Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_virusy.zip | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить и скорректировать знания о клетке и ее составных частях;
изучить строение и жизнедеятельность вирусов;
дать представление о заболеваниях, вызываемых вирусами и методами их
профилактики;
развивать умения самостоятельной работой с учебниками и другими
источниками дополнительной информации.
Ход урока:
1) Проверка домашнего задания.
Учащиеся класса делятся на 4 команды. Для выполнения каждого задания по одному представителю от команды выходят к доске, все остальные делают их в тетрадях и затем проверяют.
1 команда. Выберите один верный ответ:
1. Организмы животных, растений, грибов, бактерий состоят из клеток, что свидетельствует о:
А) единстве органического мира
Б) разнообразии строения живых организмов
В) связи организмов со средой обитания
Г) сложном строении живых организмов
2. У прокариотических клеток:
А) рибосомы свободно лежат в цитоплазме
Б) эндоплазматическая сеть пронизывает цитоплазму
В) ядерная оболочка пронизана порами
Г) ядерная оболочка не имеет пор
3. Органоид, в котором расщепляются белки, углеводы, липиды – это:
А) вакуоли
Б) митохондрии
В) лизосомы
Г) комплекс Гольджи
4. Какие компоненты клетки имеют двумембранное строение:
А) хлоропласты
Б) лизосомы
В) вакуоли
Г) центриоли
5. Какой органоид клетки имеет немембранное строение:
А) вакуоль
Б) хлоропласт
В) клеточный центр
Г) шероховатая эндоплазматическая сеть
2 команда. Выберите несколько правильных ответов.
Лизосомы:
А) собираются из микротрубочек
Б) «отшнуровываются» от комплекса Гольджи
В) сливаются с фагоцитозными пузырьками
Г) обеспечивают расщепление биополимеров на мономеры
Д) размножаются делением
Е) участвуют в синтезе жиров
3 команда. Уберите лишнее.
А) Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка.
Б) Оболочка, цитоплазма, органоиды, включения
4 команда. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках.
А) … + … + … = … (цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения)
Б) … + … + … = … ( лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты)
После выполнения каждого задания проверяем вместе, затем сверяем с правильными ответами на слайде.
2) Изучение нового материала
Учитель: история открытия вирусов.
В 1887 году студент Петербургского университета Д. Ивановскский был отправлен в командировку на юг России, чтобы исследовать очень сложную проблему – мозаичную болезнь табака. По непонятной причине табачные листья покрывались пятнами, желтели, скручивались и сохли. Производители несли колоссальные убытки. Задача не показалась молодому ученому особенно сложной. Был бы хороший микроскоп, а методики выделения микроорганизмов известны. Но дело сразу застопорилось. До боли в глазах всматривался он в препараты – никаких возбудителей, никаких микроорганизмов. Не дало результатов окрашивание, не рос возбудитель на самых изысканных питательных средах, хотя сок исправно заражал новые порции растений! Ивановский решил пропустить сок через мелкопористые фарфоровые фильтры, ведь они задерживали любые бактерии, и фильтрат должен быть стерильным. Сказано – сделано! Но капля абсолютно прозрачной жидкости также заражала новые растения. И тогда Д. Ивановский понял, что возбудитель мозаичной болезни меньше любой известной бактерии. Фильтрующийся яд – это вирус. Слово вирус и обозначает - яд. Так родился этот термин. В дальнейшем студент Ивановский стал профессором, а тема его докторской диссертации была «Мозаичная болезнь табака». С конца 19-го века и ведет свой отсчет наука вирусология.
Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошло до человека.
Все хорошо! Но, видимо, природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
То ль существа, а может, вещества –
Об этом долгий спор не утихает,
но вирусы – и все об этом знают –
Среди других живут и процветают –
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД – себя как уберечь?
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать так, чтоб затупился меч,
А щит непробиваемым остался?
Самостоятельная работа обучающихся по технологическим картам
(команды 1 и 3 - по карте 1, команды 2 и 4 – по карте 2).
Технологическая карта №1
Пользуясь учебником стр. 79- 81 и дополнительным материалом стр. 16- 18, ответьте на вопросы:
1) какой образ жизни характерен для вирусов?
2) как устроен вирус?
3) какие органические вещества входят в состав вируса?
4) как вирус проникает в клетку?
5) в чем проявляется действие вирусов на клетку?
Технологическая карта №2
Пользуясь учебником стр. 79- 81 и дополнительным материалом стр. 16- 18, вставьте пропущенные слова:
Вирус состоит из__________, которая окружена защитной оболочкой из _________. Эта оболочка называется________. Все вместе - нуклеиновая кислота вируса и капсид – называется вирусной частицей - _____. Ни один вирус не способен к___________ существованию. Обычно вирус проникает в ________. Затем клеточный материал вируса взаимодействует с_______________. В результате клетка начинает синтезировать__________, необходимые вирусу. Также происходит копирование наследственного материала вируса, и в цитоплазме зараженной клетки начинается____________. Готовые вирусные частицы покидают клетку.
Учитель: как протекает жизненный цикл вируса.
Все, что человек ни создаст, ни сделает, все в природе уже создано дваным-давно. Пираты очень удивились бы, если бы знали что-нибудь о вирусах. Вирус проникает в клетку самым пиратским способом! Так сказать, собрат по профессии.
Как когда-то, приближаясь к торговому судну, пираты абордажными крючьями прикреплялись к его борту, так и атака на клетку начинается с прикрепления вируса к клеточной стенке. Пираты врываются на корабль, уничтожают команду, проникают в капитанскую рубку и заставляют капитана следовать к какому-нибудь таинственному острову. Вирусы с помощью фермента растворяют часть клеточной стенки. Внутрь клетки проникают ДНК или РНК, устремляются к ядру, встраиваются в наследственный аппарат и направляют весь клеточный обмен, всю деятельность клетки на производство составных частей вируса. В пораженной клетке полным ходом синтезируется вирусный белок, в ядре постоянно редуплицируется вирусная ДНК или РНК. Клетка взята на абордаж, оккупирована вирусами-пиратами. Вся ее деятельность направлена на производство «запасных частей» своих оккупантов, ресурсы клетки истощаются. Этот процесс заканчивается гибелью клетки и выходом из нее новых миллионов вирусных частиц. Цепная реакция! Так действуют вирусы полиомиелита, оспы, свинки, гриппа.
И это еще не самое страшное. Воевать всегда проще, когда враг явный и намерения его прозрачны. Гораздо хуже и опаснее, когда враг маскируется, прикидывается своим, создавая так называемую «пятую колонну», которая только и ждет своего часа, чтобы напасть изнутри, неожиданно.
Именно так поступает часть вирусов, проникая в клетку обманным путем, встраиваясь в генетический аппарат и никак себя не проявляя до поры до времени.
Клетки выглядят, как нормальные, они делятся. Вирус, затаившись, может не проявлять себя десятилетиями, тысячелетиями. Но при попадании организма в неблагоприятные условия он активизируется и поражает клетку или организм. Бессимптомная вирусная инфекция переходит в явное заболевание. У человека скрытые инфекции наблюдаются при гриппе, герпесе, энцефаломиелите.
Возможно, так поступил когда-то и вирус СПИДа. Он затаился на многие тысячелетия. Что случилось 25 лет назад – никто не знает. Но вирус активизировался, и начал косить человечество. Он зарегистрирован на всех континентах, речь идет о мировой пандемии, о чуме 20-21 веков!
Сообщения учащихся «Вирусы как возбудители болезней»
Предварительно на этапе подготовки урока группам учащихся дается задание найти и подготовить данный материал.
Команда № 1: «Оспа»
Команда № 2: «СПИД»
Команда № 3: «грипп»
Команда № 4: «Птичий грипп»
3) Закрепление
Ответьте на вопросы теста:
- У вируса отсутствует процесс питания, дыхания, размножения, если он:
а. превращается в спору
б. паразитирует внутри бактерий
в. находится вне живой клетки
г. вступает в симбиоз с растениями
2. По строению вирус это:
а. одноклеточный организм
б. симбиоз бактерии и гриба
в. неклеточная форма жизни
Г. множество связанных между собой нуклеиновых кислот
3. Вирус СПИДа поражает в крови человека:
а. эритроциты
б. тромбоциты
в. лимфоциты
г. тромбоциты
4. Белковая оболочка, окружающая нуклеиновую кислоту вируса:
а. плазматическая мембрана
б. капсид
в. фиброма
г. спора
5. Какие заболевания вызываются вирусами:
а. чесотка
б. грипп
в. туберкулез
г. оспа
6. Бактериофаги размножаются в клетках:
а. простейших
б. растений
в. бактерий
г. грибов.
На заключительном этапе урока выставление оценок членам групп.
5. Домашнее задание.
Если оценка за урок «5» -- уточни значение основных терминов, запиши в тетрадь жизненный цикл вирусов иммунодефицита,
Если «4» -- внимательно поработай с рисунком параграфа, зарисуй строение вируса и его жизненный цикл,
Если «3» -- ты плохо усвоил тему, поэтому внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....
Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».
Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы». Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:Учебно-познавате...
Презентация по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги"
Презентация предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Цель презентации сформировать у учащихся знания об особенностях жизнедеятельности, строении, размножении и практическо...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"
Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...
Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Конспект открытого у...
Презентация тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы
Презентация предназначена для изучения нового материала по теме: Вирусыв (11 класс). В ней дана классификация вирусов, особенности их строения,размножения, значение в природе.Кроме этого показан...
Урок биологии в 10 классе по технологии критического мышления "Неклеточные формы жизни. Вирусы."
Урок биологии в 10 классе по технологии критического мышления. Неклеточные формы жизни. Вирусы....