукор.
Какую роль он играет в жизни человека?
4
Тема 4: Царство Растения.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Тело водоросли называется:
А) орган
Б) хламидомонада
В) органоид
Г) слоевище
2.В отличие от водорослей у большинства мхов имеются:
А) корни
Б) стебли и листья
В) цветки
Г) плоды с семенами
3.Размножение папоротников происходит с помощью:
А) грибницы
Б) ризоидов
В) спор
Г) семян
4.Отмершие части древних папоротников, хвощей и плаунов образовали полезное ископаемое:
А) каменный уголь
Б) нефть
В) торф
Г) железную руду
5.У голосеменных растений, в отличие от папоротников, имеются:
А) корни
Б) плоды
В) цветки
Г) семена
6.Внутри плода семена располагаются у растений:
А) покрытосеменных
Б) папоротников
В) голосеменных
Г) мхов
7.Из перечисленных растений выберите однолетнее:
А) морковь
Б) тюльпан
В) сирень
Г) горох
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Зелёными водорослями являются:
- Порфира
- Ламинария
- Хламидомонада
- Дрожжи
- Хлорелла
- Спирогира
Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Сосна 1. Голосеменные
Б. Рис 2. Покрытосеменные
В. Томат
Г. Лиственница
Д. Подсолнечник
Е. Пихта
Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Дайте понятие: высшие растения. Приведите 1-2 примера высших растений.
2.Опишите строение лишайника.
Тема 4: Царство Растения.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Группа растений, тела которых не имеют корней, стеблей, листьев и цветков:
А) водоросли
Б) папоротники
В) голосеменные
Г) покрытосеменные
2.У папоротников, в отличие от мхов, имеются:
А) споры, листья и стебли
Б) ризоиды
В) цветки, плоды и семена
Г) корни
3.Размножение мхов происходит с помощью:
А) грибницы
Б) ризоидов
В) спор
Г) семян
4.Отмершие части мха сфагнума образуют полезное ископаемое:
А) каменный уголь
Б) нефть
В) торф
Г) железную руду
5.Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
А) стеблей
Б) цветков
В) листьев
Г) корней
6.Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
А) корни
Б) стебли и листья
В) цветки
Г) семена
7.Из перечисленных растений выберите двулетнее:
А) морковь
Б) тюльпан
В) липа
Г) горох
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Мхами являются:
- Кукушкин лён
- Щитовник
- Орляк
- Сфагнум
- Риччия
- Хламидомонада
Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Василёк 1. Голосеменные
Б. Ель 2. Покрытосеменные
В. Груша
Г. Огурец
Д. Кедр
Е. Кактус
Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Дайте понятие: низшие растения. Приведите 1-2 примера низших растений.
2.Укажите 2-3 значения лишайников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...