Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

 

 

 Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

 

Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:

Учебно-познавательных: ставить цель, формулировать выводы;

Коммуникативных: владеть монологичной речью;

Здоровьесберегающей: обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Оборудование: учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, компьтер, КИМ, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.

Литература:

1.     Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996.- 704 с.: ил.

2.     Википедия

Тип урока: комбинированный.

Данный урок поможет учителю сэкономить время приподготвке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_10_klasse_virusy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

Чванова Ольга Викторовна – учитель  биологии МКОУ

 «Кабаковская сош» Алейского района Алтайского края.

Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:

Учебно-познавательных: ставить цель, формулировать выводы;

Коммуникативных: владеть монологичной речью;

Здоровьесберегающей: обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Оборудование: учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, компьтер, КИМ, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996.- 704 с.: ил.
  2. Википедия

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З:

1. Где происходит синтез белка в клетке?

2. Где находится информация  о строении белка?

3. Каким образом она доставляется к месту синтеза белка?

4. Что такое транскрипция? Трансляция?

  1. Подготовка к активному восприятию новой темы.

Вступительное слово учителя: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они нержиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О вирусах).

Вдумайтесь в факты, приведённые в Википедии:  По оценке Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организации здравоохранения, с 1981 по 2006 от болезней, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИД умерли 25 миллионов человек. Таким образом, пандемия ВИЧ-инфекции является одной из наиболее губительных эпидемий в истории человечества. Только в 2006 году ВИЧ-инфекция стала причиной смерти около 2,9 миллиона человек. К началу 2007 года во всем мире около 40 миллионов человек (0,66 % населения Земли) являлись носителями ВИЧ. Две трети из общего числа ВИЧ-инфицированных живут в странах Африки к югу от пустыни Сахары. В наиболее пострадавших от пандемии ВИЧ-инфекции и СПИД странах эпидемия препятствует экономическому росту и увеличивает бедность населения.

• Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет. Как говорят ВИЧ молодеет, как вы думаете, почему?

Несмотря на то, что мы только приступаем к изучению этой темы, я уверена, что многое вам уже известно. Подумайте в течение 1 минуты и напишите на листочках, что вам уже известно о вирусах и в частности о СПИДе. Через указанное время ученики озвучивают информацию.

Организуется беседа с учащимися. (Целеполагание)

Учитель: Что ещё вам хотелось бы узнать об этом заболевании?

Предполагаемые ответы детей: Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

План урока: 1. Общие сведения о вирусах. История открытия вирусов

                      2. Строение вирусов и их биологические особенности            на доске(слайде)

                      4. Репродукция вирусов

                      5. Вирусные инфекции и их профилактика. ВИЧ и СПИД

4.  Изучение нового материала.

1 и 2 вопросы работа в статических парах. С. 79 а 1-2. с. 79 а. 3 и на с. 80.

Задание для проверки:

Отец вирусологии _________

Неклеточная форма жизни _______________

Генетический материал__________________

Белковая оболочка ______________________

Релаксация (презентация+музыка, например «Мелодия дождя»)

Вопрос 3 Репродукция или размножение вирусов. КИМ.

  1. Почему вирус называют облигатным паразитом?

2. Почему вирусы - это уникальная форма жизни?

Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм  начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но... В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку  и прекращает свое действие до тех пор,  пока не ослабнет иммунитет  человека.  Задание 3. Способы заражения    Меры предупреждения.

4. Домашнее задание по выбору: Самостоятельно вписать в таблицу название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути  проникновения вируса

Профилактика заболеваний

СПИД        

Половой способ, через кровь, материнское молоко        

Здоровый образ жизни, личная  гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Грипп        

Воздушно-капельный        

Гепатит

через кровь

  1. Рефлексия

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …        

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

- Я желаю вам ….

Я желаю вам здоровья, спасибо за активную работу.

Рабочая карта ученика.

Тема :

Цель:

  1. Работа в статических парах.

Общие сведения о вирусах.                   ↔                    Строение вирусов.

Стр. 79 абзац 1 – 2                                                        Стр. 79 абзац 3 и стр. 80 две строки.

Задание №1.

Отец вирусологии  ________________

Неклеточная форма жизни ___________________

Генетический материал _________________

Белковая оболочка ___________________

  1. Просмотрите фрагмент и ответьте на вопросы:

Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Почему вирус называют облигатным паразитом?

  1. Прослушайте объяснение учителя и зафиксируйте

 пути проникновения вируса                   и                                 меры профилактики

___________________________________   ______________________________________

___________________________________   ______________________________________

___________________________________  ______________________________________

___________________________________  ______________________________________

___________________________________   ______________________________________

___________________________________  ______________________________________

Д/З: подготовиться к тестированию.

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути  проникновения вируса

Профилактика заболеваний


Оспа



Грипп        

        


Гепатит




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Презентация по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги"

Презентация предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Цель презентации сформировать у учащихся знания об особенностях жизнедеятельности, строении, размножении и практическо...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Презентация тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы

Презентация предназначена для изучения нового материала по теме: Вирусыв (11 класс).  В ней дана классификация вирусов, особенности их строения,размножения, значение в природе.Кроме этого показан...