Инструктивная карта с заданиями для учащихся по теме "Метаболизм. Фотосинтез"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Данная инстрктивная карта может использоваться при подготовке учащихся к ГИА по биологии. Она содержит задания на отработку понятий по темам "Метаболизм" и "Фотосинтез". Работа по такой карте сопровождается предварительным объяснением учебного материала или заполнятся учащимися в ходе проблемной беседы, организуемой учителем. Вторая часть этой карты содержит задания, которые чаще всего встречаются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по этим темам (примеры заданий собраны из разных сайтов ФИПИ, РЕШУ ЕГЭ и различных сборников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornaya_karta_dlya_uchashchihsya_metabolizm.fotosintez.doc | 525 КБ |
Предварительный просмотр:
Метаболизм
(обмен веществ и превращение энергии)
- Что означает выражение: клетка (организм) – открытая система? Дополните схему
Клетка
Пластический обмен (ассимиляция)
1.Реакции …
2.Энергия …
3.Примеры …
Энергетический обмен (диссимиляция)
1.Реакции …
2.Энергия …
3.Примеры …
- Заполните таблицу «Группы организмов по способу питания»
Автотрофы | Гетеротрофы | |
По источнику энергии | Источник энергии | |
Фототрофы | Хемотрофы | |
Примеры организмов | ||
Фотосинтез – это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Напишите, что делают растения при фотосинтезе, исходя из их роли на Земле:
1.Создание …. → питание живых организмов
2.Накопление в атмосфере …. → дыхание аэробных организмов
3. Образование над Землей …. – защита от у/ф излучения (жизнь на суше)
4. Поглощение из атмосферы …. → постоянный состав атмосферы
5.Накопление запасов энергии на Земле в виде ….
- Органическое вещество глюкоза – С6Н12О6. Из каких химических элементов состоит глюкоза? В каких веществах (распространенных на Земле) содержатся эти химические элементы?__ и _
- Заполните таблицу «Условия протекания фотосинтеза»
№ | Условия | Приспособления растения | Рисунки |
1 | Отверстия в кожице листа - ____________________ . Состоят из 2-х замыкающих клеток и устьичной щели. Располагаются с __________________________ стороны листа. | ||
2 | Корень → стебель → жилки листа: проводящая ткань – .. | ||
3 | Свет | Кожица листа - _________________ слой _____________________ клеток. Ровные ряды клеток __________________________ ткани | |
4 | Мезофилл листа: столбчатая ткань. Хлоропласты – наружная мембрана, выросты внутренней мембраны - __________________ , _______________ , внутреннее пространство - ________________ |
- Зарисуйте в таблице схематично световую и темновую фазы фотосинтеза, впишите основные выводы по ним.
Механизм протекания фотосинтеза
Признаки | Световая стадия | Темновая стадия |
Место протекания | Мембрана тилакоида (граны) | Строма хлоропласта |
Процессы | 1.Возбуждение хлорофилла и отрыв электронов ( _______________ энергия в ________________ ) 2.Фотолиз – распад молекул воды под действием света (с выделением О2) 3.Переход электронов по цепи переносчиков (ЭТЦ) 4.Разрядка мембраны → синтез АТФ (_______________ энергия в __________________) 5.Восстановление НАДФ+ до НАДФ-Н2 | 1.Фиксация молекул СО2 пятиуглеродным сахаром (рибулезодифосфат) 2 Цикл химических реакций → синтез органических веществ (глюкозы и др.) за счет энергии АТФ и НАДФ-Н2 |
Исходные вещества | ||
Продукты реакции | ||
Условия протекания |
- Напишите общее уравнение фотосинтеза:
________________________________________________________________________________
Влияние условий на интенсивность фотосинтеза
Активность ферментов Инактивация хлоропластов
Закрытие устьиц
Ученый | Открытие фотосинтеза | |
Д. Пристли
| В 1771 Пристли сделал замечательное открытие: он подметил, что зелёные растения на свету продолжают жить в атмосфере этого газа и даже делают его пригодным для дыхания | |
Классический опыт Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелеными ветками, вошёл во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе | ||
А. Лавуазье
| Получил в 1774 кислород, создал кислородную теорию горения. Считал воздух источником питательных веществ для растений | |
Я. Ингенхауз | В 1779 установил, что для выделения растениями кислорода необходим свет и что O2 выделяют только зеленые части растений | |
Ж. Сенебье | В 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений» | |
Р. Майер | В 1842 году на основании закона сохранения энергии показал, что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей | |
К.А. Тимирязев | Доказал роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Проведя в 1871–1875 гг. серию опытов, он установил, что зеленые растения наиболее интенсивно поглощают лучи красной и синей части солнечного спектра | |
В. Пфеффер | В 1877 назвал процесс фотосинтезом и полностью его описал | |
Т. Энгельман | В 1883 доказал, что в хлоропластах выделяется и O2 |
Тест по теме «Фотосинтез»
1.Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) использование углекислого газа
2) образование кислорода
3) синтез углеводов
4) синтез молекул АТФ
5) возбуждение хлорофилла
2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3) Фиксация углекислого газа.
4) Образование крахмала.
5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
3.Укажите правильную последовательность реакций фотосинтеза
1) образование глюкозы
2) образование запасного крахмала
3) поглощение молекулами хлорофилла фотонов (квантов света)
4) соединение СО2 с рибулозодифосфатом
5) образование АТФ и НАДФ · Н
4.Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) соединение неорганического углерода с С5-углеродом
2) перенос электронов переносчиками и образование АТФ и НАДФ · Н
3) образование глюкозы
4) возбуждение молекулы хлорофилла светом
5) переход возбуждённых электронов на более высокий энергетический уровень
5.Каково значение фотосинтеза в природе?
1) обеспечивает организмы органическими веществами
2) обогащает почву минеральными веществами
3) способствует накоплению кислорода в атмосфере
4) обогащает атмосферу парами воды
5) обеспечивает большинство живих организмов на Земле энергией
6) обогащает атмосферу молекулярным азотом
6.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекуле хлорофилла.
4) Процесс сопровождается расщеплением молекулы глюкозы.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
7. Выберите органоиды клетки и их структуры, участвующие в процессе фотосинтеза.
1) лизосомы
2) хлоропласты
3) тилакоиды
4) граны
5) вакуоли
6) рибосомы
8.Темновая фаза фотосинтеза характеризуется
1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов
2) синтезом глюкозы
3) фиксацией углекислого газа
4) протеканием процессов в строме хлоропластов
5) наличием фотолиза воды
6) образованием АТФ
9.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
10. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды
2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды
3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала
4) осуществляется синтез молекул АТФ
5) происходит фотолиз воды
11.Анализ текстовой и графической информации
Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).
12.Сопоставление объектов и явлений
Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
A) синтезируется глюкоза Б) окисляются органические вещества B) выделяется кислород Г) образуется углекислый газ Д) происходит в митохондриях Е) сопровождается поглощением энергии |
|
ПРОЦЕСС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1) фотосинтез 2) дыхание |
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.
Применение знаний в практических ситуациях
14 В каких реакциях обмена у растений углекислый газ является исходным веществом для синтеза углеводов?
15. Энергию какого типа потребляют автотрофные организмы?
16 Энергию какого типа потребляют гетеротрофные живые организмы?
17 . В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?
18. Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза?
19. Какую роль играют электроны молекул хлорофилла в фотосинтезе?
20. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инструктивная карта к уроку биологии
Инструктивная карта планирует пошаговые действия ребенка на уроке биологии с использованием ТКРМ по теме "Общее знакомство с покрытосеменными растениями". используется прием "чтение с прерыванием", на...
Итоговый урок по теме «План и карта» - творческое задание для учащихся
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в...
Инструктивные карты для треннигов профилактической направленности
Методическая разработка содержит инструктивные карты, которые в игровой форме позволяют расставить приоритеты выбора....
Инструктивные карты для учащихся по работе с Publisher
Краткая инструкция по созданию буклетов...
Инструктивные карты для учащихся по работе с Publisher
Краткая инструкция по созданию открыток...
Инструктивная карта с практическими заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье»
Инструктивная карта содержит интерактивные ссылки на практические заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье». Задания располагаются на ресурсе learningapps и представляют из-себя:Инте...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...