Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Морозова Людмила Григорьевна

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Первый шаг в биологию»

                                                         Восторг от созерцания природы

                                                         выше, чем от искусства.      

                                                                                 П.И. Чайковский

        У ч и т е л ь.  Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса. Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе. Если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет – отверните их от меня.               (Прием обратной связи «Ладошки»)

        У ч и т е л ь.  Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.

        Природа… Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю вам в течение двух минут на предложенных вам для работы творческих листках отобразить свое видение природы.              (Прием «Ассоциации» выполняется на фоне легкой музыки,

                                голосов природы)  

        

        У ч и т е л ь. А теперь я попрошу  всех показать свои работы. (Демонстрация работ)   Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь весь мир природы многолик и неповторим. Для одного это мир цветка или бег волны, для другого – таинственный лес, а в образах третьих – уникальная планета.

        - А чем неповторима наша планета?  ( Ответы участников: только на нашей планете есть жизнь.)

        - А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников.)

        А теперь давайте заслушаем определение, которое дает современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой - "ПРИРОДА"

 а) Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

б) Совокупность особенностей какой-либо местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п.

в) Местность вне  городских поселений.

        

        У ч и т е л ь. Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы там увидели? (Заслушиваем 4-5 ответов)                                        (Прием «Зеркало»)

        У ч и т е л ь. Верно, вы увидели в зеркале человека как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы должны знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времен человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько удивительных творений нам подарила Природа! Вот некоторые из них:

        - самое большое сооружение, построенное живыми организмами – Большой барьерный риф на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км при ширине 72 км;

        - самое большое животное – синий кит, размер 33 метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг;

        - самый большой цветок – раффлезия Арнольди, диаметр около метра, растет на острова Суматра, Ява и Калимантан;

        - самым быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/ч;

        - самое толстое дерево – баобаб. При высоте – 20 м и обхвате ствола - 20 м в дереве может накапливаться до 120 тыс. литров воды;

        - самая длинная змея – анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11 м 43 см.                                                    (Прием «Самый-самый»)

        У ч и т е л ь. Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая науку биологию.

        Как и в любой науке, у нее есть свои объекты. Выявить объекты изучения биологии вам поможет моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Камень – гриб – вода – облако

Гладиолус – клен – пшеница – крокодил

Бактерии – вода – воздух – снег

                                         Иголка – книга – мимоза – шкаф                                                                                               (Прием «Четвертый лишний»)

У ч и т е л ь. Что же у нас получилось? Мы собрали представителей Царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

        - Как вы думаете, почему они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

        О т в е т: Все названные объекты – живые организмы.

Биология – наука, изучающая живую природу.

        

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок, и, чтобы познать их, мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс: «Что бы это значило?»

- Какие природные объекты изображены на фотографиях?

(папоротник, лишайник, палочник, плоды финиковой пальмы)

                                                        (Прием «Что бы это значило?)

        У ч и т е л ь. Почему все увиденные природные объекты можно назвать  живыми?  (Работа с творческими листками, выдвижение гипотез)

        Признаки живых организмов: растут, размножаются, питаются, дышат, состоят из клеток.

        У ч и т е л ь. Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука биология.

        У ч и т е л ь. А теперь, друзья, я предлагаю вам стать участниками аукциона. Победителем станет тот, кто выдвинет как можно больше идей о том, где можно применить биологические знания.  (Записывают идеи  на творческих листках. Поочереди зачитывают идеи,  дополняют)

                                                                (Прием «Аукцион идей»)

        У ч и т е л ь. Наш мастер-класс подходит к концу. И сейчас вам предстоит выполнить два задания.

1-е задание. Одним предложением представить науку биологию (Все участники работают с творческими листками.)

                                                                     (Прием «Цепочка идей»)

2-е задание.  Используя ваши творческие листки, на которых вы сегодня работали, составить биологический коллаж.                       (Прием «Коллаж»)

        У ч и т е л ь. Вот и завершает работу наш мастер-класс. Давайте посмотрим, совпадают ли наши впечатления. Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленные цели?

Двухцветные карточки – красно-зеленые. При положительном утверждении – повернуть к учителю зеленой стороной, при отрицательном – красной.

                                                                            (Прием «Светофор»)

Рефлексия.

        У ч и т е л ь. На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда – биологический коллаж и ваши портретики, показывающие, как вы чувствовали себя на нашей встрече.

        Я прошу на творческих листках нарисовать:

1) какими вы были в начале нашей встречи;

2) в конце нашей встречи.                        (Прием обратной связи «Рожицы»)

У ч и т е л ь. Из предложенных предложений я прошу вас выбрать два наиболее значимых для вас и дополнить их своими мыслями:

        - На мастер-классе я . . .

        - Самым интересным для меня сегодня было . . .

        - В своей дальнейшей работе я . . .

        - Я пожелал бы ведущему урок учителю . . .

        -  Я бы хотел посоветовать . . .

        (Прием обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения)

        

        У ч и т е л ь. Удивительны и восхитительны творения Природы.  Я предлагаю вам сравнить два цветка, которые я держу в руках, - живой цветок и искусственный. Что вызывает у вас большее восхищение? (Ответ участников.) Безусловно, живой цветок.

        Биология . . .  Путь этой науки долог и неостановим . . .

        У ч и т е л ь.  Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и хочу подарить этот цветок самому активному участнику нашей встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок.)

        Надеюсь, что использованные сегодня на уроке методические приемы помогут вам в работе. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Использование современных приемов и методов обучения на уроках биологии.

Социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами .Наиболее эффективным в данной ситуации мне кажется применен...

Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"

Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"

Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...