Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме
Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».
Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:
Учебно-познавательных: ставить цель, формулировать выводы;
Коммуникативных: владеть монологичной речью;
Здоровьесберегающей: обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
Оборудование: учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, компьтер, КИМ, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.
Литература:
1. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996.- 704 с.: ил.
2. Википедия
Тип урока: комбинированный.
Данный урок поможет учителю сэкономить время приподготвке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_10_klasse_virusy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».
Чванова Ольга Викторовна – учитель биологии МКОУ
«Кабаковская сош» Алейского района Алтайского края.
Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:
Учебно-познавательных: ставить цель, формулировать выводы;
Коммуникативных: владеть монологичной речью;
Здоровьесберегающей: обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
Оборудование: учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, компьтер, КИМ, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.
Литература:
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996.- 704 с.: ил.
- Википедия
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка Д/З:
1. Где происходит синтез белка в клетке?
2. Где находится информация о строении белка?
3. Каким образом она доставляется к месту синтеза белка?
4. Что такое транскрипция? Трансляция?
- Подготовка к активному восприятию новой темы.
Вступительное слово учителя: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они нержиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О вирусах).
Вдумайтесь в факты, приведённые в Википедии: По оценке Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организации здравоохранения, с 1981 по 2006 от болезней, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИД умерли 25 миллионов человек. Таким образом, пандемия ВИЧ-инфекции является одной из наиболее губительных эпидемий в истории человечества. Только в 2006 году ВИЧ-инфекция стала причиной смерти около 2,9 миллиона человек. К началу 2007 года во всем мире около 40 миллионов человек (0,66 % населения Земли) являлись носителями ВИЧ. Две трети из общего числа ВИЧ-инфицированных живут в странах Африки к югу от пустыни Сахары. В наиболее пострадавших от пандемии ВИЧ-инфекции и СПИД странах эпидемия препятствует экономическому росту и увеличивает бедность населения.
• Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет. Как говорят ВИЧ молодеет, как вы думаете, почему?
Несмотря на то, что мы только приступаем к изучению этой темы, я уверена, что многое вам уже известно. Подумайте в течение 1 минуты и напишите на листочках, что вам уже известно о вирусах и в частности о СПИДе. Через указанное время ученики озвучивают информацию.
Организуется беседа с учащимися. (Целеполагание)
Учитель: Что ещё вам хотелось бы узнать об этом заболевании?
Предполагаемые ответы детей: Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
План урока: 1. Общие сведения о вирусах. История открытия вирусов
2. Строение вирусов и их биологические особенности на доске(слайде)
4. Репродукция вирусов
5. Вирусные инфекции и их профилактика. ВИЧ и СПИД
4. Изучение нового материала.
1 и 2 вопросы работа в статических парах. С. 79 а 1-2. с. 79 а. 3 и на с. 80.
Задание для проверки:
Отец вирусологии _________
Неклеточная форма жизни _______________
Генетический материал__________________
Белковая оболочка ______________________
Релаксация (презентация+музыка, например «Мелодия дождя»)
Вопрос 3 Репродукция или размножение вирусов. КИМ.
- Почему вирус называют облигатным паразитом?
2. Почему вирусы - это уникальная форма жизни?
Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но... В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека. Задание 3. Способы заражения Меры предупреждения.
4. Домашнее задание по выбору: Самостоятельно вписать в таблицу название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.
Название заболеваний, вызываемых вирусами | Пути проникновения вируса | Профилактика заболеваний |
СПИД | Половой способ, через кровь, материнское молоко | Здоровый образ жизни, личная гигиена. Применение одноразовых шприцов. |
Грипп | Воздушно-капельный | |
Гепатит | через кровь |
- Рефлексия
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня я узнал …
- Я удивился …
- Теперь я умею …
- Я хотел бы …
- Я желаю вам ….
Я желаю вам здоровья, спасибо за активную работу.
Рабочая карта ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"
Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...
Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....
Презентация по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги"
Презентация предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Цель презентации сформировать у учащихся знания об особенностях жизнедеятельности, строении, размножении и практическо...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"
Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...
Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Конспект открытого у...
Презентация тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы
Презентация предназначена для изучения нового материала по теме: Вирусыв (11 класс). В ней дана классификация вирусов, особенности их строения,размножения, значение в природе.Кроме этого показан...