инструктивная карта к уроку биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Инструктивная карта планирует пошаговые действия ребенка на уроке биологии с использованием ТКРМ по теме "Общее знакомство с покрытосеменными растениями". используется прием "чтение с прерыванием", на основе поставленных в инструктивной карте проблемных задач ребенок самостоятельно работает с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта по теме «Покрытосеменные»

Текст №1

Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих на всем земном шаре.

Текст №2

У покрытосеменных самые совершенные ткани из всех растений. Вся группа имеет орган семенного размножения – цветок, после цветка развивается плод. Главные функции плода:  1. Защита семени;    2. Распространение семян (многие растения имеют плоды с крючками, парашютами; плоды, способные стрелять или привлекать животных своим цветом и вкусом).

Текст №3

Прочтите текст и заполните схему.

Все органы покрытосеменных растений различают на вегетативные и генеративные. Вегетативные – это органы, составляющие тело растения – корень, стебель, лист.  Генеративные – это органы, связанные с половым размножением – цветок и плод с семенами.

Органы

                          вегетативные        генеративные

Текст №4

В списке растений подчеркните деревья одной чертой, кустарники – двумя, травы – волнистой линией.

Лопух, дуб, тюльпан, смородина, клен, каштан, сирень, липа, калина.

Текст №5

Яблоня может жить 200 лет, липа в 5 раз дольше, дуб в 10 раз дольше, баобаб в 30 раз дольше яблони. Сколько лет живут эти деревья?

Яблоня ______,   липа _______,  дуб ________, баобаб ____________.

Текст №6

Вся история развития современных животных и птиц, возникновение самого человека связано с покрытосеменными. Дело в том, что до покрытосеменных не было такого изобилия продуктов питания. Сейчас много культурных  растений, например, хлебные - ____________________, овощные ________,

плодовые - _______________, лекарственные -_________________, декоративные- _______________. Кормовые растения специально выращивают на корм сельскохозяйственным животным. Это такие растения как ________________.



Предварительный просмотр:

Организация работы детей и учителя на уроке. Методика развития критического мышления.

                                   Медведева Е.В., учитель биологии МБОУ СОШ № 6

  В момент перехода к ФГОС должно измениться многое, но программы останутся прежними, а значит, и учебники изменятся не скоро. По мнению Е.А. Генике и Е.А. Трифоновой: «настоящие учебники созданы чтоб совершенствовать знания и умения, но мало влияют на развитие личности». Поэтому в данный момент задача развития ребенка ложится на плечи учителя всем своим полным грузом. В такой противоречивой ситуации выход один: к старым учебникам подобрать технологии развития. Наиболее уместными и удачными из всего множества технологий, я считаю, являются ТРКМ и ТРИЗ.  Что такое критическое мышление?

  1. это  самостоятельное мышление, носящее индивидуальный характер;
  2. информация – отправной пункт критического мышления;
  3. начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
  4. отличается убедительной аргументацией;
  5. это мышление социальное;

  Основные «плюсы»:

  1. Это развитие мышления в целом.
  2. Развитие надпредметной деятельности учащихся – формирование своей точки зрения, использование знаний, умение видеть главное. Т.е. реализация метапредметной области.
  3. Формирование универсальных типов деятельности в работе с информацией.

Основным способом ТРКМ является чтение и письмо, самостоятельная работа  учащихся с различными источниками информации (тексты, схемы, иллюстрации), которые требуют выделения главных мыслей, тезисов, т.е. каких – то маркировок.

Конечно, не на каждом уроке в биологии возможно применение методики, а только те уроки:

  1.  параграфы которых изначально малоинформативны и коротки, информация, как правило, вводная и обобщенная. Тогда появляется время на насыщение такого урока деятельностью.
  2. по которым можно составить интересную доступную информацию.
  3. информация которых уже известна детям, благодаря жизненному опыту.

В основе метода лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

     Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

    Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.

      Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Технология развития критического мышления – три фазы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы.

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;

  1. графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;
  2. верные и неверные утверждения;
  3. перепутанные логические цепочки;
  4. рассматривание иллюстраций;
  5. мозговой штурм;
  6. плюс-минус-интересно;
  7. плюс-минус-вопрос;

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Стадия осмысления (реализации)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает ( слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения :

  1. маркировка (  прием инсерт) с использованием значков «v»- было знакомо ранее, «+» - новое знание, «-»- вызывают несогласие «?»- вызывают вопросы, непонятны ( по мере  чтения ставятся на полях справа);
  2. ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, концептуальных таблиц;
  3. поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

Непосредственный контакт с новой информацией ( текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно -–следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верными или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация круглых письменных или устных столов;

-организация различных видов дискуссий;

-редактирование;

-написание творческих работ (пятистишия- синквейны, письмо, страницы дневника,письмо, эссе и.т.д.)

-

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инструктивных карт на уроках химии

В статье кратко  изложен теоретический материал по использованию инструктивных карт , приведены примеры нескольких карт, используемых на уроках химии 8-9 классов....

Инструктивная карта к уроку:"Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 1)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научи...

Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 2)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...

Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 3)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...

Инструктивная карта к уроку по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" 8 класс

Материал может быть использован при проведении урока по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" для учащихся 8 класса...

Инструктивная карта к уроку в 3-м классе.

Инструктивная карта к уроку в 3-м классе. Раздел "Подвижные игры" С применением частично-поискового метода....

Инструктивная карта к уроку для 4 класса

Инструктивная карта к уроку для 4 класса...