Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности"
статья по биологии на тему
В рамках урочного времени проблемам гигиены, здоровьесбережения и социоэкологии человека не удается уделить достаточно времени, что объясняет строгими рамками программы. Актуальность данных вопросов требует проведения дополнительных занятий в форме внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать, недостатки с отстающими или одаренными людьми.
Главное- осуществляется взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
В основу положены принципы:
-непрерывность дополнительного образования как механизма обеспечивающего полноту и цельность образования в целом.
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе деятельности.
-единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования.
-система организации управления учебно- воспитательного процесса.
Учитывать интересы и потребности детей
Предполагаемый результат курса:
Три уровня:
- Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общественной и социальной реальности в целом.
- Приобретение опыта самостоятельного социального действия
Задачи:
-Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка
-снизить учебную нагрузку
-улучшить условия для развития ребенка
-учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Важный момент- выбор тематики программы.
Критериями выбора являются:
-актуальность, социальная (направленность) востребованность предлагаемой к реализации темы.
-уровень интереса к ней учеников.
Сам предмет «биология» помимо миропознавательной функции подразумевает решение еще нескольких, крайне важных задач: помощь в осознании детьми своего места в системе природы и правил нормального функционирования организма человека. В рамках урочного времени проблемам гигиены, здоровьесбережения и социоэкологии человека не удается уделить достаточно времени, что объясняет строгими рамками программы. Актуальность данных вопросов требует проведения дополнительных занятий в форме внеурочной деятельности.
Поскольку здоровье всегда является актуальным для человека , поэтому для своей программы я выбрала тему «Здоровье-твое главное богатство».
В настоящее время существует понятие «валеологическое воспитание»-
пропаганда здорового образа жизни, искоренение вредных привычек.
По данным всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1 место по количеству курящих детей и подростков, 33% -
постоянные курильщики и к совершеннолетию имеют различные хронические заболевания.
По продолжительности жизни Россия занимает в мире 122 место, хотя еще 15 лет назад находилось на 100 месте, за 15 лет позиция ухудшилась на 22 пункта.
24 декабря 2010 года президент РФ Медведев Д.А. в своем выступлении «Итоги года с президентом России» сказал: «…26 млн детей и подростков, проживающих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми…». Действительно, дети - это будущее нашей страны, а здоровье общества определяется здоровьем его членов. Общество не может быть здоровым, если его составляют больные люди.
Не смотря на развитие науки, определенное повышение уровня жизни и качества медицинского обслуживания количество больных людей, в том числе и детей, не только не уменьшается, а напротив возрастает, что связано с низким уровнем культуры здорового образа жизни в нашей стране.
Поэтому на занятиях внеурочной деятельности необходимо сформировать у детей культуру здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
1.Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми
2.Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
3.Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность
4.Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
5.Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты:
1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.
2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;
3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;
4.Влияние факторов риска на здоровье человека;
5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;
7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;
8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.
9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;
10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);
11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;
12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;
Личностные результаты:
1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека
2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
3.Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Содержание программы:
1.Введение
Раскрыть понятие “здоровье”, культура здорового образа жизни,влияние наследственности, экология,качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм.
2.Здоровый образ жизни
Раскрыть понятие “здорового образа жизни”,его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей,опасноть вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.
3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья
Формировать представление о процессе закаливания, значении принципов постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.
4. Рациональное питание.
Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня.
5. Движение – это жизнь.
Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека.
6.Виды травм и первая медицинская помощь.
Раскрыть понятие первой доврачебной помощи, познакомить с наиболее часто встречающимися видами травм и способами оказания помощи, раскрыть значимость своевременных мероприятий в процессе выздоровления.
7.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.
Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.
8.Чистота – залог здоровья.
Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия “экология жилища”.
9.Живые организмы и их влияние на здоровье.
Познакомить с наиболее часто встречающимися организмами, которые могут быть опасными для человека из-за своей ядовитости, а также растениями, которые могут быть полезными для человека, поскольку обладают лечебным действием.
Таким образом, на занятиях внеурочной деятельности , мы закладываем фундамент правильного отношения к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»
Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...
План-конспект мастер-класса по здоровьесберегающим технологиям во внеурочной деятельности учащихся «Путешествие в зимний лес. Рисование в нетрадиционной технике».
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов....
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в школе для детей с ОВЗ
В программе модернизации российского образования приоритетными с задачами ставятся оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач...
Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
Структура мастер-класса: 1. Вступление.2. Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...
Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...
Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности в школе
Внеурочная деятельность является неотъемлемым компонентом современного образовательного процесса. Здоровьесбережение школьников во внеурочной деятельно...
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
содержит выступление по теме и презентацию...