Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (2часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_kl.doc | 111.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);
- - примерной программой по биологии основного, общего образования;
- - авторской программы И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2014 г. - стр. 57-108), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)
- - основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;
- - учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;
- - положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- - перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;
- - требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи раздела «Общая биология» (9 класс)
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 70 уроков и
индивидуальные образовательные
маршруты учеников
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме
через систему заданий,
выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы
через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
- сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса (68 ч):
Введение - 3 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Тема 1. «Основы учения о клетке» - 10 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Тема 2. «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Тема 3. «Основы генетики» - 9 часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Тема 4. «Основы селекции» - 3 часа.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6 часов
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
Тема 6. «Учение об эволюции» - 9 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
Тема 7. «Происхождение человека» - 8 часов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.
Движущие сила и этапы эволюции человека.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 8. «Основы экологии» - 15 часов.
Экология как наука.
Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.
Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Учебно-методический комплект.
- Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2014 год.
- Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2014
Литература для учителя:
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. - М., Просвещение, 1985.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – в 3 томах.-М., Мир, 1993.
- Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., Просвещение, 1981.
- Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2000.
- по цитологии и генетике:
- Быков В. Л. Цитология и общая гистология. -
СПб, СОТИС, 1998.
- Ауэрбах Ш. Генетика. - Атомиздат, 1979.
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. - Минск, Народнаяасвета, 1982.
- Соколовская Б.Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. - М., 1981.
- по эволюции органического мира:
- Грант В. Эволюция организмов. - М., Мир, 1980.
- Алексеев В. П. Становление человечества. - М., Издательство политической литературы, 1984.
- по экологии:
- Чернова Н. М., Былова А. М. Экология.- М., Просвещение, 1981.
Литература для учащихся:
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М., Вентана-Граф, 2010.
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
- Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.
Календарно – тематическое планирование (приложение).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы | Домашнее задание | Дата | ||
План | Факт | ||||||
Введение. (3 ч.) | |||||||
1. | Биология – наука о жизни. | 1 | §1,стр.3-5. | ||||
2. | Общие свойства живого. | 1 | §2,стр.5-8. | ||||
3. | Многообразие форм жизни. | 1 | §3,стр.8-11. | ||||
Тема 1. «Основы учения о клетке». (10 ч.) | |||||||
4. | Цитология – наука о клетке. Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды. | 1 | §4,5,стр.13-18. | ||||
5. | Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты. | 1 | §6,стр.20-24. | ||||
6. | Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро. | 1 | §7,стр.24-27. | ||||
7. | Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды. | 1 | §8,стр.28-30. | ||||
8. | Обмен веществ – основа существования клеток. | 1 | §9,стр.30-32. | ||||
9. | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | §10,стр.32-35. | ||||
10. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | §11,стр.35-39. | ||||
11. | Обеспечение клеток энергией | 1 | §12,стр.39-42. | ||||
12. | Разнообразие клеток живой природы. | 1 | Л.Р. №1. "Животная, растительная и грибная клетки под микроскопом". | §12,повтор. | |||
13. | Зачет по теме «Основы учения о клетке» | 1 | Повторить тему 1. | ||||
Тема 2. «Организм, его свойства и развитие». (5 ч.) | |||||||
14. | Типы размножения организмов. | 1 | §13,стр.44-47. | ||||
15. | Деление клетки.Митоз. | 1 | Л.Р. №2. "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах" | §14,стр.47-51. | |||
16. | Деление клетки. Мейоз. | 1 | §15,стр.52-55. | ||||
17. | Особенности образования половых клеток. Оплодотворение. | 1 | Записи в тетради. | ||||
18. | Индивидуальное развитие организмов и его этапы. | 1 | §16,стр.55-58. | ||||
Тема 3. «Основы генетики». (9 ч.) | |||||||
19. | Из истории развития генетики. | 1 | §17,18,стр.60-65. | ||||
20. | Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание. | 1 | §19, стр. 66-71, | ||||
21. | Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание. | 1 | §20,стр.71-74. | ||||
22. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | §21,стр.74-77. | ||||
23. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | §22,стр.77-80. | ||||
24. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | §23,стр.80-84. | ||||
25. | Наследственная изменчивость. | 1 | §24,стр.84-88. | ||||
26. | Другие типы изменчивости. Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1 | Л.Р. №3. "Статистические закономерности модификационной изменчивости" | §25,26,стр.88-97. | |||
27. | Зачет по теме «Основы генетики» | 1 | Повторить тему 2. | ||||
Тема 4. «Основы селекции». (3 ч.) | |||||||
28. | Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений. | 1 | §27,стр.99-103. §28,29,стр.103-108. | ||||
29. | Особенности селекции животных. | 1 | §30,стр.109-113. | ||||
30. | Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. Зачёт. | 1 | §31,стр.113-116. | ||||
Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира». (6 ч.) | |||||||
31. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 1 | §32,стр.118-121. | ||||
32. | Современные теории возникновения жизни на Земле. | 1 | §33,стр.121-124. | ||||
33. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | §34,стр.124-127. | ||||
34. | Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой. | 1 | §35,стр.128-130. | ||||
35. | Этапы развития жизни на Земле: Палеозой. | 1 | §35,стр.130 | ||||
36. | Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой. Зачёт. | 1 | §35,стр.130-131. | ||||
Тема 6. «Учение об эволюции». (9 ч.) | |||||||
37. | Идея развития органического мира в биологии. | 1 | §36,стр.133-136. | ||||
38. | Основные положения теории Ч. Дарвина. | 1 | §37,стр.136-140. | ||||
39. | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | §38,стр.140-143. | ||||
40. | Вид, его критерии и структура. | 1 | Л.Р. 4: "Изучение критериев вида" | §39,стр.143-146. | |||
41. | Процессы видообразования. | 1 | §40,стр.146-149. | ||||
42. | Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 | §41,стр.149-151. | ||||
43. | Основные направления эволюции. | 1 | Л.Р. №5: "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных". | §42,стр.151-156. | |||
44. | Основные закономерности эволюции.Результаты эволюции. | 1 | §43,стр.156-160. | ||||
45. | Зачет по теме «Учение об эволюции» | 1 | Повторить тему 6 | ||||
Тема 7. «Происхождение человека». (8 ч.) | |||||||
46. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | §45,стр.166-170. | ||||
47. | Эволюция приматов. | 1 | §44,стр.162-166. | ||||
48-49. | Этапы эволюции человека. | 2 | §46,стр.170-173. | ||||
50. | Первые современные люди. | 1 | §47,стр.173-176. | ||||
51. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | §48,стр.176-180. | ||||
52. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | §49,стр.180-183. | ||||
53. | Зачёт по теме «Происхождение человека». | 1 | Повторить тему 7. | ||||
Тема 8. «Основы экологии». (15 ч.) | |||||||
54. | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 1 | §50,стр.185-188. | ||||
55. | Общие законы действия факторов среды на организм. | 1 | §51,стр.189-193. | ||||
56-57. | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | 2 | Л.Р. № 6. " «Приспособленность растений к совместному обитанию в лиственном лесу»". | §52,стр.193-196. | |||
58. | Биотические связи в природе. | 1 | §53,стр.196-198. | ||||
59. | Популяции. | 1 | §54,стр.199-203. | ||||
60. | Функционирование популяции и динамика ее численности. | 1 | §55,стр.203-206. | ||||
61. | Сообщества | 1 | §56,стр.207-210. | ||||
62. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 | §57,стр.210-215. | ||||
63. | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | §58,стр.216-218. | ||||
64. | Основные законы устойчивости живой природы. | 1 | §59,стр.219-222. | ||||
65. | Рациональное использование природы и ее охрана. | 1 | §60,стр.222-226. | ||||
66. | Лес и водоем как природные экосистемы. | 1 | Записи в тетради. | ||||
67. | Парк как пример искусственного биогеоценоза. | 1 | Записи в тетради. | ||||
68. | Зачет по теме «Основы экологии» | 1 | Повторить тему 8. | ||||
Итого | 68 ч |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
в 9 классе проводится 6 лабораторных работ:
- по теме «Основы цитологии»
- лабораторная работа №1 «Осмотические явления в клетке»
- лабораторная работа №2 «Животная, растительная и грибная клетки под микроскопом»
- по теме «Организм, его свойства и развитие»
- лабораторная работа №3 «Изучение митоза на постоянных микропрепаратах»
- по теме « Основы генетики»
- лабораторная работа № 4 «Статистические закономерности модификационной изменчивости»
- по теме «Эволюционное учение»
- лабораторная работа № 5 «Изучение критериев вида»
- лабораторная работа № 6 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных»
- по теме «Основы экологии»
- лабораторная работа № 7 «Приспособленность растений к обитанию в еловом лесу»
- куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? А при помещении ткани в воду?
- можно ли объяснить явления плазмолиза и деплазмолиза законами осмоса?
- что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
- можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Животная, растительная и грибная клетки под микроскопом"
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их
под микроскопом, находить особенности строения клеток различных
организмов, сравнивать их между собой
Оборудование:
- микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой
- лук репчатый
- разведенные дрожжи
- микропрепараты клеток многоклеточных животных
Ход работы:
- приготовьте микропрепараты кожицы лука и дрожжевых грибов, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма
- сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах
Оформление результатов:
Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды
Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений и грибов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"
Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза
Оборудование:
- микроскоп
- постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»
Ход работы:
- рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении
- найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза
Оформление результатов:
зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза
Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Статистические закономерности модификационной изменчивости".
Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее
статистическими закономерностями, выработать умение строить
вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю
величину признака
Оборудование: каждому из 5 вариантов
- по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)
- карточка с заданием
Ход работы:
- рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры
- выполните задания, предложенные вам на карточке
Оформление результатов:
- полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже – частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко
- отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике
- вычислите среднюю величину признака:
Σ (vp)
M = ------------,
n
где M – средняя величина признака
n - общее число вариант
Сделайте вывод о том,
какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Задания на карточках:
Вариант 1. Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились
следующие
110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.
Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую,
найдите среднюю величину признака.
Вариант 2. Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см)
Получились следующие
25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.
Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую,
найдите среднюю величину признака
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Изучение критериев вида".
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия различных критериев вида,
закрепить умение составлять описательную характеристику
Оборудование:
- живые растения или гербарные материалы растений разных видов
- открытки с изображением птиц
Ход работы:
- составьте морфологическую характеристику птицы, используя план:
- Величина (с воробья, больше или меньше)
- Форма
- Хвост (короткий, длинный)
- Клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)
- Хохолок на голове
и т. д.
- Окраска
- Общая (серая, чёрная, зеленоватая, с пестринами и т.д.)
- Характерные цветовые отметины (чёрная голова, жёлтая «шапочка», белые щёки и т.д.)
- Грудь (жёлтая, красная, с пестринами и т.д.)
- На крыльях белые полосы
- Хвост (красноватый, белый на кончике и т.д.)
- рассмотрите растения двух видов, выявите особенности их внешнего строения
- сравните белого и бурого медведя, используя как можно большее количество критериев
Оформление результатов:
- запишите морфологическую характеристику птицы, особенности внешнего строения предложенных растений, сравните их
- оформите в виде таблицы или схемы сравнительную характеристику двух видов медведей
Сделайте вывод,
- объяснив причину сходства и различий двух растений разных видов
- о принадлежности бурого и белого медведя к разным видам по определенным критериям
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных"
Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации,
дегенерации и объяснять их значение
Оборудование:
- гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений
- таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»
- картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)
- влажный препарат «Бычий цепень»
Ход работы:
- рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы
- рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности
- выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов
- вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение
Оформление результатов:
- запишите особенности строения организмов в тетрадь
Сделайте вывод,
- объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных
- раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: " «Приспособленность растений к совместному обитанию
в лиственном лесу»".
Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде
обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности
Оборудование:
- гербарные материалы или наборы картинок
(черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)
- справочные материалы:
описание особого растительного сообщества – елового леса
описание растений
Ход работы:
рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы
Оформление результатов:
заполните таблицы и продолжите записи
Биологические особенности ели | Как изменяет среду |
|
Условия жизни растений в еловом лесу:
- Освещение…
- Температура…
- Почвы…
- Наличие насекомых-опылителей…
- Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:
Приспособления | ||||||
|
Сделайте вывод, дополнив записи:
Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса . . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .
ПРИЛОЖЕНИЯ
Справочные материалы.
Еловый лес – особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.
Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах – покров из кукушкиного льна.
Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель – эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.
Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска – приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)
Почти все травянистые растений елового леса – многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.
Ещё одна характерная особенность растений ельника – то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)
Описание растений.
- Черника– кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 – 200 лет.
- Майник двулистный – это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху – рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих – только один. Майник – растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми – под землёй у майника тонкое ползучее корневище.
- Кислица обыкновенная – маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами – такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.
- Брусника – вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки – это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых – улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.
- Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник – летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он – многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.
- Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытеня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй – корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре – небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытеня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано – вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них – буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета – этот вырост привлекает муравьёв.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
включает в себя 11 проверочных работ и 4 урока – зачета:
Проверочные работы.
по теме «Основы цитологии»
- проверочная работа №1 по теме «Химический состав клетки»
Вариант 11. Опишите структуры белковой молекулы. 2. Что произойдет, если из клетки исчезнут углеводы и липиды? 3. Сравните ДНК и РНК. | Вариант 21. Опишите функции анионов и катионов в растительных и животных клетках. 2. Что произойдет, если из клетки исчезнут белки? 3. Какими физическими свойствами и особенностями структуры воды можно объяснить ее функции в клетке? |
Вариант 11.Опишите особенности строения и функции митохондрий. 2. Что здесь лишнее и почему?
3. Смоделируйте схему взаимодействия трех любых органоидов клетки. | Вариант 21.Опишите особенности строения и функции клеточного ядра. 2.Что здесь лишнее и почему?
3. Как взаимосвязаны строение и функции эндоплазматической сети? |
- проверочная работа №2 по теме «Строение клетки»:
- проверочная работа № 3 по теме «Биосинтез белка»
Вариант 11. Последовательность нуклеотидов выглядит так: ЦАГАААГАЦЦЦТАЦА напишите последовательность аминокислот, закодированную этим участком нуклеиновой кислоты. 2. Что здесь лишнее и почему:
3. Что произойдет, если в клетке не будет достаточного количества энергии для биосинтеза белка? | Вариант 21. Последовательность нуклеотидов выглядит так: ЦАГАУГГЦАЦЦЦАГЦ напишите последовательность аминокислот, закодированную этим участком нуклеиновой кислоты. 2. Что здесь лишнее и почему:
3. Что произойдет с транскрипцией и трансляцией, если все белки клетки утратят свою каталитическую функцию? |
Проверочная работа №4
по теме «Размножение и развитие организмов»:
Вариант 11. Опишите формы бесполого размножения организмов 2. Почему для образования гамет у животных необходим мейоз? 3. Сравните овогенез и сперматогенез. | Вариант 21. Опишите основные этапы эмбрионального развития животных. 2. Почему партеногенез считают половым размножением? 3.Сравните митоз и мейоз. |
по теме «Основы генетики»
- проверочная работа №5: тестовый контроль умения решать задачи на моногибридное скрещивание
Вариант 1.
У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.
- Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
- Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?
А) 24 Б) 4 В) 72 Г) 96
- Сколько растений во втором поколении будут высокого роста?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
Вариант 2.
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.
1.Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
- Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
- Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Вариант 3.
У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.
1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?
А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 8
2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
3. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
4.Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?
А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824
5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?
А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824
Вариант 4.
У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.
- Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором
поколении?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
3. Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
4. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
- Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?
А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30
Вариант 5.
У томатов красная окраска плодов доминирует над жёлтой. Гетерозиготное растение с красными плодами опылили пыльцой жёлтоплодного растения. Получили 100 гибридов.
1.Сколько различных типов гамет может образовать красноплодное родительское растение?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных типов гамет образуется у жёлтоплодного родителя?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
3. Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
4. Сколько среди гибридов будет желтоплодных растений?
А) 100 Б) 75 В) 50 Г) 25
5.Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?
А) 100 Б) 75 В) 50 Г) 25
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
1.Б 2.В 3.А 4.Б 5.В | 1.Б 2.А 3.В 4.В 5.Б | 1.Г 2.А 3.Б 4.Б 5.А | 1.А 2.Г 3.В 4.Г 5.Б | 1.Б 2.А 3.Б 4.В 5.В |
проверочная работа №6:
тестовый контроль умения решать задачи на дигибридное скрещивание
Вариант 1.
У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.
- Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами?
А) нет Б) 160 В) 640 Г) 320
- Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами?
А) 320 Б) 640 В) 160 Г) нет
- Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
5. Сколько гибридных растений будет высокого роста?
А) 160 Б) нет В) 640 Г) 320
Вариант 2.
У кур оперённые ноги доминируют над неоперёнными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперёнными ногами. Получили 192 цыплёнка.
- Сколько типов гамет образует курица?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных генотипов будет у цыплят?
А) 1 Б) 2 В) 4 Г)16
- Сколько цыплят будут с оперёнными ногами?
А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48
- Сколько цыплят будет с оперёнными ногами и простыми гребнями?
А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48
- Сколько разных фенотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Вариант 3.
У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.
- Сколько разных типов гамет может образовать курица?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных генотипов будет у гибридов?
А) 4 Б) 8 В) 12 Г) 16
- Сколько цыплят будет с нормальными ногами и простым гребнем?
А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20
- Сколько цыплят будет с розовидными гребнями?
А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20
Вариант 4.
У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а чёрная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка чёрной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 телёнка.
1. Сколько разных типов гамет образует бык?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных типов гамет образует корова?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании?
А) 1 Б) 4 В) 8 Г) 16
- Сколько различных генотипов будет у телят?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?
А) 64 Б) 48 В) 32 Г) 16
Вариант 5.
У кроликов чёрная масть доминирует над белой, а длинная шерсть – над короткой. Дигетерозиготного кролика скрестили с белыми короткошерстными крольчихами. Получили 56 крольчат.
- Сколько разных типов гамет может образовать крольчиха?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных типов гамет может образовать кролик?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
- Сколько разных генотипов может быть у крольчат?
А) 16 Б) 8 В) 4 Г) 1
- Сколько фенотипов будет у крольчат?
А) 16 Б) 8 В) 4 Г) 1
- Сколько крольчат будут с длинной шерстью белого цвета?
А) 56 Б) 42 В) 28 Г) 14
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
1.Г 2.Б 3.Г 4.Б 5.В | 1.Г 2.В 3.А 4.В 5.Б | 1.Г 2.А 3.А 4.Г 5.В | 1.А 2.Г 3.А 4.Г 5.Г | 1.А 2.Г 3.В 4.В 5.Г |
проверочная работа № 7
по теме «Изменчивость»
Вариант 11. Приведите не менее 5 классификаций мутаций. 2. Объясните, как влияют соматические мутации на здоровье людей? 3. Почему многие генные мутации проявляются фенотипически через много поколений? | Вариант 21. Назовите основные группы мутагенных факторов и приведите примеры мутагенов из каждой группы. 2. Объясните роль генотипической изменчивости в природе 3. Почему нельзя в условиях улучшения кормления превратить короткошерстных кошек в длинношерстных? |
проверочная работа № 8
по теме «Основы селекции»
Вариант 11. Какие особенности характерны для гетерозисных организмов?2. Сравните методы селекционной работы с растениями и животными.3. Почему селекционеры стремятся получить растения – полиплоиды? | Вариант 21. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны инбридинга у животных.2. Сравните генную и клеточную инженерию.3. Почему гибриды различных видов стерильны? |
по теме «Эволюция органического мира"
проверочная работа № 9
по теме «Развитие жизни на Земле»
Вариант 11.Какие события, произошедшие в Архее и Протерозое, можно отнести к ароморфозам? 2.С чем связано возникновение и расцвет покрытосеменных растений? 3. Утверждение, что жизнь возникла абиогенным путем, косвенно подтверждает теорию самозарождения. Может эта теория справедлива? Как вы думаете? | Вариант 21. Какие события, произошедшие в Мезозое и Кайонозое, можно отнести к идиоадаптациям? 2.Чем можно объяснить господство голосеменных растений в Юрском периоде? 3. Почему утрата зубов птицами не привела к биологическому регрессу? |
проверочная работа №10
по теме «Эволюционное учение»
Вариант 11. В чем заключается причина появления у вредителей сельского хозяйства устойчивости к ядохимикатам? 2. Сравните 2 формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. 3. Почему биологические виды существуют в форме популяций? | Вариант 21. В чем преимущества теории Ч. Дарвина перед теорией Ж. Б. Ламарка? 2. Сравните механизмы основным путей видообразования. 3. Почему одни животные имеют яркую предупреждающую окраску, а другие – наоборот – покровительственную? |
проверочная работа № 1
1по теме «Основы экологии»
Вариант 11. Приведите примеры биотических взаимоотношений, которые существуют на вашей даче. 2. Сравните понятия «жизненная форма» и «экологическая группа» 3. Почему при увеличении видового разнообразия уменьшается вероятность вспышек увеличения численности отдельных видов в биогеоценозе? | Вариант 21. Какие приспособления к недостатку воды развиты у растений и животных? 2. Сравните хищничество и паразитизм. 3. Почему агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой? |
Уроки – зачеты
Зачет №1 по теме «Основы цитологии»
Цель:
- проверитьзнанияучащихся
- похимическомусоставуклетки
- построениюклетки
- пообменувеществ в клетке
- проверитьуменияучащихся
- решатьзадачипомолекулярнойбиологии
- проверитьзнаниетерминовпотеме
Зачетсостоитиз 2 частей:
1.устные ответыучеников у доски
2.выполнение письменногозадания
- проверка знания генетических терминов (кроссворд)
-решение задач по молекулярной биологии
Вариант 1 | Вариант 2 |
№1. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина. Сколько аминокислотных остатков в этом белке? №2. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину. №3. Последовательности нуклеотидов в начале нуклеиновой кислоты выглядят так: А АА Ц А Ц Ц Т Г Напишите последовательности аминокислот, закодированные этими участками. № 4. При выполнении вольных упражнений мышцы рук за 1 минуту расходуют 12 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы рук за 10 минут, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве? б) накопится ли в мышцах молочная кислота? | №1. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина – 75,1 ? Сколько аминокислотных остатков в этом белке? №2. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них на долю адениловых нуклеотидов приходится 8 625. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК и её длину №3. Последовательности нуклеотидов в начале нуклеиновой кислоты выглядят так: У УУ Ц ЦЦЦ Г Г Напишите последовательности аминокислот, закодированные этими участками. № 4. Бегун расходует 24кДж энергии за 1 минуту. Сколько глюкозы потребуется для бега с такой затратой в течение часа, если 50 минут в его организме идёт полное окисление глюкозы, а 10 минут – гликолиз? |
Зачет №2 по теме «Основы генетики»
Цель:
- проверитьзнанияучащихся
- о наследственности и еезаконах
- обизменчивости
- проверить умения учащихся решать генетические задачи
- проверитьзнаниетерминовпотеме
Зачет состоит из 2 частей:
- устные ответы учеников у доски
- выполнение письменного задания
решение генетических задач
Вопросы к зачету:
- Каковы цитологические основы моногибридного скрещивания?
- Какую закономерность установил Г. Мендель при дигибридном скрещивании?
- Почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совсем не менделевские результаты?
- Почему не бывает котов черепаховой окраски и достаточно часто встречается облысение у мужчин?
- Докажите, что генотип целостная система
- Какова роль генотипы и среды в формировании фенотипа?
- Чем вызвано возникновение новой области науки – медицинской генетики?
Контрольная работа
Вариант 1. | Вариант 2. |
1.Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлиненной шерстью и стоячими ушами. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки. | 1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой) женился на кареглазой левше (все ее родственники кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость – доминантные признаки? |
2. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания между собой широколистной и узколистной особей получается потомство с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? | 2. При скрещивании между собой длинноухих овец потомство оказывается длинноухим, а при скрещивании безухих –всё потомство будет безухим. У гибридов, полученных после скрещивания длинноухих овец с безухими, будут короткие уши.. Какое потомство получится, если скрестить такого гибрида с безухой особью? |
3. Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О? | 3. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови? |
4. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы? |
4. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами? |
5. У лука рецессивный ген а в гомозигонтном состоянии препятствует проявлению гена окраски – луковицы оказываются белыми, ген А не подавляет окраски. Конкретный цвет луковиц зависит от генов: В – красная окраска луковиц, в – жёлтая окраска луковиц. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот? | 5. Масть лошадей бывает серая, вороная и рыжая. Ген А обеспечивает серую масть, ген В – вороную. Ген А подавляет действие гена В. Особи с двойным рецессивом – рыжие. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот? |
- Зачет №3 по теме «Эволюционное учение»
Цель:
- проверить знания учащихся об эволюции живых организмов
- проверитьумения
- определять аналогичные и гомологичные органы, формы изменчивости и борьбы за существование
- выявлятьароморфозы, идиоадаптации и дегенерации
Зачет состоит из 2 частей:
- устные ответы учеников у доски
- выполнение теста
Тест.
Вариант 1.
Задание 1. Выпишите номера органов, которые являются гомологами руки человека:
1.рука шимпанзе, 2. передние ноги кошки, 3. хобот слона, 4. крыло птицы, 5. крыло летучей мыши, 6. ласт пингвина, 7. клешня рака, 8. щупальца гидры, 9. передние ноги лошади, 10. клешня скорпиона
Задание 2.Выпишите номера примеров наследственной изменчивости:
1. у собаки выработали условный рефлекс: выделение слюны на звонок
2. у дрозофилы, облученной рентгеновскими лучами, потомство было с различными изменениями
3. на хорошо удобренной почве капуста дает крупные кочаны, на бедно почве – мелкие.
4. ягнят воспитывали в холоде – шерсть у них стала гуще
5. в гнезде галки среди обычных галчат один оказался белым – альбинос
6. на ферме улучшили кормление корок – молока стало больше
7. на грядке среди помидоров одного сорта выросло растение, в цветке которого было 7 лепестков вместо 5
Задание 3. Выпишите номера примеров внутривидовой борьбы за существование:
Причины гибели многих особей одуванчика:
- растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов
- семена погибают в пустынях и во льдах
- самиодуванчикивытесняютдругдруга
- мешают более высокие растения: пырей, крапива и т.д.
- плодамипитаютсямногиептицы
Задание 4. Выпишите номера примеров, которые относятся к идиоадаптациям:
- возникновениеполовогопроцесса
- усложнениеголовногомозга
- превращениелистьевкактуса в колючки
- дифференциация тела растений на корень, стебель, листья
- появлениезацепокнаплодахлопуха
- появлениевьющегосястебля у винограда
- появлениесемян у голосеменныхрастений
- возникновениеползучегостебля у земляники
- утрата листьев, корней и околоцветника у ряски
- появлениеклубней у дикогокартофеля
Ответы:
Задание 1: 1, 2, 4, 5, 6, 9 | Задание 2. 2,5,7 | Задание 3 3 | Задание 4 3, 5, 6, 8, 10 |
Тест.
Вариант 2.
Задание 1. Выпишите номера органов, которые являются аналогамируки шимпанзе:
1.передние ноги лошади, 2. щупальца гидры, 3.ласт кита, 4. клешны рака, 5. клешня скорпиона, 6. ласт пингвина, 7. крыло летучей мыши, 8. крыло птицы, 9. хобот слона, 10. передние ноги кошки
Задание 2. Выпишите номера примеров модификационной изменчивости:
- на ферме улучшили кормление коров – молока стало больше
- на грядке среди помидоров одного сорта выросло растение с 7 лепестками вместо 5
- у собаки выработали условный рефлекс: выделение слюны на звонок
- капуста на грядке с хорошо удобренной почвой дает крупные кочаны
- у дрозофилы, облученной рентгеновскими лучами, потомство оказалось с различными изменениями
- у одного растения душистого табака вырос необычный побег с полосатыми листьями
- в гнезде галки среди обычных галчат один птенец оказался белым – альбинос
Задание 3. Выпишите номера примеров межвидовой борьбы за существование:
Причиныгибелимногихособейодуванчика
- плодамипитаютсямногиептицы
- мешают боле высокие растения: пырей, крапива и др.
- топчутлюди, машины
- самиодуванчикивытесняютдругдруга
- семена погибают на скалах, во льдах
Задание 4. Выпишите номера примеров, которые относятся к ароморфозам:
- возникновениетеплокровности
- утратаконечностей у кита
- возникновениеполовогопроцесса
- появление сочной мякоти у плодов малины
- удлинениешеи у жирафа
- появление 4- камерногосердца у птиц
- образованиеластов у тюленей
- утрата 4 пальцевиз 5 у лошади
- утрата органов пищеварения у бычьего цепня
- появлении е проводящей ткани у растений
Ответы:
Задание 1: 2, 4, 5. 9 | Задание 2. 1, 3 , 4 | Задание 3 1, 2, 3 | Задание 4 1, 3, 6, 10 |
Зачет №4 по теме «Основы экологии»
Цель:
- проверить знания учащихся по экологии
- проверить умения учащихся
- проверить знание терминов по теме
Зачет состоит из 2 частей:
- устные ответы учеников у доски
- выполнение письменного задания:
- решение экологических задач
- проверка знания экологических терминов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...