Использование воздушного шарика для исследования ЖЕЛ.
статья по биологии (8 класс) на тему

Высоцкая Татьяна Антоновна

          Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во

внутреннюю среду организма кислорода,  использование его для 

окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биолого-физические параметры легких человека.

Руководитель работы: учитель биологии Высоцкая Татьяна Антоновна.

(ГБОУ школа №370 Московского районаг.Санкт-Петербурга )

Цель: Определение основных характеристик легких человека.

Гипотеза: Жизненный объем легких, и максимальная легочная вентиляция студентов нашей группы совпадает  с нормой для юношей.

          Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во

внутреннюю среду организма кислорода,  использование его для 

окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.

Наиболее важным является  обеспечение газообмена О и СО  между окружающей средой и нашим организмом согласно его метаболическими потребностям. Этот процесс в нашем организме регулирует ЦНС, нейроны которой связаны с дыхательным центром продолговатого мозга.

          Система дыхания человека состоит из воздухоносных путей и респираторного отдела, образованного альвеолами. Воздухоносные пути состоят из носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В них воздух нагревается, увлажняется, очищается от пыли. В респираторном отделе дыхательной системы происходит газообмен кислорода и углекислого газа. Правое легкое образуют три доли, левое – две. Каждая доля состоит из сегментов. Последние являются структурно-функциональной единицей легких.

           Анатомическое строение легких человека обеспечивает внешнее дыхание. Оно предусматривает легочную вентиляцию и диффузию газов через аэрогематический барьер. Общее функционирование системы дыхания, кровообращения и клеточного дыхания образует единую функциональную систему, работа которой направлена на поддерживание нормального течения метаболических процессов в организме. 

Dyihatelnaya-sistema-cheloveka1                                              74

          Для характеристики вентиляционной функции легких и ее резервов большое значение имеет величина статических и динамических объемов и емкостей легких. К статическим объемам относятся величины, которые измеряют после завершения дыхательного маневра без ограничения скорости (время) его выполнения. К статическим показателям относятся четыре первичных легочных объема: дыхательный объем (Vдых), резервный объем вдоха (Vр.вд.), резервный объем выдоха (Vр.выд) и остаточный объем (Vо.о), а также и емкости: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), емкость вдоха (Евд), максимальная легочная вентиляция(МЛВ) и общая емкость легких (ОЕЛ).

 Для определения объема легких студентов по площади его тела мы исследовали нижеприведенные показатели                                             

1) Площадь поверхности тела человека:

                  S=0,167√ ml

2) Объем легких человека (мужчины):

                       V=2,5 10-3S

3) Определение площади поверхности человека по номограмме:

S=0,167 ml - Элективный курс по физике Вершинина Татьяна Михайловна учитель физики Коптевской оош мышкинского района.

 Далее определили дыхательный объем легких при помощи самодельного спирографа.

В качестве самодельного спирографа предлагаем использовать воздушный шарик.

Объем шарика можно вычислить: V= π d3 / 6.

Vр.вд. = ЖЕЛ - (Vо.о. + Vр.выд.)

Vо.о.- остаточный объем легких

ЖЕЛ (теория) = (рост х 5,2 – возраст х 0,022) – 4,2  для юношей.

Норма для ЖЕЛ составляет 2,8-3,8 л для юношей. Она возрастает у спортсменов и может достигать 8 л.

Затем определили максимальную легочную вентиляцию (МЛВ)

МЛВ = 6  практика

МЛВ = ( рост х 1,34 –возраст х 1,26) – 21,4  теория, для юношей.

Литература:

С.А. Чандаева Физика и человек АО АСПЕКТ ПРЕСС М., 1994

http://www.medeffect.ru/lab/pulmodiagnos-0008.shtml

http://medvuz.com/S&t/p21.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День военно-воздушных шариков" Сценарий праздника для учеников 1-2 классов, посвященного Дню защитников Отечества а.

Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...

Учения военно-воздушных шариков

Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...

День воздушного шарика

методическая разработка проведения мероприятий в школьном оздоровительном лагере. День воздушного шарика проводится 1 июня, в День защиты детей....

Занятие в темной сенсорной комнате для детей средней группы с ограниченными возможностями "Путешествие воздушных шариков"

Данная разработка будет интересна психологам, педагогам-психологам и всем педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умственно-отсталыми....

НОД по физической культуре "Воздушные шарики"

путешествие  с  детьми  в  город  Мячей...

Конспект занятия «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.»

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.» Цель занятия: познакомить с новыми б...

Мероприятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Праздник воздушного шарика"

Мероприятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Праздник воздушного шарика"...