Конспект занятия «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.»
план-конспект на тему
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.» Цель занятия: познакомить с новыми буквами Ш, ш и согласным звуком [ш], формировать навыки слогового чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию
фонематического восприятия и обучению грамоте
Ионова О.В., педагог дополнительного образования МОУ ДОД – ЦВР г. Маркса, Саратовской области
Тема: «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.»
Цели:
Образовательные:
Познакомить с новыми буквами Ш, ш и согласным звуком [ш], формировать навыки слогового чтения.
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, звукопроизношения и формирование слоговой структуры, развитие памяти, мышления, воображения.
Воспитательные:
Воспитание интереса к родному языку, воспитывать культуру поведения на уроке. Расширять кругозор детей. Воспитание аккуратности.
Оборудование: Букварь, картинки: воздушные шарики, карточки со слогами, тетради с заданиями, счётные палочки. Моноблок.
Предварительная работа:
Заучивание стихов. Рисунки с буквой «Ш».
Методы и приемы:
Игровая мотивация, рассматривание иллюстраций, наводящие вопросы, загадки, словесные игры.
Словарная работа: воздушные шары
Ход занятия:
1. Организационный момент. Демонстрация слайда №1
Педагог.
Вот и прозвенел звонок
Мы начнём сейчас урок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
Дети садятся на свои места.
Педагог.
I. -Какая замечательная сегодня погода! ( Демонстрация слайда №2) На улице светит солнышко. И в нашем классе тоже тепло, светло и уютно. А чтобы было ещё и весело, и мы с хорошим настроением продолжили урок, я предлагаю вам друг другу подарить улыбающееся солнышко (У каждого ребёнка на столе макет солнца). Дорисуйте улыбку солнышку, передайте его своему соседу по парте и улыбнитесь. А сейчас все вместе улыбнёмся друг другу и скажем:
«Хорошего настроение!» Молодцы!
II.
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы в Дошколёнке учимся!
Всё у нас получится!
2.Повторение пройденного.
I.Найдите в каждом ряду лишнюю букву. (Приложение№1. Демонстрация слайдов №3,4.)
а, о, с, у
м, р, о, с, х
II.Чтение слоговой таблицы. (Приложение№2)
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Педагог.
-Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с новым звуком и буквой. А помогать нам будет …, да вы и сами сейчас узнаете. Отгадайте загадку! Кто это?
Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же...
(Нюша)
На экране появляется картинка с изображением Нюши. (Демонстрация слайда №5)
4. Работа над темой.
I. Знакомство с новым звуком.
Педагог.
-Ребята, Нюша очень любит праздники. А на праздниках, как правило, дарят подарки. Нюша тоже приготовила для вас подарки. Отгадайте, что это?
Доскажи словечко.
В праздники на улице
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные …… (шары)
Разные, разные: голубые, красные,
Желтые, зеленые воздушные ….(шары)
На экране в руках у Нюши появляются воздушные шарики. (Демонстрация слайда №5). Детям раздаются шарики, но не надутые.
Педагог.
-Поблагодарим Нюшу за подарок, и прочитаем ей стихотворения о воздушном шарике. (Демонстрация слайда №6)
Стихи о воздушном шарике.
***
Легкий шарик мой воздушный
Дернул нитку непослушно,
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Т. Ефимова
***
Синий шарик надувной
Не хотел играть со мной.
Он сегодня почему-то
На меня смотрел надутым
Н. Ярославцев
***
***
Надували мы шары
Для весёлой для игры.
Мне достался синий шар.
Я пыхчу, как самовар.
Дую шарику живот,
Он обратно дует в рот.
С. Птица
У меня был шарик.
Яркий, как фонарик.
Шарик был ого и ах!
А потом он как ба-бах!
Сел на кнопку: раз и - БАМ!
В общем, шарик лопнул сам.
И остались лоскуты
Небывалой красоты.
И. Гурина
*** ***
У меня есть шар воздушный
Яркий, лёгкий и послушный.
Я, когда гулять хожу,
Шар за ниточку держу.
Шарик очень я жалею,
Почему же он худеет
Н. Высотин
Мне купили шарик синий.
Был он легкий и воздушный.
Ах, какой он был красивый,
Но ужасно непослушный.
Он все время в небо рвался,
Быть покорным не хотел.
И, едва я зазевался,
Шарик взял - и улетел.
Помашу ему ладошкой,
Хоть и жаль его немножко.
Н. Радченко
1)Задания на развитие фонетического слуха.
Педагог:
-Ребята, вы обратили внимание, что шарики наши не надуты. Хотите, поиграть с ними? (Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? (Легкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (Шарик начал «метаться» – это из него выходит воздух). Какой звук вы услышали? (Дети произносят «ш-ш-ш-ш-ш-ш». Правильно, ребята!
- Кто из животных произносит этот звук (Змея). (Демонстрация слайда №7) Змея ползет и шипит: «шшшшшшш». Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите: “шшшшшшшш”.
-А ещё кто? (Гусь.) (Слайд№8 )Пошипим, как гусь «шшшшш».
-А сейчас давайте накачаем колесо у машины: «ш, ш, ш, ш»… (Демонстрация слайда №9)
-Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: «шшшшш». Демонстрация слайда (№10)
Вывод:
-И так, ребята, вы уже догадались, что мы сегодня знакомимся со звуком «Ш». В каких словах вы встретили этот звук? (Шарик, Нюша, машина, солнышко.) Определите, где этот звук находится: в начале, в середине или в конце.(Дети определяют.)
2)Игра «Четвёртый лишний».
- Поиграем в игру “Четвертый лишний”
На доске картинки с предметами. Дети определяют лишнюю картинку.
Лось, медведь, лиса, кошка.
Ландыш, рябина, сосна, береза.
морковвь, тыква, груша, свекла.
Шампиньон,смородина, рябина, ежевика.
-Какой одинаковый звук встретился в словах? ([Ш]) .) Определите, где этот звук находится: в начале, в середине или в конце.(Дети определяют.)
3)Фонетическая работа над звуком. Звуковой анализ.
Педагог:
-Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
-Широкий язычок наверху образует «чашечку».
-Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
- Произнесем звук [ш]. Какой он гласный или согласный? (Этот звук согласный, потому что произносится с преградой. Не поётся.)
На экране монитора появляется звук человечек. (Демонстрация слайда №11)
-Каким цветом мы его обозначим?(Синим.)
Звук-человечек окрашивается в синий цвет. (Демонстрация слайда №12)
-Звонкий или глухой?(Горлышко молчит, не колышится. значит - глухой.)
-Какую шляпку оденем звуку-человечку?(Чёрную)
У звука-человечка появляется чёрная шляпа. (Демонстрация слайда №13)
- Твердый или мягкий?
Дети пытаются определить, педагог помогает.
- Как бы мы не старались смягчить этот звук, у нас ничего не получится. Запомните, звук «ш» всегда твердый!
-Какого цвета ботиночки будут у нашего звука-человечка? (Оба синие, потому что он всегда твёрдый.)
У звука-человечка ботиночки закрашиваются в синий цвет. (Демонстрация слайда №14)
-А сейчас определим, в какой вагон мы посадим наш звук? (В синий на нижнюю полку, где глухие согласные.)
В синем вагоне на нижней полке появляется звук-человечек.
Вывод:
– Наш звук занял своё место. Дайте характеристику звуку [Ш]. (Этот звук согласный, глухой, всегда твердый, Обозначается синим цветом.
-Молодцы! Хорошо поработали! Пришло врем немного отдохнуть.
II. Большая физминутка. (Демонстрация слайда (№15)
III. Знакомство с буквой.
1) Знакомство с печатными буквами Ш, ш.
- Ребята, мы познакомились со звуком [ш], а сейчас время пришло узнать и букву. А помогут нам в этом друзяья Смешарики, к которым мы сейчас отправимся в гости. А чтобы быстрей добраться мы полетим на воздушных шарах. И, так, готовы? Тогда в путь.(Дети изображают полёт на воздушном шарах.)
На экране появляется поляна. На поляне доска, парта. (Демонстрация слайда №16)
-Отгадайте, дети, кто первый нас встретит?
Хоть он и Ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же...
(Крош)
На поляне появляется Крош, Нюша с воздушными шарами.
- Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш. Крош научит нас писать букву «Ш». Приготовьте четыре счетные палочки и внимательно смотрите.
(Демонстрация слайда №17)
На экране появляются один за одним элементы буквы «Ш». Дети повторяют и выкладывают букву из палочек. На что похожа буква «Ш»? (Ответы детей.)
***
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
***
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
***
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
***
Ах, табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
На доске демонстрируется буква - перевёртыш, картики: вилы, ковш.
На экране появляются заглавная и строчая буквы Ш, ш. (Демонстрация слайда №18)
– Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две?
(С заглавной буквы мы будем писать имена собственные – имена и фамилии людей, клички животных, названия стран, годов, улиц и рек – и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы)
- Давайте напишем букву Ш в воздухе. Дети прописывают в воздухе. А теперь научимся печатать заглавную и строчную буквы Ш, ш.
Печатание буквы в тетради.
2)Малая физминутка. (Демонстрация слайда №19)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик сесть опять.
3)Образование слоговых рядов.
-Отгадайте, кто следующий герой из Смешариков будет нас встречать?
Певец, романтик и поэт –
Почти законченный портрет,
Он - меланхолик и педант,
Он - нерастраченный талант.
(Бараш)
На поляне появляется Бараш. (Демонстрация слайда №20)
-Конечно это Бараш! Вместе с Барашем мы научимся составлять слоги с новой буквой.
-Кто образуют слоги? (Гласные.)
-Назовите их. (а,о, у)
Гласные появляются на экране. (Демонстрация слайда №21)
А согласные что делают? (Помогают.)
И,так, Бараш предлагает вместе с ним побегать по беговой дорожке и образовать слоги.
На экране беговая дорожка, Бараш двигается от буквы к букве, образовывается слог. Дети читают. (Демонстрация слайдов №22,23,24,25,26,27)
ш а ша аш
ш о шо ош
ш у шу уш
Ша – шо – шу
Аш – ош – уш
Воспроизведение чистоговорок:
Произнесем чистоговорки:
Ша – ша – ша – мама моет малыша;
Шо – шо – шо – говорите хорошо;
Шу – шу – шу – дайте ложку малышу;
Аш – аш – аш – у меня есть карандаш;
Ош – ош – ош – на берегу лежит морж;
Уш – уш – уш – я приму тёплый душ;
4) Чтение по букварям Н.Жуковой.
– Молодцы. Открываем буквари, надо – прочитать слоги и слова.
Дети по цепочке читают.
5.Беседа «Воздушные шары» (Демонстрация слайда №28)
-А сейчас к нам придет ещё один герой, а зовут его… Отгадайте сами.
Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали кто это?
Конечно...
(Лосяш)
На поляне появляется Лосяш.
-Правильно, это Лосяш. Он приготовил для вас увлекательный рассказ о «Воздушных шарах» (Демонстрация слайда №29)
Воздушные шары.
За много лет до первой движущейся машины – парохода – люди придумали воздушный шар, который плавал по воздуху почти так же, как корабль по воде. Громадным шёлковый мешок наполняли горячим воздухом, который шёл от такого же громадного костра. Шар поднимался сам и поднимал подвешенную к нему корзинку с людьми. Пароход плавал в любом направлении и причаливал к пристани. А шар летел только в ту сторону, куда дул ветер. А когда в нём остывал воздух, шар падал на землю, где придётся. И на таких шарах люди мечтали полететь на Луну.
Сейчас, когда есть самолёты и летающие на Луну космические корабли – ракеты, воздушные шары не ушли «на пенсию». Их запускают без людей, а с разными приборами, по их показаниям можно узнать, какая будет завтра погода.
6. Подведение итогов. (Демонстрация слайда №30)
– Чем мы сегодня занимались на занятии? О каком звуке мы сегодня говорили? С какой буквой мы сегодня познакомились?
Что вам понравилось больше всего? Какие герои помогали нам сегодня на уроке?
Мы в гостях у зверят побывали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики!
Что общего объединяло их? Ответы детей. (Звук [ш], буква Ш.) Поблагодарим Смешариков и подарим им воздушные шары! (Демонстрация слайда №31)
А вы, ребята, молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Вот занятию конец, а кто работал – молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"
План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....
План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"
Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....