инструктивная карта к уроку биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Инструктивная карта планирует пошаговые действия ребенка на уроке биологии с использованием ТКРМ по теме "Общее знакомство с покрытосеменными растениями". используется прием "чтение с прерыванием", на основе поставленных в инструктивной карте проблемных задач ребенок самостоятельно работает с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktivnaya_karta_po_teme.doc | 27.5 КБ |
organizaciya_raboty_detey_i_uchitelya_na_uroke.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта по теме «Покрытосеменные»
Текст №1
Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих на всем земном шаре.
Текст №2
У покрытосеменных самые совершенные ткани из всех растений. Вся группа имеет орган семенного размножения – цветок, после цветка развивается плод. Главные функции плода: 1. Защита семени; 2. Распространение семян (многие растения имеют плоды с крючками, парашютами; плоды, способные стрелять или привлекать животных своим цветом и вкусом).
Текст №3
Прочтите текст и заполните схему.
Все органы покрытосеменных растений различают на вегетативные и генеративные. Вегетативные – это органы, составляющие тело растения – корень, стебель, лист. Генеративные – это органы, связанные с половым размножением – цветок и плод с семенами.
Органы
вегетативные генеративные
Текст №4
В списке растений подчеркните деревья одной чертой, кустарники – двумя, травы – волнистой линией.
Лопух, дуб, тюльпан, смородина, клен, каштан, сирень, липа, калина.
Текст №5
Яблоня может жить 200 лет, липа в 5 раз дольше, дуб в 10 раз дольше, баобаб в 30 раз дольше яблони. Сколько лет живут эти деревья?
Яблоня ______, липа _______, дуб ________, баобаб ____________.
Текст №6
Вся история развития современных животных и птиц, возникновение самого человека связано с покрытосеменными. Дело в том, что до покрытосеменных не было такого изобилия продуктов питания. Сейчас много культурных растений, например, хлебные - ____________________, овощные ________,
плодовые - _______________, лекарственные -_________________, декоративные- _______________. Кормовые растения специально выращивают на корм сельскохозяйственным животным. Это такие растения как ________________.
Предварительный просмотр:
Организация работы детей и учителя на уроке. Методика развития критического мышления.
Медведева Е.В., учитель биологии МБОУ СОШ № 6
В момент перехода к ФГОС должно измениться многое, но программы останутся прежними, а значит, и учебники изменятся не скоро. По мнению Е.А. Генике и Е.А. Трифоновой: «настоящие учебники созданы чтоб совершенствовать знания и умения, но мало влияют на развитие личности». Поэтому в данный момент задача развития ребенка ложится на плечи учителя всем своим полным грузом. В такой противоречивой ситуации выход один: к старым учебникам подобрать технологии развития. Наиболее уместными и удачными из всего множества технологий, я считаю, являются ТРКМ и ТРИЗ. Что такое критическое мышление?
- это самостоятельное мышление, носящее индивидуальный характер;
- информация – отправной пункт критического мышления;
- начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
- отличается убедительной аргументацией;
- это мышление социальное;
Основные «плюсы»:
- Это развитие мышления в целом.
- Развитие надпредметной деятельности учащихся – формирование своей точки зрения, использование знаний, умение видеть главное. Т.е. реализация метапредметной области.
- Формирование универсальных типов деятельности в работе с информацией.
Основным способом ТРКМ является чтение и письмо, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (тексты, схемы, иллюстрации), которые требуют выделения главных мыслей, тезисов, т.е. каких – то маркировок.
Конечно, не на каждом уроке в биологии возможно применение методики, а только те уроки:
- параграфы которых изначально малоинформативны и коротки, информация, как правило, вводная и обобщенная. Тогда появляется время на насыщение такого урока деятельностью.
- по которым можно составить интересную доступную информацию.
- информация которых уже известна детям, благодаря жизненному опыту.
В основе метода лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.
Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Технология развития критического мышления – три фазы
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ | Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;
|
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах
Стадия осмысления (реализации) | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает ( слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения :
|
Непосредственный контакт с новой информацией ( текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления | -заполнение кластеров, таблиц, установление причинно -–следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верными или неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация круглых письменных или устных столов; -организация различных видов дискуссий; -редактирование; -написание творческих работ (пятистишия- синквейны, письмо, страницы дневника,письмо, эссе и.т.д.) - |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инструктивных карт на уроках химии
В статье кратко изложен теоретический материал по использованию инструктивных карт , приведены примеры нескольких карт, используемых на уроках химии 8-9 классов....
Инструктивная карта к уроку:"Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 1)
Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научи...
Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 2)
Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...
Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 3)
Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...
Инструктивная карта к уроку по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" 8 класс
Материал может быть использован при проведении урока по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" для учащихся 8 класса...
Инструктивная карта к уроку в 3-м классе.
Инструктивная карта к уроку в 3-м классе. Раздел "Подвижные игры" С применением частично-поискового метода....
Инструктивная карта к уроку для 4 класса
Инструктивная карта к уроку для 4 класса...