Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tip_mollyuski.docx | 86.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
МОУ Мирновская СОШ
Класс 7 Дата 09.10.2014
Предмет: биология
Учитель: Гарманова Елена Владимировна
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика
Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»
Цель урока | Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика» |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками моллюсков, их отличием от кольчатых червей; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения Воспитательные: поощрять товарищество, доброту, формировать гуманные отношения на уроке; вырабатывать умение работать в коллективе; самодисциплинированность; развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам. Развивающие: развивать речь уч-ся, словарный запас, коммуникационные свойства речи; отрабатывать навык анализа и синтеза, сравнения, определения понятий, ставить и разрешать проблемы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение проводить лабораторное исследование |
Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы. Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; принимать решение в проблемной ситуации; оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь проводить исследовательские действия; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
Планируемые результаты | Предметные (знать, уметь): Тип Моллюски; строение, многообразие, выделять существенные признаки моллюсков, их процессы жизнедеятельности Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре Метапредметные: работать с текстом, схемой, моделями, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать |
Основные понятия, используемые на уроке | Моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, железы: пищеварительные, слюнные; глаза, почки |
Межпредметные связи | Информатика, литература |
Ресурсы | Основные: Пасечник В.В. Учебник. Биология. Животные, 7 класс . М: Дрофа, 2014 Н.В.Преображенская Рабочая тетрадь. Биология. М: Экзамен, 2014 Таблица «Моллюски» Дополнительные (мультимедиаресурсы): Презентация для урока «Моллюски»; «Гимнастика для глаз»; материал для лаб. работы (лоточки, наборы раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков, лупы); фрагменты видеофильмов о моллюсках; карточки с заданиями |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Индивидуально-обособленная, парная, коллективная, фронтальная |
Методы обучения |
|
Технологии работы с информацией | Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой, исследовательским материалом Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий в тетради с печатной основой; приемы лабораторного исследования |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Мобилизующий этап 1.Приветствие. 2.Определение отсутствующих 3.Проверка готовности к уроку 4.Организация внимания | Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм | Приветствие Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку. Организация внимания всех учащихся | Проверить личную готовность к уроку Настрой на продуктивную работу на уроке. | Оценивать себя и окружающих Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место | |
Самоопределение учащихся на основе антиципации (способности представить себе возможный результат действия до его осуществления) Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций 1.Определение организмов 2.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока. 3.Кто такие Моллюски? Проблемный вопрос Проблемный вопрос | Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить по загадке название организмов Запись темы урока. Пробуют сформулировать цель урока. Пробуют ответить для себя на вопрос: что я знаю о моллюсках, что я хочу о них узнать Делают схему в рабочей тетради. Сопоставляют рисунки, делают вывод. Анализировать и сравнивать изображения Выступают с подготовленными мини-сообщениями по теме урока «Интересные факты о моллюсках» | Направление на определение типичных недостатков, исправление ошибок Слайды 2-5 Введение в тему. Цель урока: изучить тип моллюски Слайд 6 Рецензирование ответов учащихся Моллюски- (греч.) мягкотелые Слайд 7 Классы моллюсков: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Отличительная особенность – наличие раковины. У всех ли она есть? Слайд 8 Слайд 9 Можем ли мы сказать, что и теперь достаточно хорошо знаем все о моллюсках? | 1.Определить по загадке организмы: Симпатичный он на вид, Я в гости иду, иль иду я домой - Повсюду тащу на себе домик свой. А если опасность ждёт на дорожке, Я — раз, и в него спрячу рожки. Ветру, чайкам Тихо вторя Волны шепчут у прибоя Приложи ее лишь к ушку Море спряталось в … Ну, кто на улитку Все они вместе – Тип Моллюски Учебник с 45 вопрос 1 . Домашнее задание. Просмотр видеофрагмента | Определить организмы: Осьминог Улитка Ракушка Слизень Наличие раковины | Уметь сопоставлять, выделять главное Уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения Расширение фактических знаний учащихся Умение выступать публично, подбирать фактический материал. |
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний Этапы: 1.Общая характеристика типа. План строения организмов. Формулировка вместе с учащимися общей характеристики. 2. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала Самостоятельная работа Проверка выполненной работы. Замечания 3.Демонстрация практической значимости нового материала | Чтение материала по учебнику п11 Работа по тетради с24 №5. (основные части тела моллюска) Самостоятельное добывание знания. Поисковая работа Самоорганизация процесса учения. Проговаривание плана действия в ходе лабораторной работы | Слайд 10 -Что нужно сделать? 3 слоя в раковине Слайды 11,12 Показать практическую значимость материала Актуализировать чувственный опыт и опорные знания учеников. Проведение словарной работы Физкультминутка Инструктаж по технике безопасности (лупы) Слайд 13 Показать практическую значимость материала Совместное выполнение работы. | Чтение материала по учебнику п11 до с46 (Кровеносная система) Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков» а)Прочитать с26 в Тетради б)Проанализировать, что нужно сделать. Какие возникли вопросы? в) Что для этого понадобится? Техника безопасности при работе со стеклянными приборами | Знать новые термины. Уметь выбирать материал из текста. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой | Делают выводы и сопоставляют полученный материал. Устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений Уметь работать самостоятельно Уметь проводить сравнительные действия Находить ответы на поставленные вопросы Уметь проводить исследовательские действия, делать выводы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы. |
Закрепление нового материала 1.Закрепление новых знаний и умений. 2.Проверка понимания сущности новых понятий. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа. | 1)Решение на основе новых знаний творческих и практических задач. 2)Использование самостоятельной работы для закрепления знаний: выбор ответов из предложенных Оценивание работ учащимися6 Какое получилось зашифрованное слово? | Слайды 14-16 1) Анализ задания. Выполняют в тетради и на презентации. Корректировка ответов и оценивания Работа по карточкам.
| 1)Работа в тетради с24 №5. Анализ задания 2)2.1.Задания с выбором правильных ответов. 2.2.Выбор терминов, изученных на уроке: Сердце, мантия, раковина, легкое, терка, жабры, почки | Повторение основных понятий урока | Оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Обобщать факты и явления, |
Информация учащихся о домашнем задании Этапы: 1.Мотивирование домашнего задания 2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания | Определяют свое домашнее задание | Дифференцированный подход к домашнему заданию. Корректировка домашнего задания | Задание для всех: п11 (читать) Т№1 дод,№2. Для сильных У.с 48 Задание | Правила записи домашнего задания в дневник | Планировать и анализировать свою деятельность в ходе инструктажа по домашнему заданию |
Рефлексия | Работа по таблице в тетради «Мои достижения»Ответы на вопросы: Я знаю… Я умею… Мне понравилось… | Подведение итога урока, выставление оценок | Подвести итог полученных знаний | Кто такие моллюски, их многообразие и процессы жизнедеятельности | Обобщать факты и явления, делать умозаключения и обобщения |
1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы | 1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы | 1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы |
1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы | 1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы | 1.Ложноножки 6.Жабры 2.Целом 7.Легкое 3.Сердце 8.Терка 4.Мантия 9.Полихеты 5.Раковина 10.Почки 1.е 6.о 2.в 7.д 3.м. 8.ц 4.о 9.п 5.л 10.ы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Отдел папоротникообразные. Общая характеристика.»
Урок биологии...
Урок на тему:Тип моллюски. Общая характеристика типа
Особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски.· Рассматривается их многообразие, изучается классификацию типа на примере конкр...
Презентация урока: "Типы соединения костей" с лабораторной работой "Внешнее строение кости"
Презентация к уроку "Типы соединения костей". Красочная презентация с четкими понятными рисунками...
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Презентация к лабораторной работе "Особенности строения и передвижения рыб". боту с использованием данной презентации можно проводить групповым методом.
Презентация содержит инструктивные карточки-задания. Презентация несет как обучающую, так и контролирующую функцию. Лабораторную работу с использованием данной презентации можно проводить группо...
Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"
Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...