Урок биологии в 10 классе по технологии критического мышления "Неклеточные формы жизни. Вирусы."
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Никитина Валентина Николаевна

Урок биологии в  10 классе по технологии критического мышления. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в  10 классе по технологии критического мышления

Учебник: Д.К. Беляев. Общая биология. 10 – 11 класс. §18.

Технологическая  карта урока

Тема урока:  Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Цели:

1. Развивающие:

  • Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • Развитие  умения  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать неклеточные и клеточные формы жизни;
  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
  • Развитие аналитического, критического мышления:

2.Обучающие:

  • Создать условия для расширения кругозора знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля;
  • Способствовать формированию знаний о вирусах как о неклеточной форме жизни, их эволюционном происхождении, особенностях их строения и жизнедеятельности, классификации, роли вирусов в природе и жизни человека;
  • Способствовать формированию знаний о разнообразии вирусных заболеваний и методах их профилактики.                                    
  1. Воспитательные:
  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
  • Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
  1. Дидактическая:

         Создать условия для осмысления новой учебной информации средствами критического мышления и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

  1. Выяснить значение вирусов для науки;
  2. Раскрыть вопрос о строении вирусов;
  3. Осветить вопрос значения вирусов в природе и жизни человека;
  4. Продолжить формирование умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы.

 Стратегия проведения занятия:  

   Использование развивающей образовательной технологии «критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников, создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника, стимулирование учеников к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.

Мотивация учащихся:

- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- поддержка индивидуального развития;

- соревнование между подростками;

- помощь в затруднительных случаях;

- ориентация на решение поставленных задач;

- одобрение коллективной работы (групповой);

- опора на личный опыт.

Планируемые результаты:

1.Углубление знаний о строении и значении вирусов.

2.Самостоятельное формулирование гипотез.

3.Самостоятельное решение проблем.

4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.

7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

8.Способность брать на себя ответственность.

9.Способность участвовать в совместном принятии решения.

10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

11.Умение сотрудничать и работать в группе.

Тип  урока: 

Урок  совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой. Дополнительным материалом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.

Оборудование:

  • Наглядные пособия (таблица демонстрационная: «Вирусы»)
  • Компьютер и видеопроектор
  • Презентация «Вирусы. СПИД»
  • Раздаточный материал (дополнительная литература, иллюстрации различных вирусов).

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.

Структура  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация ученика к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.

1. Инициализация урока - 5 мин.

   На доске помещены ключевые понятия урока: живой организм, признаки живого,  форма жизни (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные).

Необходимо обратить внимание учеников на ключевые понятия и дать им объяснение (определение слов).

- Какие формы жизни (с 6 по 9 класс) изучались нами углубленно? (одноклеточные и многоклеточные).

- Правильно ли будет сказать, что все живое на Земле имеет клеточное строение? (нет).

- Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, а конкретно, о ком? (о вирусах).

- Определите  тему урока («Неклеточная форма жизни. Вирусы»).

- Давайте поставим для себя цели нашего урока на основе имеющихся знаний

2. Целеполагание и мотивация  - 3 мин.

   Учитель:

   - Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования   угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Речь идет о вирусах.

   - Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»?

3. Актуализация  знаний  и  умений  - 3 мин.

(Стадия Вызова)

- Что мы знаем о вирусах?

   Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу (предположеия) знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.

Используется Прием "Верные и неверные утверждения"

Утверждения

верные и неверные

Ответы

До изучения материала (предположения)

После изучения материала

Вирусы - это мельчайшие живые организмы.

Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Вирусы - это неклеточные формы жизни.

Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

   Переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют учителя и гостей

●Актуализируют имеющиееся знания.

●Рассуждают, делают

предположения.

(ученики определяют цели):

  • Более глубоко изучить строение вируса
  • Выявить черты сходства и отличия вируса и живого организма
  • Выяснить, в чем вред и польза вирусов

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают достоверность утверждений, заполняют таблицу.

2.Этап осмысления.

●получение новой информации

●осмысление новой информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

Изучение нового материала.

I. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов.

Задание. Работая с текстом учебника (п.18 стр.67-71) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения Прием "Сводная таблица"

Линия сравнения

Живые организмы

Вирусы

1. Размеры

 

 

2. Особенности строения

 

 

3. Генетический материал

 

 

4. Способность к размножению

 

 

5. Процессы жизнедеятельности

 

 

- На основании изученного, сделайте вывод: Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Вывод (формулируют обучающиеся):

  1. Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.
  2. Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.
  3. Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.
  4. Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.
  5. Вирусы - внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

Физминутка

II. Значение вирусов.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации).

Прием "Инсерт"

Задание. Прочитайте информацию в параграфе о видах вирусов и их значении в природе, для человека.  Во время чтения сделайте пометки на полях:

- Поставьте "V" (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте "+" (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.

"V"

"+"

"?"

 

 

 

- Что нового вы узнали из этой статьи учебника?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Оправдались ли ваши предположения?

Учащиеся предлагают "линии сравнения", затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу.

Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек).

Эмоциональная и физическая разрядка, улучшается настроение.

Ответы обучающихся, предположения.

Обобщение результатов работы в режиме беседы (ответы обучающихся).

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

●выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-ная проблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

Прием "Верные и неверные утверждения"

- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).

Выводы:

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Заключение.

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.

Домашнее задание: Д.К. Беляев. Общая биология. 10 – 11 класс. §18.

Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности вирусов в живых организмах.

  1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов - последствия?
  2. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов - последствия?

●Отвечают на     вопросы

●Отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.

●Записывают домашнее задание.

●Оценивают уровень

своего эмоционального состояния на уроке.

●Определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы». Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:Учебно-познавате...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...