Тип Моллюски
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Солдатенкова Марина Сергеевна

Лекционный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_mollyuski.docx88.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Моллюски

Тип Моллюски

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: брюхоногие, головоногие, двустворчатые, мантия, мантийная полость, нога, радула, раковина, фильтраторы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000007ac-1000-4ddd-8bb9-5500475d4f03/45_11.jpg

Тип Моллюски насчитывает около 130 тыс. видов. 

Моллюски обитают в пресных и морских водоемах, на суше. Известны с первой половины палеозоя.

Характерными особенностями моллюсков, возникшими в результате ряда ароморфозов, являются:

– несегментированное тело;

– возникновение кожной складки – мантии и мантийной полости;

– формирование раковины.

Биологическому прогрессу моллюсков способствовали следующие идиоадаптации:

– появление раковины;

– возникновение аппарата для размельчения пищи – радулы;

– возникновение двух форм дыхания – жаберного и легочного.

– высокая плодовитость.

Класс Брюхоногие. Обитают в основном в морских и пресных водах. Есть и наземные формы. Размеры различны – от нескольких мм до 40 см (морской заяц).

Особенности строения. Тело дифференцировано на головутуловище и ногу. Раковина цельная, иногда редуцированная. Тело асимметрично. Асимметрия связана с редукцией правых органов мантийного комплекса.

Раковины закручены спирально или имеют вид колпачка. Раковина состоит из тонкого наружного и фарфоровидного слоя – нескольких систем известковых пластинок, пересекающих друг друга под прямым углом. У некоторых есть перламутровый слой.

Органы чувств представлены щупальцами, парой глаз, органами химического чувства, статоцистами – органами равновесия.

Нервная система узлового типа хорошо развита.

Пищеварительная система представлена пищеварительным трактом и железами (слюнными и печенью). В глотке есть терка – радула, служащая для соскабливания или захвата пищи. В ротовой полости различают «челюсти» – роговые или известковые утолщения кутикулы. Анальное отверстие открывается в передней части тела.

Дыхательная система представлена жабрами, а у наземных форм – легкими.

Кровеносная система образована сердцем, состоящим из одного желудочка и двух предсердий, и кровеносными сосудами. Незамкнутая. От желудочка сердца отходит аорта, которая делится на головную и внутреннюю. В сердце находится артериальная кровь. Газообмен происходит в лакунах соединительной ткани. Кровь становится венозной и возвращается к жабрам, где также происходит газообмен между организмом и внешней средой. Кровь бесцветна.

Выделительная система состоит из пары почек, из которых сохраняется одна левая.

Встречаются как раздельнополые, так и гермафродиты. Оплодотворение у большинства внутреннее. Из яиц у низших брюхоногих развивается личинка, трохофора, которая превращается в велигер (парусник). Из парусника развивается взрослый моллюск. Представители: виноградная улитка, малый и большой прудовики, слизень.

Класс Двустворчатые. Насчитывает около 1500 видов. Представители: беззубка, перловица, мидия, тридак– на, устрица, гребешок.

Особенности строения. Раковина состоит из двух створок, скрепляющихся связкой и замыкательным мускулом.

Голова полностью редуцирована; нога расположена на задней стороне туловища.

Дыхательная система представлена двумя парами пластинчатых жабр; рот ведет непосредственно в пищевод, затем в желудок, куда впадают протоки печени. Питаются пассивно: у двустворчатых есть вводной и выводной сифоныкоторые образованы складками мантии, несросшейся в верхней и нижней части тела. Через нижний – вводной – сифон вода входит, через верхний, выводной – выходит. У двустворчатых, питающихся мелкими водорослями, глотка, терка и слюнные железы редуцированы.

Кровеносная система представлена сердцем и сосудами. Артериальная кровь поступает от жабр к сердцу, оттуда по артериальным сосудам – в полости соединительной ткани, где превращается в венозную и снова направляется к жабрам по венам.

Нервная система имеет 3 пары ганглиев. Органы чувств развиты слабо. Головных щупалец и глаз нет. Есть статоцисты.

Выделительная система представлена парными почками, выводящими жидкие продукты обмена в мантийную полость.

Раздельнополы, оплодотворение наружное. У беззубки оплодотворение происходит в мантийной полости. В развитии проходят личиночную стадию – глохидии. Глохидии паразитируют на жабрах рыб.

Класс Головоногие. Наиболее прогрессивные животные. Насчитывают около 700 видов. Тело дифференцировано на голову, туловище и щупальца, в которые превратилась нога. Раковина недоразвита, сохранена только на спинной стороне. Есть радула. В заднюю кишку открываются протоки чернильного мешка, содержащего синюю жидкость. Эта жидость используется животным для защиты и маскировки. Дышат головоногие жабрами. Кровеносная и выделительная система сходна по строению со строением этих систем у двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Хорошо развита нервная система. Развито зрение. Глаза способны к аккомодации. Раздельнополые животные с выраженным половым диморфизмом. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Все хищники. Представители: кальмар, осьминог, каракатица, наутилус, астронавт.

Значение моллюсков: пища для человека – мидии, устрицы, гребешки; источники жемчуга – перловицы, жемчужницы; вредители деревянных корабельных днищ, свай – мидии; участники трофических цепей – осьминоги и др.; среда для развития паразитов – прудовик; фильтраторы водоемов, аквариумов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"...

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТИП МОЛЛЮСКИ. Урок

Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности головоногих, их значение; обобщают знания по теме тип Моллюски; получают навыки работы с электронными носителями....

Головоногие Моллюски. Обобщение по теме тип Моллюски

Характеристика класса Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме тип Моллюски...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...